по повести В.Катаева «Сын полка».
Что такое героизм.
( Системно-деятельностная технологии, развитие речи )
Класс : 5 дата :
Цели урока
Образовательные : обогащение читательского опыта : знакомства с творчеством В.П.Катаева;
формирование умений, анализировать текст (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);
0находить главную мысль, различать положительных героев от отрицательных;
интерпретировать образы героев, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям);
выделять и анализировать средства художественной выразительности;выразительного чтения, чтения по ролям ;
Развивающие Расширять словарный запас учащихся и кругозор.
Воспитательные
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям .
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
предметные
Продолжают знакомство с творчеством В.П.Катаева; понимают главную мысль произведения и сюжет в целом; отличают положительных героев от отрицательных; высказывают и отстаивают свою точку зрения, свои суждения о произведении; представляют и интерпретируют образ героя, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям); развивают учебные и читательские умения,( правильно называют произведение, тему и жанр);выделяют в тексте средства художественной выразительности ;учатся выразительному чтению (выбирать нужный тон и темп чтения);отрабатывают навык чтения вслух и молча, по ролям .
метапредметные
Умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Умеют слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Умеют ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
личностные
Умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Оборудование : ноутбук, видеоролик,
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Александра Твардовского
«Дети и война – нет более
ужасного сближения
противоположных вещей на свете»
Ход.
1.Орг.момент.
2. Слово учителя.. В этом году наша страна отмечает 78 годовщину со дня окончания ВОВ. В этой 3 войне принимал участие весь народ от мала до велика.
3. Видеофрагмент «Встреча Вани с разведчиками»
- ребята, из какого фильма мы посмотрели отрывок?
- по сюжету, какой книги был снят данный фильм?
Мальчишки и девчонки… На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Детям войны, их мужеству и героизму, посвящены многие замечательные книги. И одна из них - книга Валентина Петровича Катаева «Сын полка», которую вы прочитали самостоятельно. (1 лист - книга)
Выдающийся русский писатель В.П.Катаев в годы войны был фронтовым корреспондентом. Увидев безмерное людское горе, встречаясь с мальчиками-сиротами на фронтах войны, Катаев понял, что не может не написать о суровой жизни детей в годы войны.
Так в 1945 году появилась повесть Катаева «Сын полка».
Сколько же лет произведению? ( лет произведению)
Предлагаю вам подобрать и записать ассоциации к словам ребенок и война.
Это могут быть слова разных частей речи, словосочетания.
Радость беззащитность счастье беззаботность детство будущее | Страх несчастье кровь потери смерть оружие смелость, |
Посмотрите внимательно на эти 2 группы слов.
- Что вы можете сказать о них?
- Они по значению одинаковые или противоположные ?
Конечно же, эти слова по значению противоположные, несовместимые.
Ребенок, дети приносят радость, счастье, это продолжение жизни, а война несет страх, горе, кровь, отнимает родных, радость, детство и даже жизнь
Опираясь, на эти два понятия, определите тему урока. Итак, тема нашего урока: Подвиг на войне (по повести В. Катаева «Сын полка») (3 лист – Повесть В.Катаева…)
Запишите над таблицей тему.
- Какие задачи вы ставите сегодня на уроке?
- Обсудить книгу Валентина Петровича Катаева «Сын полка». Сформировать коллективное мнение ребят об обсуждаемой книге.
- раскрытие образа главного героя повести (Вани Солнцева)
- познакомиться с жизнью сверстников в тяжелые годы Великой Отечественной войны, показать, что дети на ряду со взрослыми приближали Победу.
(Повесть больше по объему, с большим количеством действующих лиц , имеет развернутый сюжет)
Понравилось произведение? Какие чувства вы испытывали при прочтении повести? (уважения, восхищения, сочувствия, уважения, симпатии, гордости, грусти, печали)
1. Почему Ваня остался один и почему оказался у линии фронта?
(“..отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову и ее убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумой собирать куски и попался полевым жандармам. Отправили в детский изолятор. Там заразился чесоткой, болел сыпным тифом... Потом убежал, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти.”)
2. Что случилось с семьёй капитана Енакиева?
(мать, жена, сын погибли по дороге в Минск, когда на беженцев налетели немецкие штурмовики)
(из книги)
3. Кто из героев Катаева соответствует описанию: “ На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии: шинель - длинная, до пят, как юбка; круглая кубанская шапка чёрного барашка с красным верхом; погоны с маленькими стременами, перекрещёнными двумя клинками; шпоры и ,как венец всего этого воинского великолепия. ярко -алый башлык, небрежно закинутый за спину”? (сын полка ефрейтор Вознесенский)
4. Как удалось Ване вернуться к разведчикам после второго побега от ефрейтора Биденко?
(рассказал офицеру, не зная, что говорит с капитаном Енакиевым, свою историю, свою обиду, и Енакиев решил оставить мальчика у себя )
5. Что делал Ваня в своей первой разведке?
