СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению–рассуждению (в формате ЕГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Юрия Лотмана.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению–рассуждению (в формате ЕГЭ)»


Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ.


Цели:

Образовательные:

систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.

Развивающие:

использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;

Воспитательные:

создать условия для формирования коммуникативной личности


Оборудование:

- компьютер и проектор;

- презентация к уроку;

- раздаточный материал (текст Юрия Лотмана, сочинение учащихся, таблицы для заполнения, критерии оценивания ответа задания С1);

- рабочие тетради для работы над частью С.


Тип урока: урок – практикум

Ход урока

.


1.Организационный момент. Постановка темы урока.

(На доске критерии оценивания сочинения).Перед вами таблица оценивания сочинения Как вы думаете, над какой темой урока мы будем работать?

Итак, у нас урок родного языка, по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ» пройдет под девизом «Чтобы научиться писать, надо писать!». Открываем тетради, записываем тему урока и эпиграф к уроку:

«Чтобы научиться писать, надо писать!» ( Д. Лихачев)





2.Мотивационный этап:

-Почему нужно научиться писать сочинение, а может достаточно выполнить только тестовые задания частей А и В?

(выслушать ответы учащихся)

- Без сочинения вы сможете набрать по 100-бальной системе 58 баллов, если не допустите ни одной ошибки. Маловато для поступления в ВУЗ. Поэтому наша цель сегодня - отрабатывать навыки написания сочинения

Ш. Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.


а)Учитель: Перед вами критерии проверки части С. Опираясь на них, расскажите о структуре сочинения - рассуждения на основе исходного текста.

Ученик: Примерный план сочинения - рассуждения выглядит следующим образом:

  1. Вступление (может и не быть)

  2. Проблема текста.

  3. Комментарий к проблеме (только текстуальный).

  4. Позиция автора.

  5. Согласие/несогласие (корректное) с автором.

  6. Аргументация собственного мнения.

  7. Вывод.

Учитель: Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3, 4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности, чтобы эксперту было легче проверять.

1) Работа с текстом

Перед чтением текста, хочу обратить ваше внимание на проблему. Итак, первоочередная задача – правильно выявить проблему текста, т.к. именно она задает тон всей будущей работе. Читая внимательно текст, отслеживайте проблемы, помните, что их в тексте может быть две, три и более. Необходимо найти только одну, которую легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе, если проблема определена и сформулирована неверно, то по 1-4 критериям вы получите 0 баллов. Итак, что же такое проблема?

Ученик: Это основной вопрос, над которым задумывается автор.



2) Чтение текста Юрия Лотмана.



Задание классу: 1) Послушайте текст. 

Текст ( карточки с текстом всем). 

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких людей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие.

И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют, и что те, что сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас

5)Определите проблемы текста



- О чем этот текст?

-Предлагаю вам сформулированные проблемы.

- Все ли эти проблемы отражены в данном тексте? Укажите, какие из них не стоит выбирать. Аргументируй те свой ответ

Укажите номера правильных ответов.

1. В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к Великой Отечественной войне.

2. В тексте Юрия Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.

3. Что такое «мир»? Какое влияние он оказывает на человека? Такие вопросы заинтересовали автора.

4. Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов.

(Ответ: №2 и №4 – Проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни).



6)Какую из них легче прокомментировать и аргументировать?( проблема межнациональных конфликтов)



7)Прокомментируйте проблему, опираясь на текст

(1. Автор рассказывает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей, а теперь он «вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли».

2. Литературовед говорит, что все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Автор убеждён, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому»,- пишет он.)



8)Укажите позицию автора.( : он возмущён «клиническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга.)



9)Подберите аргументы к тексту(АнатолияйПриставкин «Ночевала тучка золотая» . В повести показана дружба двух мальчиков)



IV. Работа в группах с готовым сочинением по тексту Юрия Лотмана.

1 группа

( карточки с готовым сочинением всем присутствующим + документ с текстом сочинения на ноутбуке, где работает 1 группа детей).





