Дата: __________________
Класс: __________________________
Урок № 16
Тема урока: Правописание о, ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных.
Цель:
Обучающая:
познакомить с правилом написания о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных;
формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания;
закрепить навык правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных;
правописание ё - о после шипящих в корне слова и е – о в окончаниях и суффиксах имён существительных.
Развивающая: развивать связную речь (составление связного рассказа на грамматическую тему, творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, интерес к урокам русского языка посредством активизации мыслительной деятельности.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы: информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником.
Оборудование:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение предыдущего материала.
Орфографическая диктовка. (Работа выполняется по цепочке с одновременным объяснением написания; параллельно запускается презентация на интерактивной доске в режиме Office, слайд № 1.)
(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м.
III. Изучение нового материала.
Туч..й, пирож..к, книж..нка, реч..нка, ландыш..м, огурц..в, улиц..й, чертеж..м, ключ..м, птиц..й, камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.
Как вы думаете, почему последние слова выделены другим цветом? (Это имена прилагательные).
Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков?
Правило о написании гласных о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных мы с вами будем изучать сегодня. (Слайд № 3)
Тема урока
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
Вернёмся к тем словам, пропущенные буквы в которых вы ещё не вставили. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных? (Слайд № 4)
Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.
Ставим ударение и выделяем морфемы.
Давайте применим данные требования к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем? (Они падают на разные морфемы).
Попробуем сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах имён прилагательных.
о, ё пишутся под ударением:
в корнях слов букву о нужно запомнить: шов, шорох, капюшон; букву ё можно проверить: шёпот - шепчет;
в суффиксах и окончаниях всех слов, образованных не от глаголов, пишется только о: крючок, холщовый, с малышом, большой;
в глаголах и в словах, образованных от глаголов, пишется только ё: течёт, тушить - тушёный - тушёнка + слова на -ёр: дирижёр.
Запомните: ещё, изжога, скачок, прыжок, толчок + ожог, поджог (сущ.), но ожёг, поджёг (глаг.): Мальчик ожёг (глаг.) руку. У него сильный ожог (сущ.).
IV. Закрепление изученного.
Стр. 39 упр. 135.
Выборочный диктант.
Распределите слова в колонки таблицы. (Слайд № 5)
Гласные о и е после шипящих и ц |
корень | суффикс | окончание |
| | |
Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, причёска, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, жёлтый.
Работа по карточкам.
Карточка № 1
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.
Ж..лтый капюш..н, модная ч..лочка, спелый ж..лудь, подч..ркивать слова, тихий ш..пот румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, пш..нная каша, сладкий крыж..вник, ш..лковое платье
Карточка № 2
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.
Побывать на спектакл.., участвовать в экспедиции.., работать на стройк.., подойти к сторожк.., подъехать к насып.., добраться до палатк.., гулять по алле.., выступать на собрании…., пробираться по тропинк.., находиться на распуть..
Карточка № 3
От существительных образовать прилагательные с помощью суффиксов –ов, -ев, обозначить в них суффиксы графически, поставить ударение:
Сторож, плащ, ёж, боец, перец, кварц, душ, дрожжи, вещь, парча.
Карточка № 4
Записать словосочетания, ставя их в форму родительного падежа:
Дремуч.. лес, неуклюж.. медведь, горяч.. суп, шипуч.. жидкость, свеж.. воздух, чуж.. дом, горюч.. вещество, больш.. праздник.
Карточка № 5
Распределить поговорки в 2 столбика.
О Е
Хорош..е дело века живёт.
Из больш..й тучи, да мала капля.
Чуж..й славой не проживёшь.
Пригож..му все к лицу.
Чуж..го не бери, а своего не теряй.
Лежач..го не бьют.
И в стояч..й воде утонуть можно.
От хорош..го дерева – хороший плод.
В больш..м деле пустяков не бывает.
Работа с текстом.
На экране слайд № 6 с текстом упражнения.
В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
(Слайд № 7 демонстрируется после выполнения учениками задания. Они сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.)
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
§ 12. Стр. 39 – таблица. Упр. 138, 139.
Записать словарные слова тетерев, внезапно и определить их лексическое значение.
ТЕТЕРЕВ, -а, мн. -а, -ов, м. Крупная птица отряда куриных.
ВНЕЗАПНО - Происшедшее, наступившее неожиданно.
Карточка № 1
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.
Ж..лтый капюш..н, модная ч..лочка, спелый ж..лудь, подч..ркивать слова, тихий ш..пот румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, пш..нная каша, сладкий крыж..вник, ш..лковое платье
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592c61ed7816a/635097_2.png)
Карточка № 2
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.
Побывать на спектакл.., участвовать в экспедиции.., работать на стройк.., подойти к сторожк.., подъехать к насып.., добраться до палатк.., гулять по алле.., выступать на собрании…., пробираться по тропинк.., находиться на распуть..
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592c61ed7816a/635097_3.png)
Карточка № 3
От существительных образовать прилагательные с помощью суффиксов –ов, -ев, обозначить в них суффиксы графически, поставить ударение:
Сторож, плащ, ёж, боец, перец, кварц, душ, дрожжи, вещь, парча.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592c61ed7816a/635097_4.png)
Карточка № 4
Записать словосочетания, ставя их в форму родительного падежа:
Дремуч.. лес, неуклюж.. медведь, горяч.. суп, шипуч.. жидкость, свеж.. воздух, чуж.. дом, горюч.. вещество, больш.. праздник.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592c61ed7816a/635097_5.png)
Карточка № 5
Распределить поговорки в 2 столбика.
Хорош..е дело века живёт.
Из больш..й тучи, да мала капля.
Чуж..й славой не проживёшь.
Пригож..му все к лицу.
Чуж..го не бери, а своего не теряй.
Лежач..го не бьют.
И в стояч..й воде утонуть можно.
От хорош..го дерева – хороший плод.
В больш..м деле пустяков не бывает.