СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование на тему "Информатизация общества"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование на тему "Информатизация общества"»

Тема: Информатизация общества.

Цели: сформировать у учащихся понятие «информационная культура», «информатизация общества»;

Выявить свойства информации


Программно – дидактическое обеспечение:

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 2 стр. 16-17; урок 4 стр. 28-29

Презентация



Ход урока.


I . Постановка целей урока.

1. Считаете ли вы себя человеком, владеющим информационной культурой? Почему?

2. Как можно охарактеризовать наше общество сегодня?

3. Как можно защитить информацию?


II. Изложение нового материала.


На прошлом занятии мы говорили о четырех революциях, которые внесли изменение в развитие человечества. (вспоминаем)


Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

До недавнего времени вместо термина «информатизация» использовался термин «компьютеризация», который означает развитие и внедрение компьютеров в общество. Но информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация, т.к. сегодня главными являются не столько технические средства, сколько сущности и цели социально – технического процесса в целом. Компьютеры являются только частью процесса информатизации общества – ее базовой технической составляющей.


Информационная культура человека.

Чем определяется культура человека?


Культура человека определяется:

  1. Знаниями, умениями, профессиональными навыками.

  2. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития.

  3. Способами и формами взаимного общения людей.


Личная культура человека определяется:

  1. Уровнем его умственного развития.

  2. Характером его профессиональной и творческой деятельности

Это значит, что чем больше человек развивает свои умственные способности, чем больше он думает, размышляет, тем больше повышается уровень его личной культуры, и человек, занимающийся искусством или наукой должен иметь очень высокий уровень культуры, что совсем необязательно человеку умственного труда.


Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

В связи с этим информационная культура человека должна проявляться в следующем:

- в навыках пользования различными техническими устройствами – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;

- в способности владеть информационными технологиями;

- в умении извлекать информацию, как из периодической печати так и из электронных коммуникаций.

- в умении представить информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом;

- в знании различных методов обработки информации;

- в умении работать с разными видами информации.

Т. о. , мы получили человека, владеющего информационной культурой.


Свойства информации.

Информация является частью окружающего нас мира, т.е. его объектом. И как любой объект информация должна обладать некоторыми свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Что это за свойства?

Можно привести немало разнообразных свойств информации. Связано это с тем, что в разных науках существует свое определение понятия информации. Соответственно и свойства информации рассматриваются с точки зрения каждой научной дисциплины. Для информатики наиболее важными представляются следующие свойства: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность.

Рассмотрим подробнее:










Свойство

Признаки

Пример

1. Объективность и субъективность

Зависимость от человеческого фактора

Фотоснимок природного объекта более объективен, чем картина, нарисованная человеком

2. Полнота

Характеризует качество и достаточность информации

Рассматривая растение на фотографии, мы получаем меньше информации о нем, чем рассматривая его непосредственно на лугу.

3. Актуальность

Это степень соответствия информации текущему моменту времени

Прогноз погоды на сегодня более актуален, чем на вчера



4. Достоверность

Зависит от уровня «информационного шума». Чем он выше, тем меньше достоверность информации.

Если мешать разговору двух людей, достоверность информации уменьшится




5. Доступность

Мера возможности получить ту или иную информацию

Если у вас нет компьютера, то информация в книге для вас более доступна, чем на компакт - диске


6. Адекватность

Это степень соответствия реальному объективному состоянию дела.

Чем крупнее масштаб, тем адекватнее географические карты.


Одна и та же информация при различных обстоятельствах обладает разными свойствами. И в ходе информационного процесса человек или техническое устройство отбирает из всего потока информации только ту, которая обладает свойствами, наиболее приемлемыми в данной ситуации


III. Итог урока.

IV. Домашнее задание: Перечислите свойства информации.


Тема: Виды информации. Формы представления информации.


Цели: классифицировать информацию по видам;

Научить учащихся выбирать понятные формы представления информации.


Программно – дидактическое обеспечение:

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 4 стр. 30-31

Презентация



Ход урока.


I . Постановка целей урока.

  1. Приведите примеры актуальной информации.

  2. Какими свойствами обладает историческая информация?

  3. Каковы недостатки информации, размещенной в Интернет?


II. Изложение нового материала


Информация как объект, кроме того, что обладает различными свойства, еще и классифицируется по видам. Таких классификаций существует несколько. Кроме того, каждая наука вводит свою систему классификации. Для информатики главным является то, каким образом информационные процессы реализуются средствами вычислительной техники. Поэтому в информатике принята следующая классификация видов информации.



















Упражнение 1.

Попробуйте назвать источники аналоговой и цифровой информации:

Подсказка:

Источники аналоговой информации:

  1. Скрипка. Может создавать звук любой высоты. Переход от тона к тону происходит плавно и непрерывно.

  2. телевизор. Луч кинескопа плавно и непрерывно перемещается по экрану, и яркость отдельных участков меняется плавно.

  3. Телефон, Громкость звука меняется плавно и непрерывно.

  4. Картина, нарисованная художником с использованием большого количества оттенков красок.

  5. Графики функций.


Источники цифровой информации.

  1. Фортепьяно . Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Переход от ноты к ноте осуществляется скачком.

  2. Монитор. Яркость луча изменяется скачком – есть луч )яркая белая или цветная точка), нет луча (черная точка).

  3. Музыкальный проигрыватель компакт дисков.

  4. Компьютер

  5. Мобильные телефоны.


Пояснение: упражнение выполняется устно. Несколько примеров можно записать в тетрадь.


Аналоговую информацию можно превратить в цифровую (для этого достаточно, например, разным цветам присвоить номер или музыку записать нотами) и наоборот.

В вычислительной технике такие преобразования производят специальные устройства, которые называются аналогово - цифровой и цифро – аналоговый преобразователи – АЦП и ЦАП.

И, наконец, так как аналоговую информацию человек воспринимает с помощью своих органов чувств, то он стремиться зафиксировать ее таким образом, чтобы она стала понятной другим, При этом одна и та же информация может быть представлена в разных формах.


Формы представления информации


Любую информацию можно представить в форме, наиболее удобной для восприятия, При этом таких представлений может быть несколько, и все эти формы будут являться различными моделями объектов, процессов или явлений.





Упражнение 2.


Приведите различные формы представления:

  1. Некоторого сообщения;

  2. Условия математической задачи.


Подсказка:


Н екоторое сообщение:


Множество Звук на Жесты

Символов на бумаге аудиокассете для глухонемых


Пояснение: запишите примеры в тетрадь.


III. Закрепление изученного.

Ответьте еще раз на вопросы, поставленные в начале урока.


IV. Домашнее задание.

Перечислите свойства информации, ее виды и формы представления.

Придумайте или вспомните какую – нибудь информацию и представьте ее в различных формах.


1. Приведи 2 примера текстовой, числовой и графической информации.

2. В каком виде представлена информация:

а) примеры по математике
б) письмо
в) картина
г) газета с новостями

3. С какими видами информации умеет работать компьютер?


4. С какими видами информации работает человек?


5. Нарисуй смешанный вид информации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!