СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению-описанию внешности человека

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовки к сочинению - описанию внешности человека , поможет  строить своё собственное  высказывание.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-описанию внешности человека»

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе.

ТЕМА: Подготовка к сочинению-описанию внешности человека

ОБОРУДОВАНИЕ : тетради, ноутбук для показа презентации, иллюстративный материал на доске, раздаточный материал на партах.

Сколько прелести есть в человеческих лицах!

Всё смотрел бы на них и смотрел без конца...

Евгений Винокуров

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Слово учителя, показ фоторяда портретов людей. Слайды №1-6.

Определите тему нашего урока, каковы, по-вашему, его цели и задачи?

( дети называют). Слайд №7 Запись темы урока.

  1. Уточнение и постановка учителем целей урока Каждому из нас приходилось описывать внешность человека. Обычно мы это делаем, когда хотим рассказать кому-нибудь о человеке, который ему незнаком. По внешнему виду многое можно рассказать о человеке. Сегодня на уроке мы научимся описывать внешность человека и строить своё собственное высказывание, т.е. подготовимся к сочинению-описанию внешности человека .

Существует 2 вида описания: деловое и художественное

  1. Мотивация. Где в жизни вам пригодится умение описывать внешность человека? Когда необходимо деловое описание? Где может пригодиться художественное? Какой вид описания будем использовать в сочинении? Ответы детей: ( Деловое при розыске людей, художественное в литературе, во время общения с разными людьми в разных ситуациях)

  2. Актуализация опорных знаний. Познакомимся с определением портрета. Слайд №8

  1. Портрет—одно из важных понятий при описании внешности человека.

  2. Слово портрет заимствовано из фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна от лат. persona — «личность; особа»— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

3.Изучая произведения художественной литературы, мы нередко говорим о литературном портрете. Слайд №10 Давайте напомним определе­ние. « Это одно из средств характеристики героев, при помощи которого писатель стремится раскрыть их внутренний мир, показать своё отношение к герою через описание внешности, одежды, манер и т.д.» Прослушайте отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка». Это пример литературного портрета.

V Работа по теме урока.

  1. Чтение подготовленным учеником отрывка из стихотворения

Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»

( См. раздаточный материал)

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Н.А.Заболоцкий Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,

- Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

2 Беседа с классом о внешней и внутренней красоте людей, работа с текстом стихотворения.

- С кем сравнивает автор героиню стихотворения? (с лягушонком)

—Как автор описывает девочку, её портрет? (по тексту)

—О какой красоте идёт речь? Что важнее в человеке( внешняя или внутренняя красота) ?

  • Как понимаете пословицу «Красота человека - в его сердце»?

Задание: ( См. раздаточный материал).В каком из выражений точнее выражена основная мысль стихотворения?

  1. Не родись красивой, а родись счастливой.

Б) Встречают по одёжке, а провожают по уму.

  1. С лица не воду пить.

  1. Работа по составлению плана описания внешности человека.

Портрет—это одна из составляющих описания внешности человека. Что ещё входит в понятие ВНЕШНОСТЬ?

Познакомимся с отрывком из книги «Энциклопедия для маленьких принцесс». В понятие внешность входят три группы элементов:

первоефизический облик: пропорции фигуры, цвет кожи, волос, глаз, черты лица—всё то, что дано человеку от природы, и есть его физический облик.

Задание: найдите и зачитайте в раздаточном материале пример такого описания. Слайд №12

Например: «...была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.(Настя из повести «Кладовая солнца» М. М.Пришвин.)

Вторая группа.Твои движения, позы, мимика, жесты, походка, интонация голоса не менее важны, чем физический облик. Задание: найдите и зачитайте в раздаточном материале пример описания движения героини.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит. (Царевна - лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина)

Третья группа. Многое зависит от оформления внешности: одежда, причёска, образ (имидж).Задание: найдите и зачитайте в раздаточном материале пример описания наряда героя.

