СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о деепричастии. Деепричастие как особая форма глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие о деепричастии. Деепричастие как особая форма глагола»

Деепричастие  как особая  форма глагола

Деепричастие как особая форма глагола

Т..лантливая импр..в..зация купле(н, нн)ый в магазине замеш..(н, нн)ое тесто слыш..(н, нн)ая мною история фигуры ра(с, сс)тавле(н, нн)ы (не)забываемое насл..ждение заставить задумат(?)ся собстве(н, нн)ые чу(?)ства растер..(н, нн)ый взгляд ОБЪЯСНИТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ

Т..лантливая импр..в..зация купле(н, нн)ый в магазине замеш..(н, нн)ое тесто

слыш..(н, нн)ая мною история фигуры ра(с, сс)тавле(н, нн)ы (не)забываемое насл..ждение заставить задумат(?)ся собстве(н, нн)ые чу(?)ства растер..(н, нн)ый взгляд

ОБЪЯСНИТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ

Т А лантливая импр О в И зация купле НН ый в магазине замеш ЕНН ое тесто слыш АНН ая мною история фигуры ра СС тавле Н ы н ез абываемое насл А ждение заставить задумат Ь ся собстве НН ые чу В ства растер ЯНН ый взгляд страд. прич., прош. вр. страд. прич., прош. вр.; от глагола «замесить»  причастие совершенного вида причастие совершенного вида

Т А лантливая импр О в И зация

купле НН ый в магазине

замеш ЕНН ое тесто

слыш АНН ая мною история

фигуры ра СС тавле Н ы

н ез абываемое насл А ждение заставить задумат Ь ся

собстве НН ые чу В ства

растер ЯНН ый взгляд

страд. прич., прош. вр.

страд. прич., прош. вр.;

от глагола «замесить» 

причастие совершенного вида

причастие совершенного вида

Деепричастие = Дее + причастие} составное слово. Оно нам напоминает причастие. Вспомните, почему причастие так называется? ? ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА Слово «причастие» было заимствовано русским языком из старославянского языка (через латинский), где оно являлось словообразовательной калькой (оно использовалось как буквальный перевод) греческого слова  metochē  — причастие (причастность). В греческом языке причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу. В современном русском языке «причастный» — имеющий непосредственное отношение к чему‑либо.

Деепричастие = Дее + причастие} составное слово.

Оно нам напоминает причастие. Вспомните, почему причастие так называется?

?

ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА

Слово «причастие» было заимствовано русским языком из старославянского языка (через латинский), где оно являлось словообразовательной калькой (оно использовалось как буквальный перевод) греческого слова  metochē  — причастие (причастность). В греческом языке причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу.

В современном русском языке «причастный» — имеющий непосредственное отношение к чему‑либо.

ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА Термин

ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА

Термин "деепричастие" введен в 17 в. русским грамматистом Мелентием Смотрицким, который образовал его от слова "причастие" при помощи частицы дѣе- Что может обозначать частица “дее”? (от "дѣяти" - делать). Будет причастно к действию, то есть к глаголу.

деятель  – человек действия;

дееспособный  – человек, способный к действию.

Запишите предложения и подчеркните в них грамматические основы.  1) Ребёнок  растёт  и радостно  познаёт  мир. 2) Ребёнок  растёт,  радостно  познавая  мир. КАК? СРАВНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Какое из этих предложений точнее, выразительнее? Как выражены действия в этих предложениях? От какого слова и какой вопрос надо задать к слову  познавая ?

Запишите предложения и подчеркните в них грамматические основы.

1) Ребёнок  растёт  и радостно  познаёт  мир.

2) Ребёнок  растёт,  радостно  познавая  мир.

КАК?

СРАВНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

Как выражены действия в этих предложениях?

От какого слова и какой вопрос надо задать к слову  познавая ?

Слово познавая является деепричастием. Слово образовано от глагола познавать , обозначает добавочное действие к основному действию, выраженному глаголом растёт , отвечает на вопросы что делая? как? : растёт (что делая? как?) познавая. В предложении выполняет роль обстоятельства: Ребёнок растёт (как? каким образом?), познавая мир.

Слово познавая является деепричастием. Слово образовано от глагола познавать , обозначает добавочное действие к основному действию, выраженному глаголом растёт , отвечает на вопросы что делая? как? :

растёт (что делая? как?) познавая.

