Предмет: математика
Класс: 5 «а»
Тема: Порядок выполнения действий
Тип урока: Применение знаний и навыков
Учитель: Топоркова Валерия Олеговна
Дата: 28.11.2014г.
Планируемые результаты:
Предметные - Определяют действия I и II ступеней, порядок выполнения действий в числовом выражении обнаруживают и устраняют ошибки логического и арифметического характера
Личностные - Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к предмету
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее достижения
Познавательные – формулируют выводы в виде правил «если…, то…»
Коммуникативные - умеют организовывать учебное взаимодействие в группе
Формы роботы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, листы самооценки, раздаточный материал, дифференцированные карточки с заданиями (I, II, III уровни).
Ход урока
Организационный момент – 2 мин
Актуализация знаний – 7 мин
Применение зниний, умений и навыков – 7 мин
Физкультминутка – 2 мин
Решение задач – 12 мин
Самостоятельная работа – 10 мин
Запись домашнего задания – 2 мин
Итог урока (рефлексия) – 3 мин
ХОД УРОКА
Этап урока, цель/задача | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Примечания |
Актуализация, Мотивация Задача: создать устойчивую учебно-познавательную мотивацию деятельности Вид помощи: стимулирующая: заинтересовать, побудить к достижению более высокого уровня знаний, умений и навыков по изучаемой теме направляющая: с помощью вопросов и заданий подвести к постановке, осознанию и принятию цели урока | Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке математики. - Проверьте, все ли у вас готово к уроку - эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку будут слова великого древнегреческого ученого Аристотеля: «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…» И чтобы у нас все сегодня получилось, давайте скажем следующие слова: - Я умный, способный и у меня все получится - А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь на свои места | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Повторяют слова | Эмоциональный настрой на урок | |
Актуализация знаний - Ребята, изучение какой темы мы начали на прошлом уроке? - знания, которые мы получили на уроке, были для вас новыми или мы повторили то, что вы уже знали? В числовом выражении, которое вы видите на доске: (790 – 17472 : 84) · 64 + 54 · 903 назовите А) действия первой ступени; Б) действия второй ступени; В) порядок выполнения действий, сопровождая свой ответ правилами. | - Порядок выполнения действий - мы повторили то, что уже знали и учились составлять программу для вычисления значения выражения - Вычитание и сложение - Деление и умножение - Т.к. выражение содержит скобки, то сначала выполняем в скобках действия деления, затем вычитания. В третьем действии умножаем результат 2 действия на число 64, после выполняем умножение числа 54 на 903 и в последнем действии выполняем сложение результатов третьего и четвертого действий. | Актуализация предшествующих знаний Предметные результаты - Определяют действия I и II ступеней, порядок выполнения действий в числовом выражении Познавательные – формулируют выводы в виде правил «если…, то…» | |
Целеполагание - Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок? - С помощью каких личных качеств каждого из вас, мы будем стремиться к достижению, поставленной цели - В течение всего сегодняшнего урока мы будем заполнять лист самооценки. Заполните те строчки 1 – 4 листа самооценки - Откройте тетради и запишите дату и тему урока | - Закрепить навыки вычисления значения числовых выражений с помощью верно определенного порядка действий - Мы будем стремиться к достижению цели урока с помощью наших знаний, активности и сотрудничества. Заполняют лист самооценки Записывают в тетрадях дату и тему урока | Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее достижения | Лист самооценки (приложение 1) |
Применение знаний, умений и навыков Задача: поддерживать интерес к учебному материалу через организацию групповой работы обучающихся с целью совершенствования знаний, умений и навыков по теме урока Виды помощи: направляющая: инструкции, консультация учителя; разъясняющая: по запросу обучающихся | - Сейчас мы будем работать в группах. Повторим правила работы в группе. - Вы будите выполнять учебные задания для групповой работы по предложенному алгоритму, затем представитель от группы находит, полученный вами результат, среди предложенных ответов и прикрепляет его на доске. В результате работы, если все группы выполнят задания верно, мы получит картинку 1 задание «Составьте программу вычисления значения выражения и найдите значение этого выражения» (приложение 2) I - 696 II IV - 68 III V - 17 Соедините ваши фрагменты в единое целое. Что получилось? Это значит, что вы справились с заданием. Поаплодируем друг другу. | Формулируют правила работы в группе. Разбиваются на 5 групп. Выбирают командира группы. Выполняют учебное задание для групповой работы № 1. Находят результат и сравнивают его с результатами на доске Один из учащихся соединяет фрагменты в единое целое. - Аплодисменты Аплодируют | Предметные результаты - Определяют действия I и II ступеней, порядок выполнения действий в числовом выражении и составляют программу вычисления Коммуникативные- умеют организовывать учебное взаимодействие в группе | Учебное задание для групповой работы №1 (приложение 2) Карточки с результатами групповых работ |