Сочинение

(текст на отдельной странице в ноутбуке для работы группы)

Культуролог и литературовед Юрий Лотман в своём тексте поднимает проблему межнациональных конфликтов, так остро стоящую в наши дни. Автор рассказывает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей, а теперь он «вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли». Литературовед утверждает, что все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Автор убеждён, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому»,- пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каждого из нас. Позиция Юрия Лотмана предельно ясна: он возмущён «клиническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга. Невозможно не согласиться с автором. Я тоже убеждёна в том, что межнациональные войны – это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. К несчастью, время ничему не учит людей. Мы постоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты. В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: непрекращающиеся военные конфликты на Кавказе, преследование евреев. Мы были свидетелями национального конфликта в Киргизии. В настоящее время идёт братоубийственная война на Украине. Все народы должны сплотиться ради жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле. Проблема межнациональной розни Анатолия Приставкина «Ночевала нашла отражение и в русской литературе. В повести тучка золотая» показана дружба двух мальчиков – Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями. Все народы – братья, а братоубийству не может быть прощения. В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман – мудрый человек. Он призывает читателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить бессмысленное истребление народами друг друга, ведь «колокол звонит по каждому из нас»!

Задание: Разделите сочинение на абзацы.

Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.

Все ли пункты плана отражены в сочинении? (10мин) 

4. Проверка самостоятельной групповой работы путём демонстрации полученного текста на экране с обоснованием деления на абзацы. (5 мин.)

Проверьте себя!

Сочинение

Культуролог и литературовед Юрий Лотман в своём тексте поднимает проблему межнациональных конфликтов, так остро стоящую в наши дни.

Автор рассказывает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей, а теперь он «вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли». Литературовед утверждает, что все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Автор убеждён, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому»,- пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каждого из нас.

Позиция Юрия Лотмана предельно ясна: он возмущён «клиническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга.

Невозможно не согласиться с автором.

Проблема межнациональной розни нашла отражение и в русской литературе. В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана дружба двух мальчиков – Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями. Все народы – братья, а братоубийству не может быть прощения.

Я тоже убеждёна в том, что межнациональные войны – это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. К несчастью, время ничему не учит людей. Мы постоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты. В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: непрекращающиеся военные конфликты на Кавказе, преследование евреев. Мы были свидетелями национального конфликта в Киргизии. В настоящее время идёт братоубийственная война на Украине. Все народы должны сплотиться ради жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле.

В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман – мудрый человек. Он призывает читателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить бессмысленное истребление народами друг друга, ведь «колокол звонит по каждому из нас»!

2 группа- Самостоятельная работа с сочинением №2 по тексту Юрия Лотмана.

Задание : Прочитайте сочинение по тексту Юрия Лотмана. Оно уже разбито на абзацы.

Вопрос: Можно ли данное сочинение оценить положительно? Если нет, то почему? Укажите ошибки



Сочинение.( карточки всем)

О человеческой жестокости друг к другу, о межнациональной розни рассказывает и Анатолий Приставкин в своей повести «Ночевала тучка золотая». Подросток Колька не может понять, что взрослые люди могут охотиться на детей только потому, что они русские. Страшно читать строки, где автор рассказывает, что чеченцы Сашке вспороли живот, натолкали туда вместо требухи кукурузы и травы и повесили ребёнка под мышки на остриё забора. Дети чувствуют, что взрослые несправедливы. Колька и мальчик-чеченец Алхузур сдружились, считают себя братьями, вместе ищут безопасное место. Это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду

Я не могу не согласиться с мнением автора.

Пролетают века. Люди всё чаще говорят о гуманизме, а межнациональные войны не прекращаются. Можно привести множество примеров. Во-первых, военный конфликт между Грузией и Абхазией. Постоянная вражда в Дагестане. Сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта в Украине, где убивают мирных граждан только за то, что они имеют свою точку зрения на дальнейшее развитие государства. А ведь вопрос можно было решить мирным путём! К несчастью, люди не учатся на ошибках предыдущих поколений.

Итак, каждый из нас должен задуматься над тем, к чему призывает в тексте Юрий Лотман. Необходимо остановить бессмысленное истребление народами друг друга, восстать против тех, кто греет руки на убийстве людей. Все народы должны сплотиться ради жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле.

Разные языки, разный цвет кожи – к несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте Юрий Лотман.