У оратая сапожки зелен сафьян,

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту - пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати

У оратая шапка пуховая,

А кафтанчик у него чёрна бархата» (Оратай из былины «Вольга и Микула Селянинович»)

—Примеры какого описания мы зачитали? Делового или художественного?

Слайд № 11 Пример какого описания вы увидели? (делового описания)

ЗАПОМНИТЕ: внешность человека включает все эти признаки и воспринимается целиком. Итак, можно составить план описания внешности. . Слайд № 12

Примерный план описания внешности человека

  1. Почему я решил описать именно этого человека?

  2. Как долго уже знакомы и первое впечатление о нём.

З. Описание физического облика человека: фигура, рост, цвет волос,черты лица.

4.Описание одежды, причёски.

5.Описание человека в движении: мимика, жесты, походка.

6. Отметить самое яркое, особенное, индивидуальное («изюминку»).

( Дети записывают план в тетрадь).

4.Знакомство с «портретной лексикой» (См.раздаточный материал)

  1. Работа в парах: рассмотрите внимательно друг друга и создайте словесный портрет одноклассника, пользуясь портретной лексикой и планом к сочинению. Помните, что у сочинения есть вступление, основная часть и заключение.

VI Рефлексия. «Микрофон» . Интервью учителя.

  • Вам понравилось описывать одноклассника? Какое у вас настроение?

  • Вы любите людей? Что именно нравится в людях?

  • Для вас важнее то, как выглядит ваш друг или что-то другое?

  • Какую роль будет играть наличие или отсутствие модной одежды у вашего друга?

  • Что значит понятие «внутренняя красота»?

  • Вы готовы к написанию сочинения-описания личности человека?

VII Подведение итогов. Домашнее задание. Написать сочинение о ком- либо из близких вам людей: « Мой лучший друг Сергей», «Моя лучшая подруга…», « Моя мама» и т.д.

Комментарии учителя по оформлению письменной работы: слово «тема» не пишем, название темы—без кавычек, между темой и самим сочинением строку не пропускаем, пишем разборчиво, если нужно исправить, зачёрки­ваем прямой линией. Два первых пункта плана могут быть вступлением, а последний—заключением.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Подготовка к сочинению-описанию внешности человека

Портрет— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.



НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду.

Н.А.Заболоцкий

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?


Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

—О какой красоте идёт речь? Что важнее в человеке( внешняя или внутренняя красота) ?

Задание: В каком из выражений точнее выражена основная мысль стихотворения?

  1. Не родись красивой, а родись счастливой.

Б) Встречают по одёжке, а провожают по уму.

  1. С лица не воду пить.

Примеры элементов описания внешности человека.

  1. «. была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.(Настя из повести «Кладовая солнца» М. М.Пришвин.)

Б) А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит. (Царевна - лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина)

  1. У оратая сапожки зелен сафьян,

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту - пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шапка пуховая,

А кафтанчик у него чёрна бархата» (Оратай из былины «Вольга и Микула Селянинович»)








Используйте “портретную лексику”.

Не забывайте, что глаза называют «зеркалом души человека»

  • ГЛАЗА - серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, приветливые, недоверчивые, коварные.

ВЗГЛЯД - растерянный, весёлый, недоверчивый, открыты

  • грустный, восторженный, хитрый, доверчивый.

ЛИЦО—круглое, овальное, узкое, бледное, смуглое, румяное.

БРОВИ—широкие, узкие, светлые, тёмные, густые.

НОС - прямой, с горбинкой, курносый, вздёрнутый, широкий, узкий.

  • ВОЛОСЫ, ПРИЧЁСКА - каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, короткая стрижка.

  • ПОХОДКА - собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная, лёгкая.


Примерный план описания внешности человека.

1 Почему я решил описать именно этого человека?

2.Как долго вы уже знакомы и первое впечатление о нём.

З.Описание физического облика человека: фигура, рост, цвет

волос,черты лица.

4.Описание одежды, причёски.

5.Описание человека в движении: мимика, жесты, походка.

6.Отметить самое яркое, особенное, индивидуальное («изюминку»).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!