СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

​Подготовка к ЕГЭ: задания 16, 19, 20, 21. Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«​Подготовка к ЕГЭ: задания 16, 19, 20, 21. Синтаксис и пунктуация сложного предложения»

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Синтаксис и пунктуация сложного предложения Сложные предложения Союзные предложения Сложносочиненные предложения Бессоюзные сложные предложения Задание 16 Сложноподчиненные предложения  Задание 21 Сложные предложения с разными видами связи Задание19 СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ  Задание 20 ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Сложные предложения

Союзные предложения

Сложносочиненные предложения

Бессоюзные сложные предложения

Задание 16

Сложноподчиненные предложения

Задание 21

Сложные предложения с разными видами связи

Задание19

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Задание 20

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Сложносочиненные предложения Задание 16 СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ 136 (3 предложение) На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо. 174 (5 предложение) Поднялась луна, и тени стали чётче и длиннее.      и    . НО       и    .  

Сложносочиненные предложения

Задание 16

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

136 (3 предложение)

На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.

174 (5 предложение)

Поднялась луна, и тени стали чётче и длиннее.

и .

НО

и .

 

Ставится ,   Содержит две грамматические основы, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части. НЕ ставится  Содержит две грамматические основы, которые имеют общий второстепенный член предложения или вводное слово.

Ставится ,

Содержит две грамматические основы, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части.

НЕ ставится

Содержит две грамматические основы, которые имеют общий второстепенный член предложения или вводное слово.

Алгоритм для проверки: задание 1     и     , и      и     . Не имеют общего второстепенного   К утру    и    и   . Имеют общей второстепенный член    , и     ? Не имеют общего второстепенного члена    Вчера    и    . Имеют общей второстепенный член Критерии к заданию 1: По 1 баллу за верно составленную схему и данное пояснение (следовательно, всего 8 баллов – все схемы составлены верно и даны пояснения) - 0,5 балла за не указанные однородные члены или неверную схему, или неверное пояснение

Алгоритм для проверки: задание 1

  •   и   , и   и   . Не имеют общего второстепенного
  • К утруи  и  . Имеют общей второстепенный член
  •   , и   ? Не имеют общего второстепенного члена
  • Вчераи   . Имеют общей второстепенный член

Критерии к заданию 1:

По 1 баллу за верно составленную схему и данное пояснение (следовательно, всего 8 баллов – все схемы составлены верно и даны пояснения)

- 0,5 балла за не указанные однородные члены или неверную схему, или неверное пояснение

Сложноподчиненные предложения Задание19 ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ 214 По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды. 290 Мы с восторгом (1) смотрели на великолепные берега пролива (2) мимо (3) которых (4) проплывал наш катер.

Сложноподчиненные предложения

Задание19

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

214

По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды.

290

Мы с восторгом (1) смотрели на великолепные берега пролива (2) мимо (3) которых (4) проплывал наш катер.

Алгоритм для проверки: задание 2 Ответ 2    ,2( … ).  2. Ответ 1 4   ,1( …),4  .  Критерии к заданию 2: За правильный ответ 1 балл, за составленную схему предложения 1 балл. Всего 4 балла

Алгоритм для проверки: задание 2

  • Ответ 2

  ,2( … ).

2. Ответ 1 4

 ,1( …),4  .

Критерии к заданию 2:

За правильный ответ 1 балл, за составленную схему предложения 1 балл. Всего 4 балла

Бессоюзные сложные предложения ТИРЕ Задание 21 ДВОЕТОЧИЕ Время  Когда  ,    . ЗАПЯТАЯ Причина Условие Перечисление = И    ,  а именно  .  Если  ,    .    , и    . Пояснение    ,  потому что  .  Следствие, результат Дополнение    ,  так что  .    ,  как/что  . Сравнение    ,  словно, точно, будто  . Глаголы-действия Противопоставление  Знаю/увидел  ,    .    ,а    . Быстрая смена событий    ,    .

Бессоюзные сложные предложения

ТИРЕ

Задание 21

ДВОЕТОЧИЕ

Время

Когда , .

ЗАПЯТАЯ

Причина

Условие

Перечисление = И

, а именно .

Если , .

, и .

Пояснение

, потому что .

Следствие, результат

Дополнение

, так что .

, как/что .

Сравнение

, словно, точно, будто .

Глаголы-действия

Противопоставление

Знаю/увидел , .

.

Быстрая смена событий

, .

1. Страшная   мысль   мелькнула   в уме моём   я   вообразил   её в руках разбойников   (Пушкин).  А.    :   что   . 2. Служить бы рад    прислуживаться   тошно   (Грибоедов). Б.    -   поэтому   . 3. Молвит   слово   соловей   поёт   (Лермонтов).  В.  , а именно   :    . 4. Я   знал   удар   судьбы меня   не обойдёт   (Лермонтов).  Г.   Если   -    . 5. Будет   дождик      будут   и   грибки   (Пушкин). Д.    :  потому что     . 6. Я   умираю   мне   не к чему лгать   (Тургенев).  Е.    -   будто     . 7. Птиц   не было слышно   они   не поют   в часы зноя   (Тургенев).  Ж.    -  а   .

1. Страшная   мысль   мелькнула   в уме моём   я   вообразил   её в руках разбойников   (Пушкин).

А. : что .

2. Служить бы рад    прислуживаться   тошно   (Грибоедов).

Б. - поэтому .

3. Молвит   слово   соловей   поёт   (Лермонтов).

В. , а именно : .

4. Я   знал   удар   судьбы меня   не обойдёт   (Лермонтов).

Г. Если - .

