Урок развития речи по русскому языку в 7 классе.
ТЕМА: Подготовка к сочинению-описанию внешности человека
ОБОРУДОВАНИЕ : тетради, ноутбук для показа презентации, иллюстративный материал на доске, раздаточный материал на партах.
Сколько прелести есть в человеческих лицах!
Всё смотрел бы на них и смотрел без конца...
Евгений Винокуров
ХОД УРОКА
Оргмомент. Слово учителя, показ фоторяда портретов людей. Слайды №1-6.
Определите тему нашего урока, каковы, по-вашему, его цели и задачи?
( дети называют). Слайд №7 Запись темы урока.
Уточнение и постановка учителем целей урока Каждому из нас приходилось описывать внешность человека. Обычно мы это делаем, когда хотим рассказать кому-нибудь о человеке, который ему незнаком. По внешнему виду многое можно рассказать о человеке. Сегодня на уроке мы научимся описывать внешность человека и строить своё собственное высказывание, т.е. подготовимся к сочинению-описанию внешности человека .
Существует 2 вида описания: деловое и художественное
Мотивация. Где в жизни вам пригодится умение описывать внешность человека? Когда необходимо деловое описание? Где может пригодиться художественное? Какой вид описания будем использовать в сочинении? Ответы детей: ( Деловое при розыске людей, художественное в литературе, во время общения с разными людьми в разных ситуациях)
Актуализация опорных знаний. Познакомимся с определением портрета. Слайд №8
Портрет—одно из важных понятий при описании внешности человека.
Слово портрет заимствовано из фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа»— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
3.Изучая произведения художественной литературы, мы нередко говорим о литературном портрете. Слайд №10 Давайте напомним определение. « Это одно из средств характеристики героев, при помощи которого писатель стремится раскрыть их внутренний мир, показать своё отношение к герою через описание внешности, одежды, манер и т.д.» Прослушайте отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка». Это пример литературного портрета.
V Работа по теме урока.
Чтение подготовленным учеником отрывка из стихотворения
Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»
( См. раздаточный материал)
НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Н.А.Заболоцкий Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,
- Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
2 Беседа с классом о внешней и внутренней красоте людей, работа с текстом стихотворения.
- С кем сравнивает автор героиню стихотворения? (с лягушонком)
—Как автор описывает девочку, её портрет? (по тексту)
—О какой красоте идёт речь? Что важнее в человеке( внешняя или внутренняя красота) ?
Задание: ( См. раздаточный материал).В каком из выражений точнее выражена основная мысль стихотворения?
Не родись красивой, а родись счастливой.
Б) Встречают по одёжке, а провожают по уму.
С лица не воду пить.
Работа по составлению плана описания внешности человека.
Портрет—это одна из составляющих описания внешности человека. Что ещё входит в понятие ВНЕШНОСТЬ?
Познакомимся с отрывком из книги «Энциклопедия для маленьких принцесс». В понятие внешность входят три группы элементов:
первое—физический облик: пропорции фигуры, цвет кожи, волос, глаз, черты лица—всё то, что дано человеку от природы, и есть его физический облик.
Задание: найдите и зачитайте в раздаточном материале пример такого описания. Слайд №12
Например: «...была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.(Настя из повести «Кладовая солнца» М. М.Пришвин.)
Вторая группа.Твои движения, позы, мимика, жесты, походка, интонация голоса не менее важны, чем физический облик. Задание: найдите и зачитайте в раздаточном материале пример описания движения героини.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит. (Царевна - лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина)
Третья группа. Многое зависит от оформления внешности: одежда, причёска, образ (имидж).Задание: найдите и зачитайте в раздаточном материале пример описания наряда героя.
У оратая сапожки зелен сафьян,
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту - пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати
У оратая шапка пуховая,
А кафтанчик у него чёрна бархата» (Оратай из былины «Вольга и Микула Селянинович»)
—Примеры какого описания мы зачитали? Делового или художественного?
Слайд № 11 Пример какого описания вы увидели? (делового описания)
ЗАПОМНИТЕ: внешность человека включает все эти признаки и воспринимается целиком. Итак, можно составить план описания внешности. . Слайд № 12
Примерный план описания внешности человека
Почему я решил описать именно этого человека?
Как долго уже знакомы и первое впечатление о нём.
З. Описание физического облика человека: фигура, рост, цвет волос,черты лица.
4.Описание одежды, причёски.
5.Описание человека в движении: мимика, жесты, походка.
6. Отметить самое яркое, особенное, индивидуальное («изюминку»).
( Дети записывают план в тетрадь).
4.Знакомство с «портретной лексикой» (См.раздаточный материал)
Работа в парах: рассмотрите внимательно друг друга и создайте словесный портрет одноклассника, пользуясь портретной лексикой и планом к сочинению. Помните, что у сочинения есть вступление, основная часть и заключение.
VI Рефлексия. «Микрофон» . Интервью учителя.
Вам понравилось описывать одноклассника? Какое у вас настроение?
Вы любите людей? Что именно нравится в людях?
Для вас важнее то, как выглядит ваш друг или что-то другое?
Какую роль будет играть наличие или отсутствие модной одежды у вашего друга?
Что значит понятие «внутренняя красота»?
Вы готовы к написанию сочинения-описания личности человека?
VII Подведение итогов. Домашнее задание. Написать сочинение о ком- либо из близких вам людей: « Мой лучший друг Сергей», «Моя лучшая подруга…», « Моя мама» и т.д.
Комментарии учителя по оформлению письменной работы: слово «тема» не пишем, название темы—без кавычек, между темой и самим сочинением строку не пропускаем, пишем разборчиво, если нужно исправить, зачёркиваем прямой линией. Два первых пункта плана могут быть вступлением, а последний—заключением.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Подготовка к сочинению-описанию внешности человека
Портрет— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду.
Н.А.Заболоцкий
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
—О какой красоте идёт речь? Что важнее в человеке( внешняя или внутренняя красота) ?
Задание: В каком из выражений точнее выражена основная мысль стихотворения?
Не родись красивой, а родись счастливой.
Б) Встречают по одёжке, а провожают по уму.
С лица не воду пить.
Примеры элементов описания внешности человека.
«. была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.(Настя из повести «Кладовая солнца» М. М.Пришвин.)
Б) А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит. (Царевна - лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина)
У оратая сапожки зелен сафьян,
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту - пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шапка пуховая,
А кафтанчик у него чёрна бархата» (Оратай из былины «Вольга и Микула Селянинович»)
Используйте “портретную лексику”.
Не забывайте, что глаза называют «зеркалом души человека»
ГЛАЗА - серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, приветливые, недоверчивые, коварные.
ВЗГЛЯД - растерянный, весёлый, недоверчивый, открыты
грустный, восторженный, хитрый, доверчивый.
ЛИЦО—круглое, овальное, узкое, бледное, смуглое, румяное.
БРОВИ—широкие, узкие, светлые, тёмные, густые.
НОС - прямой, с горбинкой, курносый, вздёрнутый, широкий, узкий.
ВОЛОСЫ, ПРИЧЁСКА - каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, короткая стрижка.
ПОХОДКА - собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная, лёгкая.
Примерный план описания внешности человека.
1 Почему я решил описать именно этого человека?
2.Как долго вы уже знакомы и первое впечатление о нём.
З.Описание физического облика человека: фигура, рост, цвет
волос,черты лица.
4.Описание одежды, причёски.
5.Описание человека в движении: мимика, жесты, походка.
6.Отметить самое яркое, особенное, индивидуальное («изюминку»).