Динамическая пауза Задача Провести смену деятельности с целью снятия усталости и мобилизации сил для дальнейшей успешной работы на уроке | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Наклоны вперёд и назад Рывки руками перед грудью Вращение головой Садятся по местам | | |
| задание «Найдите и исправьте ошибки в вычислениях» Выполните взаимопроверку (обмен карточками по часовой стрелке) I группа А)ошибок нет Б) (814 + 972) : (101 – 54) = 38 II группа, IV группа: А) ошибка в порядке действий, верный ответ: 9 Б)(746 + 106) · (115 – 45) = 59640 III группа , V группа: А) Ошибка в четвертом действии. Верный ответ: 56 Б) ( 814 + 34 · 12) : (59 - 2052 : 38) = 2030 Заполните лист самооценки | Выполняют учебное задание для групповой работы № 2 Выполняют проверку результата другой группы, аргументируют свой ответ Заполняют лист самооценки | Предметные результаты - Определяют действия I и II ступеней, порядок выполнения действий в числовом выражении обнаруживают и устраняют ошибки логического и арифметического характера | Учебное задание для групповой работы №2 (приложение 3) Лист самооценки |
Самостоятельная работа Задача: поддерживать интерес к учебному материалу через организацию дифференцированной самостоятельной работы обучающихся Виды помощи: разъясняющая: по запросу обучающихся | Сейчас каждый из вас выберет для себя карточку того уровня сложности, который вы сможете выполнить: ( на столе учителя конверты I уровень; ответ: 460 II уровень; ответ: 9 III уровень ; ответ: 14413) (приложение № 4) -Проверить правильность выполнения работы вы сможете, если ваш ответ совпадет с одним из чисел записанных в ваших карточках - Заполните лист самооценки | Выбирают и решают карточку I, II или III уровня. Проверяют правильность своей работы Заполняют лист самооценки | Личностные – адекватно оценивают степень усвоения учебного материала Предметные результаты - Определяют действия I и II ступеней, порядок выполнения действий в числовом выражении | Дифференцированные карточки Лист самооценки |
Рефлексия Задача: Подвести итоги урока, сделать выводы о результатах работы на основе оценочных листов, поставить перед собой цель на следующий урок | - Какую цель мы ставили перед собой на сегодняшний урок? - Удалось ли нам ее достичь? - Подсчитайте количество баллов в оценочных листах. - Что показал оценочный лист? Как поработали на уроке? - Легко ли вам было выполнять задания? - Какой вклад внесла ваша группа в достижение общего результата? Поднимите руку: -если вы хорошо усвоили тему урока; - если еще не все получается; - если не усвоили тему урока. | - Закрепить навыки вычисления значения числовых выражений с помощью верно определенного порядка действий Считают баллы Отвечают на вопросы Поднимают руку | | |
Домашнее задание | - Ребята, вы хорошо поработали на уроке и теперь пришло время записать домашнее задание. Вы можете выбрать любые два задания: № 645, № 646 или № 649 | Записывают домашнее задание | | |
Приложение №1
ЛИСТ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ 5 «а» класса _________________________________________________ ТЕМА УРОКА: |
№ | Знания, умения, навыки | Количество баллов | Самооценка |
Оцени себя | Оцени «соседа» |
1 | Знаю действия I и II ступеней | 1 б | | |
2 | Умею верно определять порядок действий | 1 б | | |
3 | Отвечал на вопросы в начале урока | 1 б | | |
4 | Принимал участие в определении темы урока | 1 б | | |
5 | Принимал активное участие в групповой работе в первом задании | 1 б | | |
6 | Принимал активное участие в групповой работе во втором задании | 1 б | | |
7 | Выполнял проверку задания другой группы | 1 б | | |
8 | Для самостоятельной работы выбрал карточку I уровня II уровня III уровня | 1 б 2 б 3 б | | |
9 | Самостоятельную работу выполнил верно а) полностью сам б) с помощью товарища или учителя в) не смог выполнить верно | 2 б 1 б 0 б | | |
ИТОГО | | | |
Критерии оценивания: 11 – 12 б - «5»; 8 – 10 б - «4»; 5 – 7 б - «3».
ЛИСТ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ 5 «а» класса _________________________________________________ ТЕМА УРОКА: |
№ | Знания, умения, навыки | Количество баллов | Самооценка |
Оцени себя | Оцени «соседа» |
1 | Знаю действия I и II ступеней | 1 б | | |
2 | Умею верно определять порядок действий | 1 б | | |
3 | Отвечал на вопросы в начале урока | 1 б | | |
4 | Принимал участие в определении темы урока | 1 б | | |
5 | Принимал активное участие в групповой работе в первом задании | 1 б | | |
6 | Принимал активное участие в групповой работе во втором задании | 1 б | | |
7 | Выполнял проверку задания другой группы | 1 б | | |
8 | Для самостоятельной работы выбрал карточку I уровня II уровня III уровня | 1 б 2 б 3 б | | |
9 | Самостоятельную работу выполнил верно а) полностью сам б) с помощью товарища или учителя в) не смог выполнить верно | 2 б 1 б 0 б | | |
ИТОГО | | | |
Критерии оценивания: 11 – 12 б - «5»; 8 – 10 б - «4»; 5 – 7 б - «3».
