СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению по русскому языку ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по русскому языку ЕГЭ»

Тема урока: Обучение комплексному анализу текста О.М. Безымянная «Притча об Истине»

(подготовка к выполнению в части «С»)



Форма проведения: Урок – практикум.

Техническое обеспечение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Применяемые технологии: проблемно-исследовательская, развивающая.

Используемые методы и дидактический прием: Реализация принципа развивающего обучения, самостоятельности и активности; работа с текстом, работа с электронными словарями, энциклопедией в интернете.

Цель: формирование языковой и коммуникативной компетенции; закрепление навыка анализа текста с целью подготовки к выполнению части «С»; обучение способности находить в тексте полезные идеи и реализовывать их в жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • понимать философскую основу текста;

  • учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, обобщать, аргументировать собственную позицию, делать выводы;

  • развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности.

Воспитывающие:

  • формировать бережное отношение к языку, воспитывать интерес к предмету;

  • содействовать развитию умений учащихся общаться между собой;

  • помочь учащимся понять ценность совместной деятельности.



Сценарий урока:

I.Объявление цели и задач урока

II.Групповая работа (всего три группы)

Задание для I-ой группы. Использован приём перепутанной логической цепочки. Текст притчи разрезан на отдельные предложения.

- Определите порядок следования предложений. Прочитайте выразительно текст притчи.

Учащиеся II-ой и III-ей групп участвуют в обсуждении вопросов на повторение.



- В чём особенность жанра «притча»? (назидательная, поучительная проза, имеющая мораль).

- Как вы считаете, какие проблемы поднимают авторы притч? (моральные, нравственные, философские)

III.Чтение притчи (текст выведен на экран и выдан учащимся)

Притча об Истине.

1) Один глупец спросил у Мудреца:

- Почему ты такой умный и где ты набрался такой мудрости?

2) И сказал Мудрец:

- Я достиг Высоты и испил из Истока.

3) Не задавал больше вопросов глупец, он бросился искать самую высокую гору и, найдя, стал подниматься на вершину, чтобы испить там мудрости.

4) Он долго шёл, и, наконец, поиски его увенчались успехом: он нашёл исток ручья и испил из него.

5) Когда глупец вернулся, то посчитал себя способным вещать людям Истину.

6) Но сколько и как бы он ни говорил, в речах его ничего, кроме воды, не было.

7) И обратился он снова к Мудрецу со словами:

- Я достиг вершины горы и испил там из истока ручья, почему же я не стал таким же, как ты?

8) Ответил ему Мудрец:

- Ты достиг вершины горы, а я – Вершины Сознания, ты испил из истока ручья, а я – Истока Мудрости, поэтому мои речи – Мудрость, а твои – вода.

9) Но не понял глупец слов Мудреца и сказал то, на что был способен:

- Вкусен хлеб с изюмом, но хлеба из одного изюма не бывает.

10) Речь человека не может состоять из сплошной мудрости.

11) Ты пытаешься быть мудрым, но до истинной мудрости тебе далеко.

12) То, что ты говоришь, - сплошная заумь.

13) Ничего не ответил Мудрец глупцу, да и что здесь скажешь, кроме одной мудрой фразы: «Мудрость порождает мудрость, а глупость, кроме глупости, ничего породить не сможет».

14) Это и есть Истина.

Читать притчу не до конца, у старшеклассников текст до слов: «Ничего не ответил Мудрец глупцу…»

- «Притча об Истине» Как вы понимаете значение слова «истина»?

Лингвистический комментарий.

Истина: 1) то, что существует в действительности, отражает

действительность, правда;

2)утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

IV.Анализ текста


Задания

Результаты самостоятельной работы

Лингвистический анализ

1 группа

Определите тему, проблему притчи. Выпишите ключевые слова

Тема притчи: поиски глупца истины.

Проблема: может ли глупец стать мудрым человеком?

Ключевые слова:

мудрец, мудрый, мудрость; глупец, глупый, глупость; истинный; умный.

