СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. 7. "Чувственное и рациональное познание. Мышление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал "Чувтственное и рациональное познание. Мышление" включает теорию и практику, предназначен для уроков обществознания и подготовки к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 7. "Чувственное и рациональное познание. Мышление"»

4


Тема №7 «Чувственное и рациональное познание. Мышление»

п/п

Проблема

1

Чувственное, рациональное, иррациональное познание




Вопросы

для сравнения

Чувственное познание

Рациональное познание

Уровень познания

низшая ступень познания


свойственно и человеку и животному


высшая ступень познания


свойственно только человеку


Путь познания

При помощи органов чувств — органы чувств помогают человеку познавать окружающий мир с помощью ощущений, восприятий, представлений. При этом задействованы 5 органов чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

При помощи языка и речи — позволяют человеку называть окружающие предметы, описывать их свойства и признаки, что даёт возможность определить общее у этих предметов и составить: понятия, суждения, умозаключения


Смысл форм познания

Ощущение -

отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (зрительные, слуховые, осязательные)

Восприятие

воздействие на органы чувств целостного образа предмета, который непосредственно воздействует на органы чувств

Представление

чувственный обобщенный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании человека без их непосредственного воздействия

Понятие

мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов и процессов действительности

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении

Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения, при этом  формируются вопросы, выводы, теории.

Виды умозаключений:

  • индуктивное (мысль движется от единичного факта к общему утверждению/выводу

  • дедуктивное (мысль движется от общего к частному, данным методом пользуются детективы)

  • получаемое по аналогии (умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении; решение задач по физике и математике, характеристика исторических явлений)

Вывод:

Формами познания являются

ощущение

восприятие

представление

понятие

суждение

умозаключение

Особенности

  1. Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта.

  2. Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

  3. Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

  1. Опора на результаты чувственного познания.

  2. Абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов.

  3. Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Сторонники познания

сенсуалисты


рационалисты


Иррациональное познание (интуиция)


Своеобразной формой сопряжения (сочетания) чувственного и рационального в познании выступает интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.


Различают следующие виды интуиции:

– интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;

– мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.


Признаки интуиции

  • интуиция – это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник появления которой невозможно точно идентифицировать или объяснить.

  • интуиция может служить основой для многих важных гипотез, поэтому является компонентом научных знаний

  • интуиция в сою очередь не может считаться убедительным источником истинных знаний об окружающей нас действительности, т.к. часто основывается на недостоверной информации, служит предварительной ступенькой к научному знанию


2

Мышление: понятие, стадии развития, мыслительные операции. Роль мышления



А)

Мышление

вид ум­ствен­ной де­я­тель­но­сти, за­клю­ча­ю­щий­ся в по­знании сущ­но­сти вещей и яв­ле­ний, за­ко­но­мер­ных свя­зей между ними.!!!!! Мышление выступает связующим звеном между чувственным и рациональным познанием


Мышление имеет опосредованный характер

Опосредованность мышления — это свойство мысли, сущность которого заключается в возможности выхода за пределы непосредственного опыта. Каждый из нас имеет жизненный опыт, на основе которого мы можем выстраивать причинно-следственные связи (например, терраса мокрая, потому что ночью был дождь).


Б)

Стадии развития:

По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит три стадии.

Первая стадия - мышление ребенка – предметно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3-х лет), то есть, мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

Вторая стадия – наглядно-образное – мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов,  материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличие от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

Третья стадия - абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль», являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств.

 В)

Мыслительные операции (приемы)

Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.

Анализ – мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

Синтез – объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека.

Абстрагирование – выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

Обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

Конкретизация – операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.

Г)

Роль мышления

  • поз­во­ля­ет по­знать окру­жа­ю­щий мир

  • раз­ви­ва­ет спо­соб­ность к твор­че­ству

  • формирует це­ле­по­ла­га­ние

  • на­коп­ле­ние опыта

  • раз­ви­тие спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка

  • пре­об­ра­зо­ва­ние окру­жа­ю­ще­го мира (изоб­ре­те­ния)

3



Тренинг по теме №7

« Чувственное, рациональное, иррациональное познание. Мышление»


Часть 1

п/п

Задания

1

Запишите слово, пропущенное в таблице


Виды познания

Формы познания

Чувственное

Ощущение,…………………., представление

Рациональное

Понятие, суждение, умозаключение

Ответ: восприятие



2

Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к чувственному познанию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. ощущение цвета, вкуса, запаха 2) абстрактность 3) наглядность

  1. обобщенность 5) предметность 6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

3

Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, представляют мыслительные операции (приемы) мышления. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. описание 2) синтез 3) наблюдение 4) абстрагирование 5) анализ 6) обобщение

4

Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, представляют операции (приемы) мышления. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. анализ 2) синтез 3) наблюдение 4) абстрагирование 5) эксперимент 6) обобщение

5

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано

  1. ощущение 2) чувственное познание 3) представление 4) восприятие

  1. образ объекта

6

Ниже при­ведён пе­ре­чень ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фор­мам по­зна­ния. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) умо­за­клю­че­ние 2) ощу­ще­ние 3) пред­став­ле­ние

4) суж­де­ние 5) пла­ни­ро­ва­ние 6) опи­са­ние

7

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры под которыми они указаны.

1) целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением
2) благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете
3) чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны
4) чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов
5) формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез

8

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

  2. рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения

  3. чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым объектом

  4. к формам чувственного познания относят понятия и суждения

  5. формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления

9

Найдите в приведенном списке характеристики чувственного познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа,

2) формирование понятий и суждений о предметах и их свойствах,

3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета,

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете,

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета.

10

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­знании и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) чув­ствен­ное по­зна­ние при­су­ще всем живым су­ще­ствам.

2) одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся вос­при­я­тие.

3) чув­ствен­ное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те.

4) чув­ствен­ное по­зна­ние в срав­нении с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изу­че­ния.

5) ис­ход­ным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние.

11

Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) с помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений.

2) ощущение — одна из форм чувственного познания.

3) одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

4) на этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации.

5) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания.

12

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ра­ци­о­наль­ном познании и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние при­су­ще толь­ко че­ло­ве­ку.

2) одной из форм ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние.

3) ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те.

4) ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние в от­ли­чие от чув­ствен­но­го спо­соб­но при­ве­сти к от­но­си­тель­ной ис­ти­не.

5) ис­ход­ным эле­мен­том ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся по­ня­тие.

13

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.

2) к формам чувственного познания относят понятия и суждения.

3) рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

4) для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.

5) чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

14

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

  2. благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете.

  3. чувственное познание и рациональное познание взаимосвязаны.

  4. рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

  5. формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

15

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением.

2) благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете.

3) чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны.

4) чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов.

5) формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез.

16

Выберите верные суждения о познании и его формах. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) с помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов.

2) к формам чувственного познания относят ощущение, наблюдение, описание.

3) на этапе рационального познания субъект отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, соотносит их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп однотипных объектов.

4) формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.

5) познавательная деятельность всегда направлена на получение практически полезного результата.  

17

Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания

  2. единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом ученых

  3. относительная истина – это ограниченно верное знание

  4. только абсолютной истине свойственна объективность

  5. истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания

18

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о мышлении за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) осо­бен­но­стью мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся его опо­сре­до­ван­ный ха­рак­тер.

2) объ­ек­тив­ной ма­те­ри­аль­ной фор­мой мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся язык.

3) де­дук­ция – это ло­ги­че­ское умо­за­клю­че­ние от част­но­го к об­ще­му.

4) син­тез как приём мыш­ле­ния есть раз­ло­же­ние пред­ме­та на со­став­ля­ю­щие его части и сто­ро­ны.

5) мыш­ле­ние не­воз­мож­но без ана­ли­за, син­те­за и срав­не­ния.

19

Установите соответствие между формами и этапами познания


Формы познания

Этапы познания


А) ощущение

Б) понятие

В) восприятие

Г) представление

Д) суждение

1) чувственное познание

2) рациональное познание

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

1

2



20

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эта­па­ми по­зна­ния и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми опе­ра­ци­я­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.


ОПЕ­РА­ЦИИ

ЭТАПЫ ПО­ЗНА­НИЯ

A) от­ра­же­ние в со­знании че­ло­ве­ка внеш­них свойств пред­ме­та

Б) от­ра­же­ние пред­ме­тов и их свойств в виде це­лост­но­го об­ра­за

B) фик­са­ция су­ще­ствен­ных свойств пред­ме­та

Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обоб­щен­но­го об­ра­за пред­ме­та

Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние на­ли­чия у пред­ме­та каких-либо свойств

Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве име­ю­щих­ся данных

  1. чувственное

  2. логическое

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

2

1

2

2



21

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

  «В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс _________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней – _________(Б) – характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и _________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся _________(Г). Другая ступень познавательного процесса – _________(Д) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, _________(Е), умозаключения».

Список терминов:

1) образ 2) рациональное познание 3) эмоциональное 4) представление

5) познание 6) суждение 7) теоретическое 8) чувственное познание

9) смысл

А

Б

В

Г

Д

Е

5

8

4

1

2

6


22

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

  «Ис­ход­ным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ________(А), воз­ни­ка­ю­щее в ре­зуль­та­те не­по­сред­ствен­но­го ________(Б) ре­аль­но­сти на ор­га­ны чувств. Но оно по­ка­зы­ва­ет нам лишь одну сто­ро­ну пред­ме­та (его цвет, вкус, запах и т.д.).

Це­лост­ный образ пред­ме­та, воз­ни­ка­ю­щий бла­го­да­ря со­еди­не­нию ин­фор­ма­ции, по­лу­чен­ной от раз­лич­ных ор­га­нов чувств, со­от­вет­ству­ет ста­дии ________(В). По­доб­ный це­лост­ный образ не может воз­ник­нуть в ходе пас­сив­но­го от­ра­же­ния пред­ме­та, и его фор­ми­ро­ва­ние яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том ак­тив­ной, опо­сре­до­ван­ной ________(Г).

После пре­кра­ще­ния воз­дей­ствия пред­ме­та на ор­га­ны чувств его образ со­хра­ня­ет­ся в ________(Д), что со­от­вет­ству­ет выс­шей форме чув­ствен­но­го по­зна­ния, на­зы­ва­е­мой ________(Е)».

А

Б

В

Г

Д

Е

6

5

9

2

4

7

1) мотив 2) де­я­тель­ность 3) по­ня­тие

4) па­мять 5) воз­дей­ствие 6) ощу­ще­ние

7) пред­став­ле­ние 8) суж­де­ние 9) вос­при­я­тие


23

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Если представление – это______________(А) предмета, то понятие – это_______________(Б) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно______________(В), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолировано, а в связи друг с другом, т.е. в виде ______________(Г), которые можно вывести на основе________________(Д) – метода, доставляющего первичный материал для научного исследования, так и опосредованным путем – с помощью________________(Е)»

А

Б

В

Г

Д

Е

8

2

3

4

6

9

1) концепция 4) умозаключение 7) проблема

2) мысль 5) сравнение 8) образ

3) ощущение 6) наблюдение 9) суждение



Часть 2

п/п

Задания

1

28 (план)

«Мышление как вид познавательной деятельности»

2

28 (план)

«Чувственное познание»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!