Практическая работа по теме «Особо охраняемые зоны Челябинской области»
Содержание практической работы: анализ прочитанного текста, умения выявлять нужные данные по заданным критериям; преобразование информации из текстового формата в табличный, графический.
Разработка урока содержит приемы практико-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, критического мышления, проектных технологий, проблемного обучения.
Цель практической работы: прочитать предложенный текст, выполнить задания после текста с опорой на изложенную информацию.
Формируемые УУД
Личностные:
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
Метапредметные:
Регулятивные
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные:
Ученик научится:
навыкам работы с компьютером, текстовым процессором;
анализировать, структурировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой;
Ученик получит возможность научиться:
практиковаться в презентации продуктов труда;
применять знания, полученные на других предметах;
поиску дополнительной информации в сети Интернет.
Ход работы
Заповедные зоны Челябинской области представляют собой участки первозданной природы, в них сберегаются от влияния цивилизации редкие виды животных, птиц, растений. Все эти территории находятся под охраной, но большинство из них открыто для посещения и отдыха с соблюдением необходимых правил.
В сего охраняемые территории занимают около 1 000 000 гектаров – около десятой части территории области. В Челябинской области располагается несколько заповедников и парков, имеющих национальное значение и культурную ценность. Они богаты уникальной природой и живыми существами.
1. Ильменский государственный заповедник
В 1920 году Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых, созданных в Советской России. Это уникальный своим природным ландшафтом и живым миром край. Единственное место в мире, где найдено более 260 видов минералов, а 30 впервые обнаружены здесь, и некоторые из них встречаются только в Ильменах, например титанистый железняк или ильменит.
Эту территорию заповедника можно назвать экологическим достоянием страны. Ильменские горы издревле привлекали любителей камня и ученых. Флора заповедника включает в себя более 1200 видов растений, среди них немало реликтовых, богат и животный мир: 50 видов млекопитающих, 200 пернатых и 14 видов рыб.
Ильменский заповедник зовут музеем в природе. Здесь свыше 400 копий, в которых добывали самоцветы с конца 18 века. Коллекции ильменских минералов хранятся во многих музеях мира.
2. Природно-ландшафтный и историко-археологический центр «Аркаим»
У словное название степного района Южного Урала – «Страна городов», здесь в 18-17 веках до н.э. сложилась цивилизация бронзового века. «Страна городов» стала известна благодаря применению методов космической и аэрофотосъемки, а также открытию и исследованию культурных комплексов Аркаим, Синташта и Устье. Но люди, в основном, не знают, что такое Аркаим. Большинство говорят, что это место силы, скопление тайн и мистики.
Общая площадь памятника более 20 тыс. кв.м. и площадь раскопок более 9 тыс. кв.м. Место, действительно очень интересное. Каждый найдет в нем своё: кому – археологические ценности, кому – красота природы, кому- энергетические штуки. Сезон с мая по октябрь, но красивее всего в мае, когда еще не выгорела от солнца степь. Для проживания есть кемпинги, домики-вагончики, столовые, магазины сувениров. Ближайший город – Магнитогорск (около 100 км). Для свободы передвижения лучше всего иметь свое транспортное средство.
3. Восточно-Уральский заповедник
Н аходится в лесостепной зоне Челябинской области. Таких заповедников в мире всего два. Восточно-Уральский у нас и Полесский в Белоруссии. В обоих случаях они возникли в результате крупнейших радиационных катастроф – Чернобыльской аварии 26 апреля 1986 года и взрыва на комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 года (здесь выбросилось 20 млн Кюри, в Чернобыле 50 млн).
Образовался обширный, примерно 300 км в длину и 10 км в ширину радиоактивный след-ВУРС (Восточно-Уральский радиоактивный след). Многие тысячи людей пострадали от аварии, 23 населенных пункта навсегда исчезли с карты.