В предложении выполняет роль обстоятельства:

Ребёнок растёт (как? каким образом?), познавая мир.

Проанализируйте примеры в первой и второй частях. Определите общие признаки глагола и деепричастия. 2.  1.  1) Познавая (что?) мир. (вин. п.) 1) Познавать (что?) мир. (вин. п.) 2) Познавать (как?) радостно. 2) Познавая (как?) радостно. 3) (Что делать?) Познавать мир. 3) (Что делая?) Познавая мир. 4) (Что сделать?) Познать мир. 4) (Что сделав?) Познав мир. 5) Ребёнок радуется открытиям. 5) Ребёнок растёт, радуясь открытиям. Деепричастия  имеют  признаки глагола: вид ( познавая  — несовершенный вид,  познав  — совершенный вид); возвратность ( радуя  — невозвратное,  радуя сь  — возвратное). Зависимое слово при деепричастии — существительное или местоимение — стоит в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие:  познавая (что?) мир — познавать (что?) мир. К деепричастию, как и к глаголу, могут примыкать наречия:  познавая (как?) радостно — познавать (как?) радостно.

Проанализируйте примеры в первой и второй частях.

Определите общие признаки глагола и деепричастия.

2.

1.

1) Познавая (что?) мир. (вин. п.)

1) Познавать (что?) мир. (вин. п.)

2) Познавать (как?) радостно.

2) Познавая (как?) радостно.

3) (Что делать?) Познавать мир.

3) (Что делая?) Познавая мир.

4) (Что сделать?) Познать мир.

4) (Что сделав?) Познав мир.

5) Ребёнок радуется открытиям.

5) Ребёнок растёт, радуясь открытиям.

Деепричастия  имеют  признаки глагола:

вид ( познавая  — несовершенный вид,  познав  — совершенный вид);

возвратность ( радуя  — невозвратное,  радуя сь  — возвратное).

Зависимое слово при деепричастии — существительное или местоимение — стоит в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие:  познавая (что?) мир — познавать (что?) мир.

К деепричастию, как и к глаголу, могут примыкать наречия:  познавая (как?) радостно — познавать (как?) радостно.

ВЫВОДЫ Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ Глагольные Наречные Образуются только от глаголов  Вид (соверш., несоверш.) Неизменяемость Возвратность  Имеют зависимые слова

ВЫВОДЫ

Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Глагольные Наречные

Образуются только от глаголов Вид (соверш., несоверш.)

Неизменяемость

Возвратность Имеют зависимые слова

Деепричастие  — это особая неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола и наречия. Образуется от глаголов при помощи суффиксов  ‑а(‑я); ‑в, ‑вши, ‑ши.  Деепричастие обозначает добавочное действие к основному действию глагола‑сказуемого. Деепричастие отвечает на вопросы  что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда?  и др.

Деепричастие  — это особая

неизменяемая форма глагола,

совмещающая в себе признаки глагола

и наречия.

Образуется от глаголов при помощи суффиксов  ‑а(‑я); ‑в, ‑вши, ‑ши. 

Деепричастие обозначает добавочное действие

к основному действию глагола‑сказуемого.

Деепричастие отвечает на вопросы  что делая?

что сделав? как? каким образом? почему? когда?  и др.

Определите, какие из выделенных слов обозначают основные действия, а какие — добавочные. 1.   Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. 2.   Укажите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова. Вылетев из Африки в апреле К б..регам отеческой земли, Длинным тр..угольником летели, Ут..пая в небе, журавли. Вытянув серебря(н, нн)ые крылья Через весь широкий неб..свод, Вёл вожак в д..лину изобилья Свой (не)многочисле(н, нн)ый народ.

Определите, какие из выделенных слов обозначают основные действия, а какие — добавочные.

1.   Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

2.   Укажите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова.

Вылетев из Африки в апреле

К б..регам отеческой земли,

Длинным тр..угольником летели,

Ут..пая в небе, журавли.

Вытянув серебря(н, нн)ые крылья

Через весь широкий неб..свод,

Вёл вожак в д..лину изобилья

Свой (не)многочисле(н, нн)ый народ.

