СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по русскому языку на тему Правописание о, ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных (6 класс, русский язык)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Обучающая:

  • познакомить с правилом написания о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных;
  • формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания;
  • закрепить навык правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных;
  • правописание ё - о после шипящих в корне слова и е – о в окончаниях и суффиксах имён существительных.

Развивающая:  развивать связную речь (составление связного рассказа на грамматическую тему, творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, интерес к урокам русского языка посредством активизации мыслительной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по русскому языку на тему Правописание о, ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных (6 класс, русский язык)»

Дата: __________________

Класс: __________________________


Урок № 16


Тема урока: Правописание о, ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных.


Цель:

Обучающая:

  • познакомить с правилом написания о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных;

  • формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания;

  • закрепить навык правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных;

  • правописание ё - о после шипящих в корне слова и е – о в окончаниях и суффиксах имён существительных.

Развивающая: развивать связную речь (составление связного рассказа на грамматическую тему, творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, интерес к урокам русского языка посредством активизации мыслительной деятельности.


Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником.

Оборудование:

  • «Русский язык» учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения – Сабитова З.К., В.К.Павленко. – Алматы: Атамұра, 2015. – 288 с.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение предыдущего материала.


Орфографическая диктовка. (Работа выполняется по цепочке с одновременным объяснением написания; параллельно запускается презентация на интерактивной доске в режиме Office, слайд № 1.)


(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м.


  • Какое правило было использовано при написании последних слов?

  • Правило о правописании гласных букв о, ё и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и суффиксах прилагательных.


III. Изучение нового материала.


  • Перед вами на слайде слова, при написании которых вам надо будет использовать ранее полученные знания (Слайд № 2) Вставить пропущенные буквы, обозначая орфограммы.


Туч..й, пирож..к, книж..нка, реч..нка, ландыш..м, огурц..в, улиц..й, чертеж..м, ключ..м, птиц..й, камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.


  • Как вы думаете, почему последние слова выделены другим цветом? (Это имена прилагательные).

  • Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков?

  • Правило о написании гласных о е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных мы с вами будем изучать сегодня. (Слайд № 3)

Тема урока
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.




  • Вернёмся к тем словам, пропущенные буквы в которых вы ещё не вставили. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных? (Слайд № 4)


Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.


  • Ставим ударение и выделяем морфемы.

  • Давайте применим данные требования к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем? (Они падают на разные морфемы).

  • Попробуем сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах имён прилагательных.

о, ё пишутся под ударением:

  • в корнях слов букву о нужно запомнить: шов, шорох, капюшон; букву ё можно проверить: шёпот - шепчет;

  • в суффиксах и окончаниях всех слов, образованных не от глаголов, пишется только о: крючок, холщовый, с малышом, большой;

  • в глаголах и в словах, образованных от глаголов, пишется только ё: течёт, тушить - тушёный - тушёнка + слова на -ёр: дирижёр.


Запомните: ещё, изжога, скачок, прыжок, толчок + ожог, поджог (сущ.), но ожёг, поджёг (глаг.): Мальчик ожёг (глаг.) руку. У него сильный ожог (сущ.).


IV. Закрепление изученного.

  1. Стр. 39 упр. 135.

  2. Выборочный диктант.

Распределите слова в колонки таблицы. (Слайд № 5)

Гласные о и е после шипящих и ц

корень

суффикс

окончание

 

 

 





Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, причёска, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, жёлтый.

  1. Работа по карточкам.

Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтый капюш..н, модная ч..лочка, спелый ж..лудь, подч..ркивать слова, тихий ш..пот румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, пш..нная каша, сладкий крыж..вник, ш..лковое платье

Карточка № 2

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Побывать на спектакл.., участвовать в экспедиции.., работать на стройк.., подойти к сторожк.., подъехать к насып.., добраться до палатк.., гулять по алле.., выступать на собрании…., пробираться по тропинк.., находиться на распуть..

Карточка № 3

От существительных образовать прилагательные с помощью суффиксов –ов, -ев, обозначить в них суффиксы графически, поставить ударение:

Сторож, плащ, ёж, боец, перец, кварц, душ, дрожжи, вещь, парча.

Карточка № 4

Записать словосочетания, ставя их в форму родительного падежа:

Дремуч.. лес, неуклюж.. медведь, горяч.. суп, шипуч.. жидкость, свеж.. воздух, чуж.. дом, горюч.. вещество, больш.. праздник.

Карточка № 5

Распределить поговорки в 2 столбика.

О Е

Хорош..е дело века живёт.

Из больш..й тучи, да мала капля.

Чуж..й славой не проживёшь.

Пригож..му все к лицу.

Чуж..го не бери, а своего не теряй.

Лежач..го не бьют.

И в стояч..й воде утонуть можно.

От хорош..го дерева – хороший плод.

В больш..м деле пустяков не бывает.



  1. Работа с текстом.

На экране слайд № 6 с текстом упражнения.

В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.



  • Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали.

(Слайд № 7 демонстрируется после выполнения учениками задания. Они сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.)


V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

§ 12. Стр. 39 – таблица. Упр. 138, 139.

Записать словарные слова тетерев, внезапно и определить их лексическое значение.

ТЕТЕРЕВ, -а, мн. -а, -ов, м. Крупная птица отряда куриных.

ВНЕЗАПНО - Происшедшее, наступившее неожиданно.













































Карточка № 1



Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.



Ж..лтый капюш..н, модная ч..лочка, спелый ж..лудь, подч..ркивать слова, тихий ш..пот румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, пш..нная каша, сладкий крыж..вник, ш..лковое платье





Карточка № 2



Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.



Побывать на спектакл.., участвовать в экспедиции.., работать на стройк.., подойти к сторожк.., подъехать к насып.., добраться до палатк.., гулять по алле.., выступать на собрании…., пробираться по тропинк.., находиться на распуть..





Карточка № 3



От существительных образовать прилагательные с помощью суффиксов –ов, -ев, обозначить в них суффиксы графически, поставить ударение:



Сторож, плащ, ёж, боец, перец, кварц, душ, дрожжи, вещь, парча.





Карточка № 4



Записать словосочетания, ставя их в форму родительного падежа:



Дремуч.. лес, неуклюж.. медведь, горяч.. суп, шипуч.. жидкость, свеж.. воздух, чуж.. дом, горюч.. вещество, больш.. праздник.





Карточка № 5



о

е



Распределить поговорки в 2 столбика.





Хорош..е дело века живёт.

Из больш..й тучи, да мала капля.

Чуж..й славой не проживёшь.

Пригож..му все к лицу.

Чуж..го не бери, а своего не теряй.

Лежач..го не бьют.

И в стояч..й воде утонуть можно.

От хорош..го дерева – хороший плод.

В больш..м деле пустяков не бывает.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!