Приложение № 2
Учебное задание для групповой работы № 1
I группа
Тема задания: «Составьте программу вычисления значения выражения и найдите значение этого выражения»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Найдите результат своей работы среди предложенных ответов
5. Если результат не найден, то проверьте правильность выполнения задания и выполните пункт 4
6. Прикрепите свой результат на доске
Задание:
(120 + 16 · 7) · 240 : ( 300 – 5 · 44)
Учебное задание для групповой работы № 1
II группа, IV группа
Тема задания: «Составьте программу вычисления значения выражения и найдите значение этого выражения»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Найдите результат своей работы среди предложенных ответов
5. Если результат не найден, то проверьте правильность выполнения задания и выполните пункт 4
6. Прикрепите свой результат на доске
Задание:
(32 · 15 – 250) : 46 + (180 : 12 – 8) · 9
Учебное задание для групповой работы № 1
III группа, V группа
Тема задания: «Составьте программу вычисления значения выражения и найдите значение этого выражения»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Найдите результат своей работы среди предложенных ответов
5. Если результат не найден, то проверьте правильность выполнения задания и выполните пункт 4
6. Прикрепите свой результат на доске
Задание:
15 + (12322 : ( 24 + 37) – 12 · 15) : (35 · 2 – 59)
Приложение № 3
Учебное задание для групповой работы № 2
I группа
Тема задания: «Найдите и исправьте ошибки в вычислениях»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Обменяйтесь заданиями с другой группой и выполните взаимопроверку.
5. Оцените работу группы, задание которой вы проверяли.
6 Аргументируйте свою оценку.
Задание
А) Найдите и исправьте ошибки в вычислениях, если они имеются:
3 1 4 2
87619 + 57994 : 271 – 15975 : 75 = 87620
1) 57994 : 271 = 214 2) 15975 : 75 = 213 3) 87619 + 214 = 87833
4) 87833 – 213 = 87620
Б) По программе вычислений восстановите числовое выражение:
814
972
54
101
Ответ:
Учебное задание для групповой работы № 2
II группа, IVгруппа
Тема задания: «Найдите и исправьте ошибки в вычислениях»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Обменяйтесь заданиями с другой группой и выполните взаимопроверку.
5. Оцените работу группы, задание которой вы проверяли.
6 Аргументируйте свою оценку.
Задание
А)Найдите и исправьте ошибки в вычислениях, если они имеются:
1 3 2
(851 + 2331) : 74 – 34 = 80
1) 851 + 2331 = 3182 2) 74 – 34 = 40 3) 3182 : 40 = 80
Б) По программе вычислений восстановите числовое выражение:
746
106
45
115
Ответ:
Учебное задание для групповой работы № 2
III группа, V группа
Тема задания: «Найдите и исправьте ошибки в вычислениях»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Обменяйтесь заданиями с другой группой и выполните взаимопроверку.
5. Оцените работу группы, задание которой вы проверяли.
6 Аргументируйте свою оценку.
Задание
а) Найдите и исправьте ошибки в вычислениях, если они имеются:
1 2 4 3
( 41 · 134 + 11978) : (1211 – 899) = 55
1) 134 · 41 = 5494 2) 5494 + 11978 =17472 3) 1211 – 899 =312
4) 17472 : 312 = 55
б)По программе вычислений восстановите числовое выражение:
34
38
2052
12
814
59
Ответ:
Приложение № 4
I уровень
Тема: Найдите значение числового выражения
Выполните задание по алгоритму:
Определите порядок действий
Найдите значение числового выражения, выполнив все действия в столбик
Найдите свой результат среди предложенных чисел
Если твоего ответа нет среди данных чисел, то проверь, правильно ли ты выполнил действия
Задание: 2128 : 76+24 · 18
Предполагаемые ответы: 345; 460; 566; 466
II уровень
Тема: Найдите значение числового выражения
Выполните задание по алгоритму:
Определите порядок действий
Найдите значение числового выражения, выполнив все действия в столбик
Найдите свой результат среди предложенных чисел
Если твоего ответа нет среди данных чисел, то проверь, правильно ли ты выполнил действия
Задание: (565 - 23 · 14) : (316 – 289)
Предполагаемые ответы: 18; 45; 9; 8.
III уровень
Тема: Найдите значение числового выражения
Выполните задание по алгоритму:
Определите порядок действий
Найдите значение числового выражения, выполнив все действия в столбик
Найдите свой результат среди предложенных чисел
Если твоего ответа нет среди данных чисел, то проверь, правильно ли ты выполнил действия
Задание: (1833 : 47 + 467) · 57 - 47 · 307
Предполагаемые ответы: 14523; 15815; 14403; 14413.