Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". 5 класс.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;;
- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;
- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
3.Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах;
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к русскому языку,
формирование нравственных ценностей.
Формирование способности схематизации.
Личностные:
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Ход урока.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей. Я желаю вам хорошего настроения. А хорошее настроение – это улыбка, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям.
2.Актуализация знаний.
-Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)
Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? ( Лексика)
3. Определение темы урока и постановка целей
Мы изучили этот раздел, поэтому назовите тему урока.
Повторение изученного по теме «Лексика»
На предшествующих уроках мы знакомились с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи. Какова цель урок?
Закрепление умений и навыков по разделу «Лексика».
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока.
Повторение изученного по теме «Лексика»
4. Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня мы повторим, какие темы были изучены.
По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.
А) Лексический диктант.
По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.
1. Все слова русского языка. (лексика).
2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)
3.То, что слово обозначает.(Лексическое значение слова).
4.Слово, имеющее одно лексическое значение. (однозначные слова).
5. Слово, имеющее несколько лексических значений. ( многозначные слова).
6. Слова с переносным значением. (Метафора)
7.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.( Омонимы).
8. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения.(Синонимы).
9. Слова с противоположным лексическим значением. (Антонимы).
Проверка
2.Продолжаем наше повторение.
Угадайте, о каких предметах идет речь.
- Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы -то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как? С одной-то лапкой?
- Нет, еще со шляпкой.
О каких лисичках идет речь?
(О животных, и о грибах)
Как будут называться эти слова?
(Омонимы)
Дайте определение омонимов.
Орфографическя работа
К доске выходит ученица, пишет словосочетания, устно подбирает проверочные слова.
зап(е) вать песню - зап(и)вать водой;
скр(е)пить листочки - скр(и)петь от ветра;
прим(е)рять пальто - прим(и)рить друзей;
Отворить дверь- отварить картофель;
Свила гнездо – свела по ступенькам;
Спиши с доски – спеши на урок.
- В какой части слова пропущена орфограмма? (в корне).
- Объясните написание слов.
- Что вы учитывали при подборе проверочных слов? (лексическое значение слова)
В начале задания я сказала, что эти слова разновидность омонимов.
Давайте их вспомним
Омонимы
Омофоны Омоформы Омографы
Слова, одинаковые Одинаковы такие слова пишутся
по звучанию, но по звучанию одинаково,
разные по написанию и по значению. Но звучат по-разно
и лексическому теплая печь- печь пироги му
значению замок - замок
атлас и атлас
Работа по карточкам. К словам первой колонки надо подобрать синонимы второй:
«Помоги найти мне друга» Вариант 1. |
Бросать | Скакать |
Опрятный | Алый |
Красный | Аккуратный |
Прыгать | Кидать |
Огонь | Азбука |
Алфавит | Пламя |
«Помоги найти мне друга» Вариант 2. |
Доктор | Учитель |
Педагог | Врач |
Грязный | Прелестный |
Холодный | Горланить |
Кричать | Студеный |
Красивый | Неопрятный |
5. Творческая работа.
Слова пишутся на доске
Подобрать антонимы и синонимы. Записать их в тетрадях. Слово- весёлый. 1 команда –синонимы 2 команда-антонимы
Слова: жизнерадостный, скучный, унылый, мажорный, ликующий, печальный, грустный, радостный.
1в. синонимы Весёлый 2.в. антонимы
Синонимы: жизнерадостный, мажорный, ликующий, радостный..
Антонимы: скучный , унылый печальный, грустный, радостный.
Словарная статья
Какое слово для вас непонятно.
Мажорный
Значение от слова мажор – музыкальный аккорд
Перен. Бодрый. Веселый
Мажорное настроение.
1 вариант даёт определение синонимам, а 2 вариант антонимам.
Представьте, что вы редактор, и вам надо отредактировать статью в газете. Перед вами текст. Замените повторяющее слово на синонимы
Задание №1
Отредактируйте следующий текст. Замените повторяющееся слово в нем синонимами:
Было ХОРОШЕЕ летнее утро, и мы с братом отправились ловить рыбу. Я знал на реке ХОРОШЕЕ место, которое было известно только здешним старожилам. Улов здесь всегда ХОРОШИЙ. Поэтому, когда мы вернулись домой, мама сказала: «Молодцы, уха будет ХОРОШАЯ!» Настроение у нас после рыбалки тоже ХОРОШЕЕ.
(можно использовать слова: прекрасное, солнечный, отличное, удачный, большой, вкусная, превосходный)
Как вы думаете, для чего нужны слова – синонимы?
Ответ ученика: Синонимы обогащают нашу речь. Чем больше синонимов, тем богаче язык. Чем чаще употребляем синонимы, тем ярче, выразительней она становится.
Проверка
Было солнечное летнее утро, и мы с братом отправились ловить рыбу. Я знал на реке отличное место, которое было известно только здешним старожилам. Улов здесь всегда большой. Поэтому, когда мы вернулись домой, мама сказала: «Молодцы, уха будет вкусная!» Настроение у нас после рыбалки тоже превосходное.
(можно использовать слова: прекрасное, солнечный, отличное, удачный, большой, вкусная, превосходный)
Как вы думаете, для чего нужны слова – синонимы?
(Синонимы обогащают нашу речь, делают яркой и выразительной)
А сейчас с вами выясним, насколько хорошо вы усвоили материал
Выполните маленький контрольный тест.
Д./з. упр. 339
6 РЕФЛЕКСИЯ
Итак, сегодня мы повторили, что изучали в теме «Лексика
Продолжите предложения.
Сегодня на уроке мы повторили…..
Я научился и никогда не сделаю ошибки…….
Мне было трудно……….
Я могу похвалить себя………..