Мудрец мудрый человек

Мудрость

1) большой ум;

2) глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт


Мудрый -

1)обладающий большим умом;

2) основанный на больших

знаниях, опыте


Глупец – глупый человек

Глупость -

1) ограниченность умственных способностей;

2) глупый поступок, слова


Глупый

1)бестолковый,

несообразительный;

2) лишенный разумной содержательности, целесообразности

2 группа

Определите стиль текста, тип речи, его композицию.

Стиль художественный с элементами разговорного (слова книжной лексики, диалог).

Тип речи – повествование.

Композиция (микротемы):

Завязка (№1,2) – обращение глупца к Мудрецу.

Развитие действия (№3-6) – поиски глупца высоты и истока.

Кульминация (№7-12) – обращение глупца к Мудрецу с обвинением.

Развязка (№13…)?



3 группа

Назовите характерные для этого текста средства выразительности, объясните их роль, приведите примеры.

Средства выразительности:

1. Эмоционально окрашенная лексика:





Испить мудрости (высок.) – выпить до конца

Увенчаться успехом (высок.) – успешно завершиться

Вешать истину (устар.) – предсказывать, говорить торжественным тоном


2. Многозначность слова:











Высота – самая высокая гора (конкретное значение)

– Вершина Сознания (символ мудрости)

Исток – исток ручья

– Исток мудрости

Сочетание конкретности с символикой создаёт явление подтекста, подчёркивает философский смысл притчи.


3. Аллегория.






4. Антитеза.








Мудрец – Глупец



5. Диалог (придаёт живость тексту, способствует резкой противоположности персонажей)




6. Инверсия (придаёт определённую ритмику тексту, напевность, фольклорную окрашенность) и т.д.


В речах его, поиски его, испить там мудрости, ответил ему Мудрец





V. Беседа.

- Дано ли глупцу понять Мудреца? Какое слово в притче это подтверждает?

(Заумь – нечто заумное, бессмыслица)

- Может ли, по мнению автора, глупец стать мудрецом?

- Вернёмся к развязке. Ничего не ответил Мудрец глупцу…

Пять минут творчества. Закончите притчу, используя афоризмы.



Афоризмы (высказывания выведены на экран и выданы учащимся)

Глупец не может быть мудрым: для этого у него слишком мало мозгов.

Ф.Ларошфуко

Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.

Ф.Ларошфуко

Глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума.

Н.Шамфор

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

И.Лафатер (Л.Н.Толстой)

Глупость – мать всех зол.

Античный афоризм

Мудрый человек твёрд в своих решениях, не входя в столкновение с людьми.

Китайская мудрость (Л.Н.Толстой)

Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек требует всего от других.

Китайская мудрость (Л.Н.Толстой)

Если можно быть учёными чужой учёностью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.

М.Монтень

Мудрецы придумывают новые мысли, а глупцы распространяют их.

Г.Гейне

Мы живём в мире, где один дурак создаёт много дураков, а один мудрец – очень мало мудрых.

Г.Лихтенберг

Ум всех людей, вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего.

Ж.Лабрюйер

Умный человек не только никогда не скажет ничего глупого, но даже никогда и не услышит ничего глупого.

Л.Берне

Если человек ищет мудрости, он умён, но если он думает, что нашёл её, он глуп.

Персидская пословица (Л.Н.Толстой)

Глупец тот, кого губит избыток ума.

Б.Грасиан

Молчание для глупца – замена мудрости.

Публиций сир

Умный человек нередко попадал бы в затруднительное положение, не будь он окружён дураками.

Ф.Ларошфуко

Когда видишь мудрого человека, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвесь свои собственные поступки.

Конфуций

Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.

Конфуций

V.Сопоставительный анализ

Выразительное чтение стихотворения Р.Рождественского «О дураках».

В городах над рекой,

в городах без реки,

рядышком с нами

совершенно спокойно

живут дураки,

сколько – не знаю.

