Поурочный план по русскому языку во 2 классе Дата_________________
Учитель: Исаева Х.В.
ТЕМА: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей
Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры самостоятельно; развивать речь, умение наблюдать.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; само- цоительно подбирать имена существительные в каждую группу; оглавлять устный рассказ-описание по картине; работать с несколькими источниками информации.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
Словарная работа
- Как позвать ученика, если в классе у двоих ребят одинаковое имя? Как их отличить? (По фамилии.)
Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рожде- Имм, также как имя.
Найдите это словарное слово на с. 55, спишите в тетрадь, выделите непроверяемую гласную.
Представьте такую ситуацию: два человека являются тезками, имеют одинаковые имя и фамилию. Как их можно различить? {По отчеству.)
(Учитель рассказывает о значении слова отчество.)
('лово отчество означает «имя по отцу». Человек получает от- Мство от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, Чьими сыновьями или дочерьми они являются.
Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Запишите это слово рядом с первым, выделите непроверяемую гласную.
2.Орфографическая минутка
— Запишите фамилии и имена ребят нашего класса: вариант I пишет имена и фамилии мальчиков; вариант II — имена девочек.
- Подчеркните орфограммы.
- Какую орфограмму выделили во всех словах
III.Самоопределение к деятельности
К какой группе имен существительных относятся все эш слова?
Какие имена собственные вы записали: одушевленные или неодушевленные? Докажите.
Определите тему урока по упражнениям из словарной и ор фографической работы.
Работа по теме урока
Упр. 92 (с. 54).
(Выполняется в соответствии с заданиями.) Упр. 93 (с. 54).
(Коллективное обсуждение картины, работа по заданиям упражнения. Затем учащиеся готовят связный рассказ в течение 3—5 минут. Несколько ответов заслушиваются, анализируются )
IV.Физкультминутка
Утром налесной опушке Собираются зверушки. Все приучены к порядку: Дружно делают зарядку.
V.Закрепление пройденного материала
Упр. 96 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.) Упр. 94 (с. 55).
(Работа в парах. Две пары отвечают у доски. Класс оценивап их работу.)
VI.Рефлексия
Составьте из данных слов полные имена двух писателе II, Запишите в алфавитном порядке.
Александр, Чуковский, Сергеевич, Корней, Пушкин, Иванович.
(Фронтальная проверка, самооценка.)
VII.Подведение итогов урока
Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?
К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?
Какое задание вам было интересно выполнять?
Где допустили ошибки?
Домашнее задание
Выполнить упр. 95 (с. 55).Узнать происхождение своей фамилии, пользуясь специальными справочниками или сайтами Интернета.
Поурочный план по русскому языку во 2 классе Дата_________________
Учитель: Мусаева З.И
ТЕМА: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет
Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких самостоятельно; развивать речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать собственные имена существительные; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбираем имена существительные в каждую группу; озаглавливать текст.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
Словарная работа
- Запишите слово шел с разными приставками. Прочитайте слова, которые получились.
- Как написали приставки?
- Какую гласную написали в основе слова? Подчеркните ее. Запомните это слово.
Орфографическая минутка
- Какие слова вы написали в домашней работе с заглавной буквы?
- Кто выполнил дополнительное задание? (Заслушиваются 2—3 доклада учащихся )
Откройте учебник на с. 56 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». (Учитель вместе с сильными учениками читает текст.)
- Какие способы возникновения фамилий вы узнали? Как образована ваша фамилия?
III.Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила, пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто гут подскажет? (Золушка.)
Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовется... (Чиполлино.
Лечит он больных зверей,
Лечит маленьких детей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... {Айболит).
Толстяк живет на крыше
Летает он всех выше. (Карлсон.)
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой. (Буратино.)
Работа по теме урока Упр. 97 (с. 57).
(Коллективное выполнение. Ответы на вопросы записываю! с комментированием.) Упр. 99 (с. 58).
(Самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой.)
IV.Физкультминутка
Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, На четыре — руки вниз.
V.Закрепление изученного материала Упр. 98 (с. 57).
(Самостоятельное выполнение.)
- В каких словах подчеркнули заглавную букву?
VI.Рефлексия
Карточка
Добавь в группу слов одно имя собственное.
Карлсон, Кот в сапогах,....
«Дюймовочка», «Белоснежка и семь гномов»,....
Г.Х. Андерсен, К.И. Чуковский,...
VII.Подведение итогов урока
Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?
К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?
Что особенного о написании названий книг, сказок вы узнали?
Какие умения примените?
Домашнее задание
Написать текст (два-три предложения) на тему «Моя любимая км ига».