5. Будет   дождик     будут   и   грибки   (Пушкин).

Д. : потому что   .

6. Я   умираю   мне   не к чему лгать   (Тургенев).

Е. - будто   .

7. Птиц   не было слышно   они   не поют   в часы зноя   (Тургенев).

Ж. - а .

Ответ 1 В, 2 Ж, 3 Е, 4 А, 5 Г, 6 Б, 7 Д 1. Страшная   мысль   мелькнула   в уме моём   я   вообразил   её в руках разбойников   (Пушкин).  В.  , а именно   :    . 2. Служить бы рад    прислуживаться   тошно   (Грибоедов). Ж.    -  а   . 3. Молвит   слово   соловей   поёт   (Лермонтов).  Е.    -   будто     . 4. Я   знал   удар   судьбы меня   не обойдёт   (Лермонтов).  А.    :   что   . 5. Будет   дождик      будут   и   грибки   (Пушкин). Г.   Если   -    . 6. Я   умираю   мне   не к чему лгать   (Тургенев).  Б.    -   поэтому   . 7. Птиц   не было слышно   они   не поют   в часы зноя   (Тургенев).  Д.    :  потому что     .

Ответ 1 В, 2 Ж, 3 Е, 4 А, 5 Г, 6 Б, 7 Д

1. Страшная   мысль   мелькнула   в уме моём   я   вообразил   её в руках разбойников   (Пушкин).

В. , а именно : .

2. Служить бы рад    прислуживаться   тошно   (Грибоедов).

Ж. - а .

3. Молвит   слово   соловей   поёт   (Лермонтов).

Е. - будто   .

4. Я   знал   удар   судьбы меня   не обойдёт   (Лермонтов).

А. : что .

5. Будет   дождик     будут   и   грибки   (Пушкин).

Г. Если - .

6. Я   умираю   мне   не к чему лгать   (Тургенев).

Б. - поэтому .

7. Птиц   не было слышно   они   не поют   в часы зноя   (Тургенев).

Д. : потому что   .

Сложные предложения с разными видами связи Задание 20 367 405 Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя. Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером. Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) ТО мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.

Сложные предложения с разными видами связи

Задание 20

367

405

Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) ТО мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.

Алгоритм для проверки: задание 3 1. Ответ 1 2 3 4    , и    , но, (когда … ),    и    .   2. Ответ 1 2 3 6     ,(что ), и    , (что (если …   или  ), то ).  Критерии к заданию 3: За правильный ответ1 балл, за составленную схему предложения 1 балл. Всего 4 балла

Алгоритм для проверки: задание 3

1. Ответ 1 2 3 4

  , и   , но, (когда … ),   и   .

2. Ответ 1 2 3 6

  ,(что ), и   , (что (если …  или  ), то ).

Критерии к заданию 3:

За правильный ответ1 балл, за составленную схему предложения 1 балл. Всего 4 балла

Сложные предложения Союзные предложения Сложносочиненные предложения Бессоюзные сложные предложения Сложноподчиненные предложения СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ Сложные предложения с разными видами связи ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ    , и     . НО , НЕ  ставится  ,( ),  . ставится Содержит две грамматические основы, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части. ТИРЕ  В полночь    и     . ДВОЕТОЧИЕ   , (что ) и (что ).   , ( ). Время Содержит две грамматические основы, которые имеют общий второстепенный член предложения или вводное слово. ЗАПЯТАЯ Причина  Когда  ,    .    ,  а именно  . Перечисление = И   , (когда ) и ( ). Условие  ( ) ,    .    , и    .  Если  ,    . Пояснение   , и, (когда…),    .    ,  потому что  . Следствие, результат Дополнение    ,  так что  .    , и (когда…),   то   .    ,  как/что  . Сравнение    ,  словно, точно, будто  . Глаголы-действия  Знаю/увидел  ,    . Противопоставление    ,а    . Быстрая смена событий    ,    .

Сложные предложения

Союзные предложения

Сложносочиненные предложения

Бессоюзные сложные предложения

Сложноподчиненные предложения

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Сложные предложения с разными видами связи

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

, и .

НО , НЕ ставится

  • ,( ), .

ставится

Содержит две грамматические основы, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части.

ТИРЕ

В полночь и .

ДВОЕТОЧИЕ

  • , (что ) и (что ).
  • , ( ).

Время

Содержит две грамматические основы, которые имеют общий второстепенный член предложения или вводное слово.

ЗАПЯТАЯ

Причина

Когда , .

, а именно .

Перечисление = И

  • , (когда ) и ( ).

Условие

( ) , .

, и .

Если , .

Пояснение

  • , и, (когда…), .

, потому что .

Следствие, результат

Дополнение

, так что .

, и (когда…), то .

, как/что .

Сравнение

, словно, точно, будто .

Глаголы-действия

Знаю/увидел , .

Противопоставление

.

Быстрая смена событий

, .

Оценивание № 1, 2,3 5 19-18 4 № 1,2,3,4 23 – 21 17-15 3 20 - 18 14-10 2 17 - 12 9-0 11 - 0 Домашнее задание: составить связный рассказ по таблице, подобрав самостоятельно примеры, которые запишите в тетради (на « отлично » - единая тема « Золотая осень » - должен получиться текст)

Оценивание

1, 2,3

5

19-18

4

1,2,3,4

23 – 21

17-15

3

20 - 18

14-10

2

17 - 12

9-0

11 - 0

Домашнее задание: составить связный рассказ по таблице, подобрав самостоятельно примеры, которые запишите в тетради (на « отлично » - единая тема « Золотая осень » - должен получиться текст)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!