Юрий Лотман приходит к следующему выводу: необходимо остановить безумие ненависти, проблема межнациональных войн касается каждого из нас.

Автор не случайно обращается к этой проблеме. К сожалению, национальный вопрос никогда не терял своей актуальности. Тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты мы слышим постоянно. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей. Все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести до читателей автор.



Задание: восстановите текст сочинения. Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Для этого расставьте номера данных фрагментов вместо букв. Обоснуйте свой ответ.

Проверь себя! 

Разные языки, разный цвет кожи – к несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте Юрий Лотман.

Автор раскрывает данную проблемурассказывая, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей. Но на земле, к сожалению, национальный вопрос никогда не терял своей актуальности. Тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты мы слышим постоянно. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести до читателей автор

О человеческой жестокости друг к другу, о межнациональной розни рассказывает и Анатолий Приставкин в своей повести «Ночевала тучка золотая». Подросток Колька не может понять, что взрослые люди могут охотиться на детей только потому, что они русские. Страшно читать строки, где автор рассказывает, что чеченцы Сашке вспороли живот, натолкали туда вместо требухи кукурузы и травы и повесили ребёнка под мышки на остриё забора. Дети чувствуют, что взрослые несправедливы. Колька и мальчик-чеченец Алхузур сдружились, считают себя братьями, вместе ищут безопасное место. Это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду

Я не могу не согласиться с мнением автора.

Автор не случайно обращается к этой проблеме. Пролетают века. Люди всё чаще говорят о гуманизме, а межнациональные войны не прекращаются. Можно привести множество примеров. Во-первых, военный конфликт между Грузией и Абхазией. Постоянная вражда в Дагестане. Сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта в Украине, где убивают мирных граждан только за то, что они имеют свою точку зрения на дальнейшее развитие государства. А ведь вопрос можно было решить мирным путём! К несчастью, люди не учатся на ошибках предыдущих поколений.

Итак, каждый из нас должен задуматься над тем, к чему призывает в тексте Юрий Лотман. Необходимо остановить бессмысленное истребление народами друг друга, восстать против тех, кто греет руки на убийстве людей. Все народы должны сплотиться ради

жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле.

V.Работа экспертов.

Сочинение для проверки(критерии 1-6 )

Разные языки, разный цвет кожи – к несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте культуролог и литературовед Юрий Лотман. . Позиция автора предельно ясна: Юрий Лотман возмущён «клиническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга. Автор предупреждает, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому», - пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каждого из нас.

Автор не случайно обращается к этой проблеме. К сожалению, национальный вопрос никогда не терял своей актуальности. Мы постоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей. Все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести до читателей автор

 Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убеждён(а) в том, что межнациональные войны - это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. Все народы должны сплотиться, чтобы побороть его ради жизни будущих поколений, просто ради сохранения жизни на земле.

 В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: постоянные военные конфликты на Кавказе, мы  являемся свидетелями национального конфликта в Киргизии. К несчастью, время ничему не учит людей.

Кроме того, проблема межнациональной розни нашла отражение и в русской литературе. В романе Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана дружба двух мальчиков, Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями - это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду. Все народы - братья, а братоубийству нет и не может быть прощения.

 В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман nризывает читателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить бессмысленное истребление народами друг друга. Ведь «колокол звонит по каждому из нас»!



VI.Домашнее задание 

  • Написать своё сочинение-рассуждение по тексту Юрия Лотмана.

Для тех, кто затруднится, я приготовила шаблон-подсказку.

Материал для сочинения (шаблон-подсказка):

Литературовед Юрий Лотман в тексте поднимает проблему…

Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает … По его мнению, в наши дни…

Таким образом, автор приходит к следующему выводу, что…

Невозможно не согласиться с автором.

Данная проблема раскрывается писателем… в произведении…. Его герой…

Я тоже убеждён в том, что…

В заключение хочу сказать, что…

VII. Рефлексия 

1. Что дал вам сегодняшний урок?

2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока? Оформим оценочное дерево в виде магнитиков разных цветов.

1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу - красный

2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка - жёлтый

  1. уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь – зелёный.

VII. Подведение итогов урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!