Урок № 8
Тема: Поэты пушкинского круга. Становление русского романтизма.
Цель:
воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века, явлений общественной и литературной жизни, особенности романтизма как литературного направления;
формировать навык работы с учебником, составления вопросов к статье, конструирование диалога, лексической работы, работы с репродукциями картин художников;
развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексического значения слова «романтик».
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Орг. момент
ІІ. Проверка домашнего задания.
1.Заполнение второй части таблицы «Из литературы XIX века» (задание 1 рабочей тетради).
Из литературы XIX века |
Явления общественной жизни России начала XIX века | Интерес к личности Наполеона, политике, открытие Лицея, необходимость преобразований, борьбы с крепостничеством, Отечественная война 1812 года («Философические письма» П.Чаадаева; возникновение тайных обществ, восстание 14 декабря 1825 г.) |
События и явления в литературной жизни XIX века | Возникновение новых литературных журналов и альманахов, появление русского читателя, формирование общественного мнения. Интерес писателей к историческим событиям прошлого: к временам Ивана Грозного, движению Степана Разина, бунту Емельяна Пугачева. Появление новых направлений в литературе - сентиментализма и романтизма. Борьба направлений, стилей, литературных жанров. Стремление А.С. Пушкина быть свободным в творчестве «от царя и от народа». |
II. Изучение нового материала.
1.Выявление темы, цели
2. Работа над темой урока.
Первая треть XIX века - период расцвета русской поэзии. Именно она, а не проза (это произойдет позднее) определяла развитие русской литературы. Вместе с А.С. Пушкиным творили его современники - поэты пушкинской поры. Но прежде чем говорить о них, необходимо уяснить само понятие «пушкинская пора». Если границы определять формально, то все поэты, писавшие в период жизни А.С. Пушкина, 1799 - 1837, включаются в этот круг.
Но логика подсказывает, что период следует ограничивать тем временем, когда пушкинская поэзия стала известна читателям. Литературный дебют Пушкина состоялся в 1814 году. Стихи до последних дней жизни поэта были неотъемлемой частью его творчества. Таким образом, границы поэзии пушкинской поры определяются 1814 -1837 годами.
2.1. Слово учителя.
Послушайте строки Игоря Северянина:
Есть имена, как солнце! Имена
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине, поэте
Действительном в любые времена.
В 1859 году замечательный русский критик Аполлон Григорьев произнёс фразу, которая впоследствии стала крылатой: «Пушкин – наше всё…». Но в постановке и решении важнейших проблем в литературе начала 19 века Пушкин не был одинок. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных писателей: здесь и старшие по возрасту поэты: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, у которых Пушкин многое воспринял и усвоил, здесь его ровесники, и совсем ещё юноши, вроде Дмитрия Веневитинова. Прежде чем приступим к знакомству с поэтами пушкинского окружения, выясним сначала, а что же это за время такое – эпоха пушкинской поры, послушаем историческую справку.
2.2. Историческая справка (слайд-фильм)
Давайте представим, что мы находимся в таком литературном салоне, и посмотрим, кто является его завсегдатаем.
Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:
– Здравствуйте, господа! Княгиня Волконская ждёт Вас!
– А кто сегодня будет?
– Разве Вы не знаете, ждут Пушкина!
Итак, появляется Пушкин, долгожданный, уважаемый, всегда непредсказуемый, очаровывающий всех своим буйным темпераментом… А вслед за ним … Впрочем, попробуйте сами догадаться, о ком идёт речь. Основоположник русского романтизма, переводчик, учитель, наставник Пушкина и будущего царя Александра II, певец Светланы, ему посвящены строки Пушкина: «Его стихов пленительная сладость // Пройдёт веков завистливую даль…». Так кого же мы можем встретить в литературном салоне княгини Волконской рядом с Пушкиным?
(Василий Андреевич Жуковский)
В это же время ещё пишет свои остроумные басни всеми почитаемый, тучный, в седых бакенбардах, начавший свою литературную деятельность ещё в 18 столетии великий русский баснописец … Иван Андреевич Крылов
А следующее имя, вероятно, вы услышите сегодня впервые: знакомьтесь, князь Пётр Андреевич Вяземский – язвительный интеллектуал, мастер эпиграмм, мадригалов, дружеских посланий, близкий друг Пушкина и соратник по журнальным схваткам.
Кто начал читать «Евгения Онегина», наверняка обратил внимание на эпиграф этого романа: «И жить торопится, И чувствовать спешит…». Эти строки принадлежат Петру Андреевичу Вяземскому.
Продолжаем путешествовать по литературному салону княгини Волконской. К числу старших современников Пушкина следует также отнести и этого замечательного писателя. Но сначала ответьте на вопрос, узнаёте ли вы музыкальное произведение (Приложение), которое является фоном нашего урока? Да, это «Вальс Грибоедова», «Ах, этот вальс Грибоедова… Сколько в нём музыки, чувств, нежности, жизни…». Так говорили современники поэта. Удивительно, но и в 21-м столетии этот вальс продолжает очаровывать, завораживать, волновать… Вы только вслушайтесь. (Александр Сергеевич Грибоедов)
Следующим именем в кругу старших современников великого поэта следует назвать имя Константина Николаевича Батюшкова.
2.3. Сообщение о возникновении декабризма (по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!»).
2.4 Обращение к иллюстрации в учебнике. Обложка альманаха «Полярная звезда» (1824,1825).
2.5. Лексическая работа: альманах.
Альмана́х — разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).
В отличие от журнала, выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 альманах — сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.
2.6. Сообщение об альманахе «Полярная звезда».
2.7. Построение диалога по материалам статьи учебника «Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники». (рабочая тетрадь задание 2)
Назовите имена поэтов золотого века русской литературы.
Каковы особенности литературной жизни в Москве и Петербурге?
Что сыграло важнейшую роль в росте общественного сознания?
Назовите имена литераторов, принимавших самое деятельное участие в войне 1812 года.
Какая тема стала основной в творчестве этих литераторов?
Какую роль в судьбе В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, A.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева сыграли Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, С. Е. Раич?
Дайте определение романтизма.
2.8. Лексическая работа: романтика.
Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность.
Почему слова романтизм, романтический могут относиться не только к литературным явлениям, но и к нашей повседневной жизни?
Кого мы называем романтиком и как это связано с эстетическим направлением?
Назовите писателей, поэтов и художников-романтиков. (Джордж дон Байрон, Адам Мицкевич, Эжен Делакруа и Карл Брюллов, Орест Кипренский.)
2.9.Сообщение о романтизме в живописи.
2.10. Обращение к домашнему заданию.
Заполнить вторую часть таблицы «Романтизм» (задание 3 рабочей тетради).
2.11.Чтение статьи учебника «Для вас, любознательные!»
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
1.Составить вопросы к статье учебника, посвященной В.А. Жуковскому (задание 1 рабочей тетради).
2. Запишите признаки баллады (задание 2 рабочей тетради)
4