СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по литературе для 9 класса "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план по русской литературе для 9 кл. по учебнику В.Я.Коровиной

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по литературе для 9 класса "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"»



Автор: Меджидова Р.А.

Конспект урока по литературе в 9 классе.

« Любить, но кого же?» (любовная лирика М,Ю, Лермонтова)

Цель:-расширить представление учащихся о личности поэта, о многогранности и противоречивости его любовной лирики, посвящённой разным женщинам-героиням его стихов;

- раскрыть идейную глубину стихотворений разных периодов, заострить внимание на тонкости чувств и душевных переживаниях человеческой личности;

- провести сопоставление любовной лирики Лермонтова и Пушкина на основе стихотворений, изучаемых в школьной программе( по настроению и художественному восприятию), подвести учащихся к мысли о причинах различного мироощущения поэтов.

Ход урока

Оформление доски:портреты Е. Сушковой, Н. Ивановой, В. Лопухиной, М Лермонтова. Под портретами- названия стихов, посвящённых этим женщинам.Под портретом Лермонтова -вопрос «Что для него любовь?»

1.Вступительное слово учителя.
Прежде чем начать сегодняшний разговор, я попрошу вас сделать подготовительную работу.После записи темы урока,начертите таблицу для небольшой исследования, которое мы будем проводить в течение урока. Первая колонка- Лермонтов, вторая- Пушкин.
Сегодня на уроке мы поговорим о любовной лирике М,Ю, Лермонтова. Любовью держится этот мир, поэтому эта тема волнует каждого человека.Нет ни одого поэта и писателя, кто бы ни писал о любви, и у каждого видение любви своё, впрочем,как и у каждого человека. Все мы разные, и все стремимся найти в написанных строчках великихчто-то своё.И эти строки потом помогают жить, вселяя в нас надежду на счастье. Кто-то из вас, может быть, нашёл «своего» поэта, у кого-то это впереди. Может быть, сегодняшний разговор о любовной лирике Лермонотова поможет что-то понять в себеи в окружающих вас людях.
Сегодня вы узнаете о тех женщинах, кого любил Михаил Юрьевич, кому посвящал стихи; их имена увековечены пером великого поэта. Пожалуй,ярче всегопроявилась загадочная натура Лермонтова именно в любви: все его противоречия, несовместимомть некоторых черт характера- всё в этих стихах, как на ладони. « Лермонтов смотрел на землю инымичем все люди глазами: он чувствовал над собою что-тот роковое. Он зарылся в напускную ненависть, которую питала в нём сатанинская гордость. И эта гордость прикрывала самую нежную душу. Боясь прявления нежности, поэт набрасывает на себя маску гордого духа зла» Это сказал о Лермонтове исследователь его биографии Висковатов. Эти слова являются ключевыми для понимания характера, а следовательно,творчества поэта. Высокомерный,насмешливый, многими нелюбимый, страдающий и гениальный, т.к.сумел всё это выразить в своих творениях.
Итак , мы сегодня на уроке мы псслушаем сообщения ваших одноклассников об адресатах любовной лирики Лермоннтова и, конечно, сами стихи, а ваша задача-прослушать и сделать необходимые записи в таблицу, а именно:после прочтения каждого из стихотворений подобрать контекстные синонимы к слову ЛЮБОВЬ,например, ТОСКА,РАДОСТЬ и т.д. Лермонтов никак не называет своего чувства, попробуйте вы уловить и охарактеризовать его: что для поэта любовь? С какими словами она ассоциируется? Итак, первая героиня нашего сегодняшнего разговора Екатерина Сушкова.

