СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэма «Мцыри». Особенности композиции. Смысл эпиграфа.

Категория: Литература
Тема: Мцыри

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэма "Мцыри". Особенности композиции. Смысл эпиграфа. 

Просмотр содержимого документа
«Поэма «Мцыри». Особенности композиции. Смысл эпиграфа.»

Технологическая карта

Предмет: литература

Класс: 8

Тип урока: формирование знаний и умений.

УМК: программа Г.С.Меркина, С.А. Зинина (М. : Русское слово, 2017)

Тема

Поэма «Мцыри». Особенности композиции. Смысл эпиграфа.

Цель

Проведение анализа поэмы как романтического произведения в единстве формы и содержания.

Задачи

  • Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы ”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения; обеспечить знание учащихся понятия композиции;

  • Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки работы с эпиграфом и работы с   иллюстрациями..

  • Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта

Формируемые УУД

Познавательные:  учатся строить свои высказывания, формулировать проблему;
Регулятивные: учатся определять цели, планировать свою деятельность, оценивать;
Коммуникативные: учатся выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество;
Личностные: учатся  оценивать себя и своих товарищей.

Планируемые результаты :

Личностные результаты:  дети будут учиться  способности к самооценке на основе наблюдений над собственной речью.

Метапредметные результаты:  дети научатся видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к родной природе, к родине, адекватно оценивать результаты своей деятельности, активно использовать  речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
Предметные результаты: овладение обучающимися литературоведческими терминами и умением идейно-тематического анализа произведения

Основные понятия

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема — изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор.)

Идея — главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

Сюжет — основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

Композиция — построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое

Ресурсы

Основные: Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / авт.-сост. Г.С.Меркин. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. -432 с. : ил. – (ФГОС. Инновационная школа)

Текст поэмы «Мцыри»

Дополнительные:

Соловьева Ф.Е. Методическое пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература» для 8 класса общеобразовательных организаций/ под ред. Г.С.Меркина. - 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 320 с. – (Инновационная школа)









Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


1. Организационный момент (1 мин)

Задачи:

- мобилизировать внимание учеников;

- создать мотивацию к действиям на уроке.

Приветствие.

Готовятся к работе.


Формирование познавательного интереса (Л)

Проектировать маршрут обучения через включение в новые виды деятельности (П)

2.Актуализация знаний (2 мин)


Задача: актуализировать имеющиеся знания и умения учащихся.

– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните?
– Какие произведения на исторические темы вы читали?
– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?





-“Бородино”, «Песня про купца Калашникова».

- Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

3. Мотивация

История создания поэмы. Слово учителя. (6 мин)


Цель: включение учащихся в учебную деятельность, создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха









































Чтение притчи о двух снежинках:




Включение в деловой ритм.

В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала...» От этой записи до появления «Мцыри» прошло восемь лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 — 1836 годах появляется поэма «Боярин Орша, герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предал суду монахов, но ему удается бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимает монологи — исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри, написанную в 1839. Именно в ней замысел Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф Лермонтова П .А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно—Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагва и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия ХII. Там, по свидетельству родственников

Лермонтова А.П. Шан-Гирея и А.А. Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. В конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.



- А теперь послушайте одну интересную притчу.

Шел снег. Было тихо и спокойно, и пушистые снежинки неспешно кружились в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.

Две маленькие снежинки, летевшие рядом, завязали разговор. Чтобы их не отнесло друг от друга, они взялись за руки, и одна снежинка сказала весело:

- Какое невероятное ощущение полета!

-Мы не летим, а просто падаем,- грустно ответила вторая.

-Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало!

-нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.

-Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно!- сказала первая.

-Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, возражала ей вторая. Наконец им надоело спорить.

Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.


Создание проблемной ситуации:

- О чем подумали?

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.











































































О Мцыри и монахе. Мцыри выбрал свободу и к ней полетел, а монах подчинился обстоятельствам неволи.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

4.Постановка учебной задачи и формирование новых понятий (2 мин)


Задачи:

- концентрировать внимание к теме урока,

- уметь правильно оформлять мысль словами.







Предположите тему урока.

–Запишите тему урока в тетрадях «Поэма «Мцыри». Особенности композиции. Смысл эпиграфа».


Какие задачи поставите?


Выполняют задание.

Производят взаимопроверку, делают вывод.




Записывают тему урока «Поэма «Мцыри». Особенности композиции. Смысл эпиграфа».

