СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение изученного по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного по теме "Лексика"»

Тема урока: Повторе­ние и об­общение изученного материала в разделе "Лексика". 5 класс.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;;

- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

3.Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.



Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах;

Метапредметные:

формирование ценностного отношения к русскому языку,

формирование нравственных ценностей.

Формирование способности схематизации.

Личностные:

воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.



Ход урока.

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей. Я желаю вам хорошего настроения. А хорошее настроение – это улыбка, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям.

2.Актуализация знаний.

-Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)

Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? ( Лексика)
3. Определение темы урока и постановка целей
Мы изучили этот раздел, поэтому назовите тему урока.

Повторение изученного по теме «Лексика»

На предшествующих уроках мы знакомились с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи. Какова цель урок?

Закрепление умений и навыков по разделу «Лексика».

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока.

Повторение изученного по теме «Лексика»

4. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы повторим, какие темы были изучены.

По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.

А) Лексический диктант.

По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.

1. Все слова русского языка. (лексика).

2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)

3.То, что слово обозначает.(Лексическое значение слова).

4.Слово, имеющее одно лексическое значение. (однозначные слова).

5. Слово, имеющее несколько лексических значений. ( многозначные слова).

6. Слова с переносным значением. (Метафора)

7.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.( Омонимы).

8. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения.(Синонимы).

9. Слова с противоположным лексическим значением. (Антонимы).

Проверка

2.Продолжаем наше повторение.

Угадайте, о каких предметах идет речь.

- Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы -то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как? С одной-то лапкой?

- Нет, еще со шляпкой.

О каких лисичках идет речь?

(О животных, и о грибах)

Как будут называться эти слова?

(Омонимы)

Дайте определение омонимов.

  1. Орфографическя работа

К доске выходит ученица, пишет словосочетания, устно подбирает проверочные слова.

зап(е) вать песню - зап(и)вать водой;

скр(е)пить листочки - скр(и)петь от ветра;

прим(е)рять пальто - прим(и)рить друзей;

Отворить дверь- отварить картофель;

Свила гнездо – свела по ступенькам;

Спиши с доски – спеши на урок.



- В какой части слова пропущена орфограмма? (в корне).

- Объясните написание слов.

- Что вы учитывали при подборе проверочных слов? (лексическое значение слова)

В начале задания я сказала, что эти слова разновидность омонимов.

Давайте их вспомним

Омонимы





Омофоны Омоформы Омографы

Слова, одинаковые Одинаковы такие слова пишутся

по звучанию, но по звучанию одинаково,

разные по написанию и по значению. Но звучат по-разно

и лексическому теплая печь- печь пироги му

значению замок - замок

атлас и атлас





  1. Работа по карточкам. К словам первой колонки надо подобрать синонимы второй:

«Помоги найти мне друга»
Вариант 1.

Бросать

Скакать

Опрятный

Алый

Красный

Аккуратный

Прыгать

Кидать

Огонь

Азбука

Алфавит

Пламя



«Помоги найти мне друга»
Вариант 2.

Доктор

Учитель

Педагог

Врач

Грязный

Прелестный

Холодный

Горланить

Кричать

Студеный

Красивый

Неопрятный





5.  Творческая работа.

Слова пишутся на доске


Подобрать антонимы и синонимы. Записать их в тетрадях. Слово- весёлый. 1 команда –синонимы 2 команда-антонимы

Слова: жизнерадостный, скучный, унылый, мажорный, ликующий, печальный, грустный, радостный.



1в. синонимы Весёлый 2.в. антонимы



Синонимы: жизнерадостный, мажорный, ликующий, радостный..

Антонимы: скучный , унылый печальный, грустный, радостный.




Словарная статья

Какое слово для вас непонятно.


Мажорный

  1. Значение от слова мажор – музыкальный аккорд

  2. Перен. Бодрый. Веселый

Мажорное настроение.


1 вариант даёт определение синонимам, а 2 вариант антонимам.


Представьте, что вы редактор, и вам надо отредактировать статью в газете. Перед вами текст. Замените повторяющее слово на синонимы




Задание №1

Отредактируйте следующий текст. Замените повторяющееся слово в нем синонимами:

Было ХОРОШЕЕ летнее утро, и мы с братом отправились ловить рыбу. Я знал на реке ХОРОШЕЕ место, которое было известно только здешним старожилам. Улов здесь всегда ХОРОШИЙ. Поэтому, когда мы вернулись домой, мама сказала: «Молодцы, уха будет ХОРОШАЯ!» Настроение у нас после рыбалки тоже ХОРОШЕЕ.

(можно использовать слова: прекрасное,  солнечный, отличное, удачный,  большой, вкусная, превосходный)

Как вы думаете, для чего нужны слова – синонимы?

Ответ ученика: Синонимы обогащают нашу речь. Чем больше синонимов, тем богаче язык. Чем чаще употребляем синонимы, тем ярче, выразительней она становится.

Проверка


Было солнечное летнее утро, и мы с братом отправились ловить рыбу. Я знал на реке отличное место, которое было известно только здешним старожилам. Улов здесь всегда большой. Поэтому, когда мы вернулись домой, мама сказала: «Молодцы, уха будет вкусная!» Настроение у нас после рыбалки тоже превосходное.


(можно использовать слова: прекрасное,  солнечный, отличное, удачный,  большой, вкусная, превосходный)



Как вы думаете, для чего нужны слова – синонимы?

(Синонимы обогащают нашу речь, делают яркой и выразительной)



А сейчас с вами выясним, насколько хорошо вы усвоили материал

Выполните маленький контрольный тест.



Д./з. упр. 339

6 РЕФЛЕКСИЯ

Итак, сегодня мы повторили, что изучали в теме «Лексика

Продолжите предложения.

Сегодня на уроке мы повторили…..
Я научился и никогда не сделаю ошибки…….
Мне было трудно……….
Я могу похвалить себя………..







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!