Выступление 1 ассистента.
Сушкова Екатерина Александровна-первая любовь поэта. Они познакомились в ранней юности,когда ему было 14, а ей 16.Красивая, умная, ироничная Сушкова стала предметом увлечения михаила.Екатерина долгое время была равнодушна к поэту и не скрывала этого.Насмешкиеё и шутки приводили юношу в ярость. Однажды она со своей подругой Сашей Верещагиной , чтобы доказать, что Мишель неразборчив в пище, приказали испечь булочки с опилками,и Миша с удовольствием съел целых две; узнав об этом,он вновь пришёл в бешенство, но всё же его чувство к Сушковой оставались неизменными:
Другим предавшимся мечтам,
Я всё забыть тебя не мог,
Так храм оставленный-всё храм,
Кумир поверженный- всё Бог!
Прошло несколько лет, и Сушкова собралась выйти замуж за богатого и любящего её человека.И тут М,Л, снова появляется на её пути.Он был уже в чине офицера и довольно известным поэтом. Он ухаживал за ней на глазах всего петербургского света и порочил её жениха, грозя вызвать того надуэль. Яркий, умный, язвительный, он вскружил голову Екатерины, добился от неё признания в любви, разорвав её отношения с женихом, а потом, так же наглазах всего света, бросил её.За Л. Закрепилась слава опасного Дон-Жуана, а это тогда было очень модно.
«Я мщу эа слёзы, которые 5 лет назад заставляла меня проливать кокетство С.! О! Наши счёты ещё не кончены; она заставляла страдать сердце ребёнка, а я только мучаю самолюбие старой кокетки»,-писал Лермонтов.
Но месть поэта не принесла ему счастья.За прошедшие годы он разочаровался в женской любви. Он, как и его герой Печорин ,нёс женщинам одни страдания. но и сам всегда страдал.

Слово учителя:
Прослушав это выступление,создаётся нелестное впечатление о Лермонтове как о челрвеке. Но не нужно забывать, с какой сложной человеческой натурой встречаемся мы и как сама Сушкова характеризовала поэта: « Сердце у него было доброе, порывы всегда благородны, но непонятная страсть казаться хуже, чем он был, а главное – прослыть героем,которого трудно забыть, почти всегда заставляли его пожертвовать эффекту лучшими стронами своего сердца». С именем Сушковой связан целый цикл стихотворений, который так и наэывается – «сушковский».( записать названия стихов в тетрадь:» Стансы», « Звезда», « Ночь», « Нищий» и др.
Выступление 2 ассистента:
Стихотворение « Нищий « написано еа основе конкретных фактов.Лермонтов и Сушкова были в Троице- Сергиевой лавре и подали милостыню слепому нищему. Он крестился, благодарил и сказал, что « недавно молодые господа пошалилии наложили полнуючашку камушков. Да Бог с ними!» Вечером Сушкова получила написанные на листке строки.
(Чтение стихотворения « Нищий»)
Беседа:
1) Какой художественный приём положен в основу этого стихотворения?
2) Каким настроением проникнуто это стих-е и какой контекстный синоним можно подобрать по этому стих-ю к слову любовь? ( МОЛЬБА)
Следующий адресат лермонтовской лирики-загадочная Н,Ф,И.
Выступление 3 ассистента:

Среди юношеской лирики Лермонтова уже давно обращал на себя внимание ряд стихотворений 1830-1832г.г., объединённых темой любви и измены.; стих-я этогоцикла обозначены инициалами Н.Ф.И. в первых стихахмолодой поэт обращается к девушке, как к верному другу, который сумеет защитить его от бесчувственной светской толпы:
И люди с злобой ядовитой,
Осудят жизнь мою порой,
Ты будешь ли моей защитой
Перед бесчувственной толпой?
Но уже из текста стихотворения 1831 г. « К Н.И.» видно , что в их отношениях наступил трагический перелом:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви, не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Около 2 лет мучило Лермонтова неразделённое чувство к Н.Ф.И.За это время написано 31 стихотворение , посвящённое этой женщине ( « Я неунижусь пред тобою…», « Сонет» и др). Кто же такая эта загадочная Н.Ф.И.?Кстати , эти инициалы оставались не раскрытыми в течение 100 лет.
Наталья Фёдоровна Иванова была дочерью известного писателя и драматурга Фёдора Иванрва. Лермонтов познакомился с ней, когда учился в Московском университете. Наталья Фёдоровна не просто понравилась Лермонтову , но ивызвала большое светлое чувство. Цикл стихотворений, посвящённый ей, так и называется « ивановский»
(Чтение стихотворения «Я не унижусь пред тобою..»)
Беседа:
1)Давайте начнём с синонимов Что это: упрёк?сожаление? воспоминание?
2) О чём сожалеет поэт? А можно ли жалеть о любви?
3) В каких строчках есть противоречия?
Слово учителя:
Любовь к Ивановой принесло Лермонтову одни страдания, но эти страдания приносят свои плоды и обогащают жизненный опыт, что потом находит своё отражение в творчестве.