E

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

-Найти в тексте элементы сюжета

- Знать хорошо содержание поэмы, ориентироваться в тексте, быстро читать.

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Работа в паре (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

5 .Первичное закрепление и проговаривание вслух в знакомой ситуации. (12 мин)


Введение нового материала. Работа над темой:

«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Цель - выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.


Работа над эпиграфом.














































Сюжет и композиция поэмы.


Создание проблемной ситуации: чтобы рассмотреть композицию поэмы и выявить элементы сюжета, составим цитатный план.

Что нужно, чтобы выполнить быстро и качественно это задание?


— Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

-- Какие сцены в поэме наиболее запомнились?

Каким вы представляете себе главного героя?

— Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения?

Каким вы назовете главное настроение поэмы?




Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном, как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дел клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

— Как вы думаете, с какой интонацией — смирения или протеста— произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

— Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение Родина бывает только одна. Почему, по—вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?

— Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Идея — лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

  – В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?

1. Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержания поэмы:

— Что видел Мцыри на свободе?

— Что делал он, вырвавшись из монастыря?

— Что узнал о себе герой за три блаженных дня?

— Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?

2. Каков сюжет поэмы?
























3. В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.

Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена.

— Что дает для понимания характера героя 2-я глава?














— Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?











— Слово «исповедь» имеет следующие значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?



— Композиция монолога — исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, определите, как она построена?










































- Предлагаю подчеркнуть главную мысль каждой главы - цитатный план. Проверим, как составили дома цитатный план.







- Грустное, печальное; тяжелое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ощущение одиночества и счастья, веры в победу.








































Работают с главами: читают и подчеркивают гл. мысль.














- Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.





- 6-я глава

- 8-я глава



- Жизнь в монастыре не очень красочна, а 3 дня свободы стали целой жизнью. Да и о чем писать— о страданиях?

- Он прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели — вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».)




- Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе — строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни


- В центре поэмы — образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера.


- Монолог — исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху.)


- Глава 3,4,5, - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой — дитя, судьбой — монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Глава 6,7— Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трех дневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли — родине, свободе, жизни.)


Выясняют главные ключевые слова, вслух читают цитатный план


Продуктивное чтение: прочитали про себя, составили (подчеркнули в тексе) цитатный план, выразительно читают вслух.


Цитатный план "Мцыри" по главам:
1) "Немного лет тому назад, был монастырь. "
2) "Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал."
3) "Ты слушать исповедь мою сюда пришел, благодарю."
4) "И я как жил, в земле чужой, умру рабом и сиротой."
5) "Тебе есть в мире что забыть, ты жил, - я также мог бы жить!"
6) "Мне было свыше то дано! И было сердцу моему легко."
7) "И вспомнил я наш мирный дом".
8) "Глазами тучи я следил, рукою молнию ловил".
9) "Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей."
10) "Мне стало страшно; на краю грозящей бездны я лежал".
11) "Чтоб жить, хоть мысленно, опять."
12) "Вдруг - голос - легкий шум шагов".
13) "Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой сходила к берегу."
14) "Я цель одну, пройти в родимую страну - имел в душе".
15) "Но, верь мне, помощи людской я не желал ... Я был чужой."
16) "То был пустыни вечный гость - Могучий барс."
17) "Бой закипел, смертельный бой!"
18) "Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!"
19) "Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!"

20) "Я тайный замысел ласкал, терпел, томился и страдал."
21) "Палящий луч зари обжег в тюрьме воспитанный цветок."
22) "В лицо огнем сама земля дышала мне."
23) " Божий свет в глазах угас. Безумный бред."
24) "Меня печалит лишь одно."
25) "Увы! - за несколько минут, я б рай и вечность променял".
26) "И с этой мыслью я засну, и никого не прокляну!"

Игровой момент (К)

Контроль (Р)

Классификация (П)

6.Закрепление в измененной ситуации. (5 мин.)

Цель: развитие умения применять новые знания.

Почему нельзя переставить ни одну главу? Что изменится, если поставить события 2-го дня перед событиями 1-го дня?

  1. А что же произошло за эти 3 дня, почему они так важны для Мцыри? Составить схему

3 дня свободы

- что увидел, услышал, почувствовал, испытал

-что делал

-что понял?

В - 1-ый день

- 2-ой день

- 3-ий день



  1. Какая глава самая напряженная?


Какая самая маленькая? Почему?


