ЛИТЕРАТУРА – 7 класс
Подготовка к контрольному сочинению на тему «Нужны ли нам в жизни сочувствие и сострадание?»
.
(По произведениям писателей ХХ века)
РАССУЖДЕНИЕ — тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.
Модель рассуждения
• Тезис
• Доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, ссылки на авторитеты)
• Вывод
ТЕЗИС (греч. thesis — положение, утверждение) — утверждение, подлежащее доказательству.
В тезисе вы должны сформулировать основную мысль своего рассуждения,
а значит ответить на вопрос:
о чем вы будете писать.
Основная часть вашего сочинения посвящена рассуждению на тему,
в котором мы приводим аргументы .
В рассуждении мы будем опираться на произведения, которые изучили.
- Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
- Рассказ А. Платонова «Юшка»
В выводе сочинения мы возвращаемся к тезису, в котором подняли проблему недостатка в мире сострадания и сочувствия.
Заканчивая сочинения, вы можете ответить на вопросы:
- Чему научили вас прочитанные произведения?
- Помогает ли литература воспитать в человеке доброту и милосердие?
- Верите ли вы в то, что человечество способно измениться к лучшему?
Эпиграф — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью, с целью помочь читателю понять содержание текста.
В эпиграфе может быть подчеркнута тема, идея, сформулирована эстетическая задача, эпиграф может раскрыть смысл заглавия и содержать авторскую оценку произведения.
Оформление эпиграфа
Эпиграф пишется в правой стороне страницы, без кавычек.
Автор высказывания пишется ниже, без скобок.
НАПРИМЕР
Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Но нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Ф.И. Тютчев
Цитаты — это слова из какого-либо произведения, текста которые используются для подтверждения ваших мыслей, фраз, то есть закрепления примером.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ: заменять слова в цитате, менять их местами, изменять грамматическую форму
(например, падеж и др.).
РАЗРЕШАЕТСЯ: сокращать цитату, заменяя пропущенные слова многоточием.
Оформление цитаты
Прямая речь
А. Платонов писал: «Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души...»
«Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» - писал А. Платонов.
Косвенная речь
(цитата выделяется кавычками и начинается со строчной буквы)
Юшка говорил, что «сердце в людях бывает слепое». (по Платонову)
Собралась с силенками, «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла». (по Маяковскому)
Вводные слова — слова, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.
НАПРИМЕР:
- Конечно, эта проблема волнует меня в первую очередь. ( Конечно — вводное слово со значением уверенности)
- Может быть, люди задумаются о своей душе, и тогда, я уверен, мир изменится к лучшему. ( Может быть — вводное слово со значением предположения и убеждения )
- К сожалению, к Юшке все относились жестоко.
( К сожалению — вводное слово со значением чувства говорящего ).
- По-моему, это самый трагический момент рассказа.
( По-моему — вводное слово, сообщающее об источнике информации ).
НА ПИСЬМЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