Чтение стихотворения « Я ,Матерь Божья, ныне с молитвою» учителем
Слово:
В этом стихотворении совсем другой Лермонтов.Чистое. светлое чувство, как сама молитва. Это стих-е посвящено ВарвареЛопухиной., в замужестве Бахметевой.
Выступление 4 ассистента:
Лопухина Варвара Александровна
- одна из самых глубоких привязанностей поэта.Переживая бурное увлечение Ивановой,поэт знакомится с сестрой своего приятеля Варенькой. Чувство к ней было истинно и сильно. Поэт сохранил его до самой смерти.Переезд Лермонтова в Петербург, военная служба и светские увлечения помешали развитию отношений, однако Лермонтов не перестаёт и нтересоваться судьбой девушки, её профиль мелькает на страницах его рукописей. Варвара отвечает Михаилу Юрьевичу взаимностью. Между тем молчание Лермонтова, его продолжающийся роман с Сушковой заставляют Варвару выйти замуж. Лермонтов тяжело пережил замужество Лопухиной, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество.
Слово учителя:
У Лермонтова есть одно известное стихотворение « Нет, не тебя так пылко я люблю». Оно посвящено кузине Лермонтова Екатерине Быховец, которая напоминала поэту Вареньку Лопухину. В день дуэли Михаил Юрьевич разговаривал с Екатериной, и она признавалась: «Он меня оттого любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был» .Послушаем это стихотворение.
( Чтение стихотворения ассистентом)
Слово:
Сохранилось 3 акварельных портрета Лопухиной работы Лермонтова. По воспоминаниям, Варенька была прекрасна, как мечтанье: мягкий овал лица,тонкие черты,большие задумчивые глаза и высокий лоб -навсегда остаются для Лермонтова символом женской красоты. Портретное сходство с Варенькой можно найти у героинь романа « Герой нашего времени».Лопухиной посвящены многие произведения : поэма « Демон», стихи : «Мы случайно сведены судьбою», «Молитва», « У ног других не забывал…» и др.
Заключительная часть .Практическая работа.
Теперь давйте проведём небольшую исследовательскую рабоу,для которой собирали слова-синонимы.Попробуем сравнить стихи о любви двух великих поэтов: Пушкина и Лермонтова. Сравнить, конечно, в очень узком смысле: по настроению, по художественному восприятию.Вспомните слово МИРООЩУЩЕНИЕ. Каково оно у Пушкина? Ведь его любовь тоже не всегда была взаимна, но он пишет: « как дай Вам Бог любимой быть другим», « Любовь моя светла» и т.д. Ваши выводы..
( Дети без труда, как показывает практика, говорят , что любовь Пушкина, несмотря ни на что, светлвя, радостная, нежная, печальная и др.)
- А какие слова-синонимы к слову ЛЮБОВЬ мы подобрали к чувствам Лермонтова?
(Упрёк, мольба, тоска, безысходность, мрачность и др)
-Как вы думаете , почему так?
( Ребята вспоминают биографические сведения о поэте,о чертах его личности)
Слово учителя:
Вы сделали правильные выводы . В тех же записках Сушковой есть такой эпизод :Лермонтов однажды, слушая романс Пушкина « Я вас любил…», при строчках « но пусть она вас больше не тревожит, я не хочу печалить вас ничем» воскликнул : « Нет, нет, пусть тревожит-это вернейшее средство не быть забытым», а при строках « как дай вам бог любимой быть другим» сказал : « Это совсем надо переменить: естественно ли желать счастья любимой женщине, да ещё с другим? Нет, пусть она будет несчатлива». Вот такая история…

Вы можете по-разному относиться к Лермонтову, но помните, что выносить определённую точку зрения можно только тогда , когда знаешь предмет обсуждения досконально. Так что читайте и думайте. Надеюсь, что сегодняшний разговор на уроке вас заинтересовал.

Домашнее задание: наизусть одно из стихотворений Лермонтова о любви; найти в нём изобразительно-выразительные средства языка.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!