(Ваня д.б., идя со своей лошадью, изучить местность, вернуться и доложить, свободен ли путь. Вместо этого он карандашом наносилвбукваре ориентиры и цели, составлял план местности. За этим занятием его и застал немецкий патруль).
6.Как фашисты убедились, что в букваре именно Ваня рисовал схемы?
(У Вани язык был синий из-за карандаша)
7. Разведчики и капитан Енакиев любили Ваню. Чем отличалась любовь разведчиков от любви Енакиева?
(разведчики любили Ваню как младшего брата, внёсшего разнообразие в их суровую боевую жизнь.Енакиев очень любил своего покойного сына.Ваня пробудил в душе Енакиева более глубокие чувства, чем братская любовь)
8. Кем же капитан Енакиев решил сделать Ваню после того, как его поставили на все виды довольствия?
(Енакиев взял его к себе связным, но на самом деле он решил научить Ваню выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта)
9. Последние напутствие полковника перед отправкой Вани Солнцева в суворовское училище. Цитата: «Ты был хорошим сыном у разведчиков и артиллеристов. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным. Но, всегда и везде, прежде всего ты должен быть верным сыном своей матери-родины».
- Прокомментируйте слова полковника.
10. Чем завершается повесть «Сын полка»? Ване пришлось пережить гибель людей, ставших ему по-настоящему родными: капитана Енакиева, Ковалева и многих других, которых считал своей семьей. Он, Ваня Солнцев, сын полка, едет учиться в Суворовское училище, чтобы стать настоящим офицером.
На сколько частей и какие вы разделили бы повествование автора? ( на 4 части : жизнь в оккупации, у разведчиков, у артиллеристов, в суворовском училище)
Работа - Логическая цепочка
Поставьте в правильном порядке пункты плана, чтобы они соответствовали сюжету.
1. Ваня-разведчик
2. У разведчиков
3. Смерть Енакиева
4. Наводчик Ковалёв
5. Встреча с кавалеристом Вознесенским
6. Побег
7. В плену у фашистов
(Ответ: 2 6 5 1 7 4 3)
Кто является главным героем?
Зачитываем отрывок знакомства читателя с главным героем. (глава 1,стр 13Как автор передает внешний облик своего героя, о чём свидетельствует портрет Вани? (В своей повести В.Катаев показывает несовместимость понятий Война и Детство. Детство – это начало жизни, радость, война – это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл)
ВИДЕОРОЛИК «Встреча мальчиков»
- Кого мы видели на экране?
- Каков возраст мальчиков? (Вани 12 лет, ефрейтору Вознесенскому 14 лет)
- За что получил «раскошный мальчик» в полной походной форме гвардейской артиллерии? (за подвиг)
- Только ли взрослые могли во время войны совершать подвиги?
- Легко ли было детям войны?
-Если бы вы были на месте Вани Солнцева, смогли бы вы поступать так, как он? (6 лист – повесть о подвиге)
Чтение по ролям.
На столе лежит букварь и компас.
- Какие ассоциации вызывают у вас эти предметы? С какой главой произведения они связаны?
(14 глава)
- Предлагаю погрузиться в эту атмосферу и прочитать отрывок допроса по ролям?
- какие черты характера Вани Солнцева мы видим из прочитанного отрывка?
(мужественный, храбрый, смелый, решительный, смекалистый, разумный, упрямый, стойкий)
9. Рефлексия
Учитель: Давайте вместе составим образ героя Вани Солнцева по плану
Имя героя Ваня Солнцев
Внешность (истощенным, худым подростком, который выглядел на 9-ть в свои 12-ть.Светлая, нечесаная шевелюра, веснушчатое лицо и голубые огромные глаза, в которых застыл ужас пережитого)
Что пришлось ему пережить – смерть родных и близких ему людей.
Поступки (смелые, недетские, отважные, мужественные)
Отношение к другим (уважительные, старался быть нужным)
Отношение других людей к герою (по отцовски любили, заботились, жалели)
Внутренние переживания (отчаяние, ужас, безысходное горе, злость, ярость, ненависть (до встречи с разведчиками. Он чувствовал себя, как в необыкновенном сказочном мире. Восторг, радость. Впервые за три года он находился среди людей, которых не надо опасаться.)
- Обратимся к эпиграфу нашего урока, как вы понимаете слова Твардовского?
9 лист - «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»
- Достигли мы цели урока? А что для этого делали?
Что вы узнали о войне? Почему нужно хранить память о погибших людях на войне?
Домашнее задание.
Предлагаю вам написать либо письмо, с поправкой, что сейчас это ветеран Великой Отечественной войны Иван Иванович Солнцев. В своем письме выразите свои чувства от прочитанной повести, поделитесь с пожилым человеком своими переживаниями, которые вы испытывали во время чтения произведения, задайте главному герою вопросы, которые вас интересуют. Не забудьте про цитаты. Объем работы- 1 лист.
10. Подведение итогов. Выставление отметок.