Только знаю,

что дело совсем не в числе

(лишние стрессы).

Даже больше скажу:

дураки на земле

очень полезны.

Развиваться бы,

двигаться без дураков

Жизнь перестала!

(так в каком-то лесу

истребили волков –

зайцев не стало.)

Что ж, дурак есть дурак.

Не проймёшь ты его –

честное слово!

Он до гроба – дурак.

Иногда – своего.

Чаще - чужого.


Пуля – дура, конечно.

Но дура из тех, что – убивает…

А без крови победа,

без пота успех –

так не бывает!

Это – вечное правило жизни.

И я мыслю конкретно:

дураки существуют,

чтоб воля твоя зрела и крепла!

Чтоб шагал ты уверенно и тяжело,

жил без предела!

Чтоб назло дуракам,

прохиндеям назло – двигалось дело!

Чтоб твои – безутешные прежде - зрачки

силой мерцали!..

Нам нужны дураки!

Чтобы

Недураки

Были

бойцами!




- Перекликаются ли, по вашему мнению, притча О.М.Безымянной и стихотворение Р.Рождественского? Свой ответ аргументируйте.

VI.Подытожим урок

Закончим чтение притчи О.М.Безымянной (предложения №13,14).

- Какова философская идея притчи?

Автор убеждена, что мудрость прорастает только на благодатной почве. Глупца можно чему-то научить, но мудрым он никогда не станет. Туда, где нет места для ума, разум не вложишь.

VII.Домашнее задание

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста, и его позицию. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.



Приложение

Композиция

1.Завязка. Обращение глупца к Мудрецу.

2.Развитие действия. Поиски глупцом высоты и истока.

3.Кульминация. Обращение глупца к Мудрецу с обвинением.

4.Развязка.   Ничего не ответил Мудрец...

Микротемы

Обращение глупца к мудрецу

Один глупец спросил у Мудреца:

- Почему ты такой умный и где ты набрался такой мудрости?

И сказал Мудрец:

- Я достиг Высоты и испил из Истока.

Поиски глупцом высоты и истока

Не задавал больше вопросов глупец, он бросился искать самую высокую гору и, найдя, стал подниматься на вершину, чтобы испить там мудрости. Он долго шел, и, наконец, поиски его увенчались успехом: он нашел исток ручья и испил из него. Когда глупец вернулся, то посчитал себя способным вещать людям Истину. Но сколько бы и как бы ор ни говорил, в речах его ничего, кроме воды, не было.













Обращение глупца к Мудрецу с обвинением

И обратился он снова к Мудрецу со словами: 

-Я   достиг вершины горы и испил там из истока ручья, почему же я не стал таким же, как ты? Ответил ему Мудрец:

-  Достиг вершины горы, а я - Вершины Сознания, ты испил из истока ручья, а я - Истока Мудрости, поэтому мои речи - Мудрость, а твои - вода. Но не понял глупец слов Мудреца и сказал то, на что был способен:

- Вкусен хлеб с изюмом, но хлеба из одного изюма не бывает. Речь человека не может состоять из сплошной мудрости. Ты пытаешься быть мудрым, но до истинной мудрости тебе далеко. То, что ты говоришь,- сплошная заумь.

Это и есть Истина

Но ничего не ответил Мудрец глупцу... Да и что здесь скажешь, кроме одной мудрой фразы:

-  Мудрость порождает мудрость, а глупость, кроме глупости, ничего породить не может. Это и есть Истина.











Лингвистический комментарий

Многозначность слова

Высота: 1.Самая высокая гора Исток:1.Исток ручья

              2.ВершинаСознания 2.Исток Мудрости

Эмоционально-окрашенная лексика

Испить мудрости (высокое).

Увенчаться успехом (высокое).

Вещать людям истину (устаревшее).

                                                    Творческое задание

   

Если человек ищет мудрости, он умён, но если он думает, что нашёл её, он глуп.

Персидская пословица

 

 



Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста, и его позицию. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!