СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практи.задание 1

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практи.задание 1»

План-конспект по ОБЖ для 9-х классов

Дата проведения: 16.10.2019.


Тема: Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Задачи:

1) образовательная – познакомить учащихся с видами ЧС природного характера, общими правилами поведения при возникновении подобных чрезвычайных ситуаций;

2) практическая – совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера;

3) экологическая – познакомить учащихся с возможными экологическими последствиями ЧС техногенного и природного характеров.

Цель: разработать план мероприятий при различных стихийных бедствиях, общий план поведения при ЧС.

Учебно-наглядный комплекс: слайды:

  1. Алгоритмы действий при различных ЧС;

  2. Снимки с изображениями различных стихийных бедствий и их последствий.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

отчет дежурного,

осмотр внешнего вида,

объявление темы урока и цели.

  1. Изучение новой темы.

  1. Учитель: Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут приносить колоссальный ущерб, размер которого зависит не только от интенсивности самих катастроф, но и от уровня развития общества и его политического устройства. Статистически вычислено, что в целом на Земле каждый стотысячный человек погибает от природных катастроф. Согласно другому расчету, число жертв природных катастроф в последние 100 лет составляет 16 тыс. ежегодно.

Беседа по вопросам:

  • Что понимается под стихийными бедствиями?

  • Какие стихийные бедствия возможны на территории нашей страны?

  • Приведите примеры значительных стихийных бедствий.

  • Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?

(Заслушиваются и обсуждаются ответы учащихся.)

Учитель: К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы и бури. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные. Опасными бедствиями являются, кроме того, производственные аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности.

Делаем вывод: по причинам возникновения различают два основных типа чрезвычайных ситуаций: природные (стихийные бедствия), техногенные (производственные).

Остановимся на природных ЧС. Вы все слушаете радио, смотрите телевизор или читаете газеты. Какие природные катаклизмы случались в мире в последние годы и каковы их последствия?

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.»

Учитель: Как вы думаете, что включает в себя понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций»? (Учащиеся дают предположительные ответы) Сравним ваши ответы с определением, зафиксированным в федеральном законе.


Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.»


  1. Учитель: Человек не может устоять перед силами природы, но знать о них, о причинах возникновения, последствиях, как правильно себя вести, чтобы не попасть в беду, мы просто обязаны, если нам дорога жизнь. Вы сейчас можете думать, что вы еще дети, что за ваши жизни ответственны взрослые и вам незачем знать, как поступать в той или иной ситуации. Но недалеко то время, когда вы сами будете ответственны за жизни своих родных и близких – жен, мужей, детей, … Кто вам скажет – завтра ты будешь там, где произойдет землетрясение, узнай правила поведения в условиях землетрясения, если хочешь выжить? Поэтому мы должны научиться этим правилам сейчас, когда у нас есть возможности для этого, и помнить о них в непредвиденных ситуациях.


БУРИ И СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ

Ваши действия:

  1. Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стекла наклейте крест-накрест полоски пластыря.

  2. Приготовьте свечи (может отключиться электричество).

  3. Отключите электроприборы и внешнюю телеантенну.

  4. Не оставляйте на улице ничего, что может унести ветер.

  5. Если приближается ураган, постарайтесь держаться подаль­ше от берега моря, от рек и низин: вас там могут настигнуть подня­тые ураганом волны.

  6. В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную и прочную его часть, а лучше всего – в подвал.

  7. Если ураган застиг вас на возвышенном и открытом месте, ползите в сторону какого-нибудь укрытия (к скалам, к лесозащитной полосе), которое могло бы погасить силу ветра. Но берегитесь падающих сучьев и веток, тем более – деревьев.

  8. Бывает, что прежде чем вступить в решающую стадию, ура­ган немного стихает (центр урагана уходит вверх). Не обманитесь и оставайтесь на месте, потому что скоро ветер возобновится, но с другой стороны.


ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

Ваши действия:

  1. Если землетрясение застигло вас в помещении, постарайтесь как можно скорее покинуть его и оказаться на улице – желательно подальше от зданий. Если же выбраться из дома по каким-либо причинам невозможно (обвалилась лестница, завалило выход и т. п.), укройтесь под прочным столом или под кроватью, либо встаньте в дверном проеме или в углу, образованном капитальны­ми стенами.

  2. Держитесь подальше от окон: они могут не выдержать виб­рации и вы поранитесь битыми стеклами.

  3. Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя.

  4. Нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками, по­скольку из-за утечки газа из разрушенных или поврежденных коммуникаций может произойти взрыв.

  5. Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.

  6. Укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тонне­лях. Покрытия могут обрушиться и завалить выход или придавить вас.

ПОМНИТЕ: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.


ЛЕСНОЙ ПОЖАР

Ваши действия:

  1. Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя метелкой из веток.

  2. Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ве­тер дул вам в спину, подгребайте за собой угли.

  3. Если поймете, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня. Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озера, дороги.

  4. Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направ­лении реки или дороги.

  5. Относительно безопасными местами являются также вспа­ханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

  6. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхи­вают моментально.

  7. В мягкой земле можно вырыть яму и укрыться в ней, за­крывшись курткой или одеялом, чтобы защититься от жара.

  8. Когда фронт огня пройдет, идите в том направлении, где огонь уже потух.


ПОД СНЕГОМ

Ваши действия:

  1. Соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, когда лавина замедлит движение. Потом это сделать будет много труднее, так как снег после остановки обвала быстро твердеет.

  2. Отодвиньте обеими руками снег над головой, чтобы создать пространство для дыхания.

  3. Попробуйте определить, куда надо двигаться, для этого нако­пите во рту побольше слюны и сплюньте ее сквозь зубы. Если она попадет вам в нос, вы будете знать, что находитесь вверх ногами.

  4. Если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей, старайтесь экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее.




НАВОДНЕНИЕ

Ваши действия:

  1. Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следу­ет выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас про­дуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

  2. Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо постараться быстро выйти на возвышенное место; за­браться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, кото­рые способны удерживать человека на воде.

  3. Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через нее.

  4. Прежде всего поищите более мелкое место для переправы.

  5. Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе; расстегните одну из лямок рюкзака, сумку повесьте за одну ручку, чтобы при необходимости вы быстро от них освобо­дились.

  6. Возьмите длинную палку, чтобы измерять глубину.

  7. Идите немного под углом против течения, чтобы оно не сно­сило вас и, главное, не могло сбить; двигаться следует боком впе­ред, отрывая ногу от дна только после того, как плотно поставите другую.

  8. При движении не переплетайте ноги, чтобы не потерять рав­новесия.

  9. Если вы форсируете реку не в одиночку, а группой, пусть кто-нибудь, взяв один конец веревки, переберется со страховкой на берег и закрепит его там, привязав к дереву или большому камню; после этого можно начинать переправу; идти нужно, одной рукой придерживаясь за веревку, а в другой держа палку.

  10. Если вы форсируете реку группой, но у вас нет веревки, можно обойтись и без нее, двигаясь гуськом и держась за плечи товарища, идущего впереди: шагать можно и одновременно, и по­очередно, но главное, каждый должен страховать идущего впереди.


  1. Итог урока.

Мы узнали, что предположительно нужно делать в той или иной ситуации. Но можно выделить основные моменты, которые встречаются в любом из этих алгоритмов. Представьте, что вы находитесь дома. Как вы узнали о бедствии? Ваши дальнейшие действия?

Алгоритм действий при ЧС:

1. Получение сигнала → 2. Получение информации → 3. Знание сигналов оповещения → 4. Обращение за помощью → 5. Изготовление простейших средств защиты и спасения → 6. Действия по самоспасению → 7. Оказание помощи окружающим.

Выводы: возникновение страха и паники – главные причины стресса и гибели людей. Изучая курс ОБЖ, вы уменьшаете вероятность ошибок при действиях в чрезвычайных ситуациях, получаете дополнительные знания о преодолении возникающих трудностей, больше узнаете и полюбите природу и историю родного края.


Домашнее задание. Гл.4.стр. 46-57.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!