Жалеет ли Мцыри о чем-либо? Докажите примером из текста.

Отвечают на вопросы, применяя фоновые знания и жизненный опыт.





В 1-ый день испытал голод, жажду, любовь – это он превозмог ради своей главной цели.

На 2-ой день состоялся бой с барсом, в котором он доказал себе, что заслуживает любви, жить на родине, защищать ее, как боец.

3 –ий день – возвращение


17-18 гл.- бой с барсом- кульминация.


19 гл.- силы стали уходить.


25 гл.: Я б рай на вечность променял.

Работа в группах (К)

Составление схемы (П)


6. Физминутка

(2 мин)

Цель:

школа работает в здоровьесберегающем режиме: сохранение здоровья детей; развитие умения видеть, слышать прекрасное

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.



7 .Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (6 мин)


Задачи:

- создать благоприятные условия для включения каждого ученика в работу,

- развивать межличтностные отношения;

- учить диалогу в группе;

- озвучивать и отстаивать своё мнение;

- создавать ситуацию успеха.






Самопроверка.

Даёт исследовательское

задание для самостоятельной работы в группах:

1) составить схему

Композиция поэмы:

Сколько в поэме глав, кто рассказчик? На какие группы условно можно разделить поэму, учитывая, кто рассказчик и о чем он говорит?

- Почему так построил свою поэму автор?



2)Особенности стиха: почему легко читается поэма? (определить размер стиха, нарушается ли ритм где-либо?

- выясните, с какой целью использованы вопросительные и восклицательные предложения в 4-8 главах. Какие это вопросы?


-выясните, с какой целью использованы предложения, которые начинаются с середины строки. Найдите в интернете, как называется это выразительное средство.

  1. Заполните таблицу:

экспозиция

завязка

развитие действия

кульминация

развязка


Выбирают сами вариант.

Работают самостоятельно в группах.

Проверяют, делают вывод.

Композиция: 1-2 глава – вся жизнь, биография Мцыри;

3-26 – исповедь о 3-х днях.


- Автор показал, что является важным для Мцыри: не вся жизнь,

а 3 дня на воле.


- четырёхстопный ямб.



- Взволнованность героя, чувства, диалог со старцем


Анжанбеман: передает, что силы уходят, Мцыри торопится, страдает.




-1 глава( война в Грузии)

-2глава - источник страданий- плен

-3-16 гл( не смирился, убежал из плена)

-17-18 гл.(бой с барсом)

-Умирает, завещание

Постановка и формулирование проблемы (П


Задание творческого характера (Л)

Способность действовать с учётом позиций других (К)Самоопределение (Л)

Выполнение действий (П)


Коррекция (Р)

8. Тест (5 мин)

Цель: Осознание каждым учащимся степени овладения новым материалом.







Взаимопроверка

«Тестовый спуск».

1.  Определите жанр произведения.

А) баллада                  

В) поэма-исповедь

С) элегия                        

Д) притча

2. Что можно назвать символом свободы в поэме?

А) степь           

В) барса  

С) Кавказ                                 

Д) девушку-грузинку

 3.  Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

В) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

С) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

Д) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

 4.  Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

А) анапест                         

В) амфибрахий 

С) дактиль                          

Д) ямб

 5.  Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

А) побег из монастыря     

В) бой с барсом

С) встреча с грузинкой      

Д) гибель Мцыри


Проверьте соседа по парте и выставите оценки

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 ошибки – «2»

1.В.

2. С.  

3.Д.

4. Д.

5.В.


9. Выставление оценок (1 мин)




10. Домашнее задание (1 мин)

Задачи: сформировать задачу выполнения домашнего задания; определить способ выполнения.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (по выбору, информация распечатана на листочках индивидуально):

  1. Выписать выразительные средства из любимых глав.

  2. Выписать выразительные средства из всех глав в табличной форме.

  3. Творческое задание «Почему погиб Мцыри?»

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные задания (П., Л)


11. Рефлексия (2 мин)

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность

Вспомните, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока: посмотрите на таблицу, которую составили.


Согласны? Выполнили цели и задачи урока?

- Что главное поняли сегодня?













Почему урок начали с притчи?


Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.


1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.

2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятия.

4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.


Вывод: надо стремиться к победе. Одинокому нелегко добиться победы.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Приложение.


Заполните таблицу

Элементы сюжета

Главы и краткая запись

Экспозиция




Завязка




Развитие действия




Кульминация




Развязка





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!