В 1966 году для предотвращения распространения радиации и изучения влияния радионуклидов в естественных условиях был создан Восточно-Уральский заповедник. Экологи и биологи внимательно изучают влияние радиации на живые организмы и окружающую среду. Представители живой природы постепенно адаптировались к высокой радиации. Благодаря эффективной охране территории, заповедник стал резерватом многих редких видов животных и растений. Попасть на территорию заповедника не получится, его по-прежнему активно патрулирует атомохрана.
4. Национальный парк «Таганай»
Это один из самых молодых национальных парков России, образован 6 марта 1991 года. Он находится чуть севернее старинного уральского города Златоуста и занимает более 56 тыс.га.
По-башкирски «таган-ай» означает подставка для луны. За свою красоту эти места часто сравнивают со знаменитыми альпийскими ландшафтами.
В национальном парке «Таганай» 13 природных памятников. Наиболее популярный из них это Большая каменная река (самая большая в мире) протяженностью 6 км и шириной в некоторых местах 0,5 км. Большая часть камней в реке-авантюрины. Каменная река считается одним из самых красивых месторождений этого минерала в мире.
5. Национальный парк «Зюраткуль»
В 200 км к западу от Челябинска на самой высокогорной части Челябинской области расположен один из красивейших парков России. Центр парка – высокогорное озеро Зюраткуль – жемчужина края, уникальный природный объект. На территории озера обнаружены 12 стоянок рыболовов и охотников каменного века.
В состав парка входят такие памятники природы, как реки Калагаза и Березяк, скалы Зюраткульские столбы, Вязовая роща, горно-тундровое плато площадью 9 кв.км., артезианский источник Фонтан в верховьях реки Малая Сатка, реликтовые лиственничники и ельники, торфяные болота на мысе Долгий ельник, скалы Медведи на хребте Зюраткуль.
Задание №1. На основе текста заполните таблицу:
№ п/п | Название заповедника | Год основания | Площадь заповедной зоны | Особенности |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Задание №2. Опираясь на карту, распределите расположение заповедников по частям света.
Задание №3. Опираясь на карту, постройте схему расположения заповедников Челябинской области
Пример:
Задание №4. Согласны ли вы с утверждениями, напротив каждого укажите «да» или «нет».
№ п/п | Утверждение | Да / Нет |
| Общая площадь заповедников Челябинской области составляет более 1000000 га. | |
| Одна из крупнейших радиационных катастроф Челябинской области произошла 26 апреля 1986 года. | |
| Большая каменная река (самая большая в мире) протяженностью 6 км и шириной в некоторых местах 0,5 км находится в заповеднике Зюраткуль. | |
| Восточно-Уральский заповедник создан для предотвращения распространения радиации и изучения влияния радионуклидов в естественных условиях. | |
| Ильменский заповедник называют экологическим достоянием страны. | |
Задание №5. Найдите, к какому заповеднику относится информация, указанная в каждой строке таблицы.
№ п/п | Утверждение | Заповедник |
| Большинство говорят, что это место силы, скопление тайн и мистики. Общая площадь памятника более 20 тыс.кв.м. и площадь раскопок более 9 тыс.кв.м. | |
| Благодаря эффективной охране территории, заповедник стал резерватом многих редких видов животных и растений. | |
| В состав парка входят такие памятники природы, как реки Калагаза и Березяк, Вязовая роща, горно-тундровое плато площадью 9 кв.км., артезианский источник Фонтан в верховьях реки Малая Сатка, реликтовые лиственничники и ельники, торфяные болота на мысе Долгий ельник, скалы Медведи и т.п. | |
| Это уникальный своим природным ландшафтом и живым миром край. Единственное место в мире, где найдено более 260 видов минералов, а 30 впервые обнаружены здесь, и некоторые из них встречаются только здесь. | |
| По-башкирски это название означает подставка для луны. За свою красоту эти места часто сравнивают со знаменитыми альпийскими ландшафтами. | |
Все указанные сведения в материалах
претендента подтверждаю
Директор МОУ «СОШ № 5 УИМ» _________________ Никифорова Н.С.
г. Магнитогорска