ПРОВЕРКА Деепр.; доб. Вылетев из Африки в апреле К б..регам отеческой земли, Длинным тр..угольником летели, Ут..пая в небе, журавли. Вытянув серебря(н, нн)ые крылья Через весь широкий неб..свод, Вёл вожак в д..лину изобилья Свой (не)многочисле(н, нн)ый народ. Глаг.; осн. Деепр.; доб. Деепр.; доб. Глаг.; осн.

ПРОВЕРКА

Деепр.; доб.

Вылетев из Африки в апреле

К б..регам отеческой земли,

Длинным тр..угольником летели,

Ут..пая в небе, журавли.

Вытянув серебря(н, нн)ые крылья

Через весь широкий неб..свод,

Вёл вожак в д..лину изобилья

Свой (не)многочисле(н, нн)ый народ.

Глаг.; осн.

Деепр.; доб.

Деепр.; доб.

Глаг.; осн.

Вылетев из Африки в апреле К б Е регам ( берег) отеческой земли, Длинным тр Е угольником летели, Ут О пая (топь, утоп) в небе, журавли. Вытянув серебр я Н ые крылья Через весь широкий неб О свод, Вёл вожак в д О лину (дол) изобилья Свой нем ногочисле НН ый (малый) народ. ПРОВЕРКА

Вылетев из Африки в апреле

К б Е регам ( берег) отеческой земли,

Длинным тр Е угольником летели,

Ут О пая (топь, утоп) в небе, журавли.

Вытянув серебр я Н ые крылья

Через весь широкий неб О свод,

Вёл вожак в д О лину (дол) изобилья

Свой нем ногочисле НН ый (малый) народ.

ПРОВЕРКА

Распространите предложения обстоятельствами, выраженными деепричастиями. В случае затруднений воспользуйтесь словами для справок, выбрав подходящее по смыслу деепричастие. Слова для справок:  разговаривая, покраснев, пугаясь, разговорившись, испугавшись, обернувшись, краснея.

Распространите предложения обстоятельствами, выраженными деепричастиями.

В случае затруднений воспользуйтесь словами для справок, выбрав подходящее по смыслу деепричастие.

Слова для справок:  разговаривая, покраснев, пугаясь, разговорившись, испугавшись, обернувшись, краснея.

Давайте составим  опорную схему: «Как найти деепричастие?» 1. Имеет суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши, -учи. 2. Образовано от глагола. 3. Обозначает добавочное действие. 4. Относится к глаголу-сказуемому. 5. Отвечает на вопросы что делая? что сделав? и на вопросы обстоятельства. 6. Не изменяется. 7. В предложении является обстоятельством.

Давайте составим  опорную схему: «Как найти деепричастие?»

1. Имеет суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши, -учи.

2. Образовано от глагола.

3. Обозначает добавочное действие.

4. Относится к глаголу-сказуемому.

5. Отвечает на вопросы что делая? что сделав? и на вопросы обстоятельства.

6. Не изменяется.

7. В предложении является обстоятельством.

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ: … , по волосам не плачут … , не умоешься Не зная броду, … Что имеем, не храним, … … , не евши, спать … , и гриба не сорвёшь. … , не всегда брани дорогу … , не дуют на воду. … , не суйся в воду Пирога ждать,… … , так и не будет скуки. Не поклонясь до земли,… … , и лаптя не сплетёшь. Снявши голову, … Обжегшись на молоке,… Не замочив рук, … Не сиди сложа руки,… … , потерявши, плачем. Не учась,… Спотыкаясь,…

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ:

… , по волосам не плачут

… , не умоешься

Не зная броду, …

Что имеем, не храним, …

… , не евши, спать

… , и гриба не сорвёшь.

… , не всегда брани дорогу

… , не дуют на воду.

… , не суйся в воду

Пирога ждать,…

… , так и не будет скуки.

Не поклонясь до земли,…

… , и лаптя не сплетёшь.

Снявши голову, …

Обжегшись на молоке,…

Не замочив рук, …

Не сиди сложа руки,…

… , потерявши, плачем.

Не учась,…

Спотыкаясь,…

  СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО деепричастие – это самостоятельная часть речи; деепричастие образовано от наречия; деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида; деепричастие изменяется; в предложении является обстоятельством; обозначает добавочное действие.

  СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО

  • деепричастие – это самостоятельная часть речи;
  • деепричастие образовано от наречия;
  • деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида;
  • деепричастие изменяется;
  • в предложении является обстоятельством;
  • обозначает добавочное действие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!