СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: «Пока мы боль чужую чувствуем»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представление о милосердии и сострадании; формировать умение понимать и анализировать текст

Просмотр содержимого документа
«: «Пока мы боль чужую чувствуем»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №50»

Город Чита








Урок развития речи






Учитель русского языка и литературы

Семёнова Инна Владимировна
















Ф.И.О. учителя: Семёнова Инна Владимировна

Предмет: русский язык Класс: 8-9

Тема урока: «Пока мы боль чужую чувствуем»

Тип урока: урок - исследование (урок творчества)

Цель урока: формировать представление о милосердии и сострадании; формировать умение понимать и анализировать текст

Задачи урока: 1. Актуализация знаний и мыслительных операций, достаточных для определения темы, идеи текста, закономерностей создания текста рассуждения.

  1. Способствовать развитию мыслительной деятельности: умений участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, организовать себя на выполнение поставленных задач.

  2. Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование навыков анализа художественного текста, создавать собственный текст-рассуждения;

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания.

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся видеть идею текста, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении в письменной и устной форме, отвечать на вопросы по содержанию.

Основные понятия: прощение, милосердие, сострадание.

Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная письменная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование:


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

1.Организационный этап. 




Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.




Регулятивные УУД


1. Определять цель деятельности на уроке.


2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.











Познавательные УУД


1. Извлекать информацию из текста.


2. Строить речевое высказывание в устной форме.


3. Делать выводы на основе анализа объектов.


4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.


5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.


6. Устанавливать причинно-следственные связи.

























Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.


2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.



























Личностные результаты


1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.


2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.


3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.









Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.










Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности













Духовно-нравственное развитие и воспитание.

Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.





2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.






Слайд 3.

1. Устный опрос:

-Ребята, какова цель нашей работы с текстом?

-Какие этапы понимания текста мы проходим?






- Какова же цель нашей работы с текстом?

2. Прослушивание притчи .

- А сейчас я предлагаю вам прослушать притчу и подумать о её смысле.

- Что такое притча?




Притча о добром самарянине. Осмысление понятия «ближний».

- Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии и сказал:

«ИСПОЛНИ ЭТИ ПРАВИЛА И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ!»

- Однажды его спросили, а какая самая главная среди заповедей.

- Как вы думаете, что ответил Иисус Христос?

Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя».

И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?».

-Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.


Понять текст

Три этапа:

  1. Прочитал текст, но не всё в нём понял.

  2. Прочитал текст и понял только то, что в нём есть

  3. Прочитал текст и понял даже то, что в нём нет

Подняться на третью ступень понимания текста, т.е. читать не только текст, но и подтекст, «между строк», слушать друг друга.

Притча – краткий поучительный рассказ.



.


Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь



Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи.


2. Формулирование темы и целей урока.





















3.Открытие новых знаний.























































- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Обратите внимание на эпиграф урока

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание…

Есть нашей жизни оправдание…

До первой лжи иль первой хитрости.

А Дементьев


- Сформулируйте тему урока.

.

- Сегодня мы с вами постараемся понять:

Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие?



Милосердие – сострадательная любовь сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых), деятельностное проявление милосердия –различного рода помощь, благотворительность.























- Вам предлагается ознакомиться с текстом А.Приставкина




Приставкин Анатолий Игнатьевич родился 17 октября 1931 года в г. Люберцы Московской области. Когда началась война, Приставкину шел 10-й год. Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал, оказывался в разных частям огромной страны - в Подмосковье, Сибири, Северном Кавказе.

    Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском.




    В 1958 году напечатал цикл рассказов "Военное детство" в журнале "Юность", которые впоследствии были переведены на многие языки.



















А.Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал















(1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

(2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4) Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

(5)Девочек тоже было десять. (6) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7) Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9) Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10) но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

(11) Никто не спрашивал, что она кушает. (12) Для этого были воспитатели.

(13) И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14) Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15) В углу обнаружились обглоданные головы (16) Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17) Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

(18) И девочки решили поймать вора. (19) Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21) Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22) Она прижимала к животу мокрую рыбку.

(23) – Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.

(24) И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25) Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (26) Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27) Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28) Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

(30) Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

(31) – Полуночники! (32) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

(33) И Инна ответила:

(34) – Нет, нянечка, не пропала. (35) Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.

-Понравился вам рассказ? О чём он заставил вас задуматься?

- Определите тему текста

- Какова идея текста?

-. Прочитайте следующий фрагмент: «(10)Но ни кто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (11 )Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели». Чем можно объяснить подобное поведение девочек?

.


Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании.

Тема урока: «Пока мы боль чужую чувствуем».
















Работа в тетрадях.





Работа со словарями в группах. В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную.


Записывают значения этих слов в тетрадь.







.

























































.


























































-Воспоминание о детстве во время войны Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.


- Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.




-

Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и беззащитна Люсенька.



- Позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.







-Последние предложения текста: «Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.» - мне кажется, относятся не к рыбкам, а к Люсеньке. Девочки не позволят Люсеньке больше голодать.







-




















.



















































5. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания.





- Найдите описание золотых рыбок и Люсеньки, зачем автор использует сравнения?

Почему в данном тесте использованы слова с суффиксами с эмоционально-экспрессивной окраской? (сестренка, маленькой, рыбки, Люсенька, кусочки, худенькое, жилками, нянечка)






- Определить роль многоточия в последнем абзаце (предложение 35), учитывая мнение ученых-филологов: « Особую роль в способности передавать едва уловимые оттенки значений играет многоточие».

«ПОКА ЖИВЁШЬ, ТВОРИ ДОБРО, ЛИШЬ ПУТЬ ДОБРА - СПАСЕНИЕ ДУШИ» - так гласит народная мудрость.

-О чём мы сегодня с вами говорили?

- Над чем заставил задуматься этот урок? Мостовая З.В. Умей.

За боль умей благодарить,

Умей понять других тревогу.

Умей скорбящим скорбь дарить,

Заблудшим - указать дорогу.

Умей упавшего поднять

И с нищим поделиться хлебом,

Убогого умей понять,

Он, как и ты, дарован небом.

Обиды все забыть сумей,

Хотя бывает очень сложно...

Умей ценить, любить умей,

Жить по-другому невозможно!


15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.


  • «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыб из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти». Почему, на ваш взгляд, писатель изменил смысл финала рассказа?


15.3 «Милосердие и сострадание нужны ли современному обществу»





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!