СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практический курс "Речеведение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доминирующей идеей учебного курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Просмотр содержимого документа
«Практический курс "Речеведение"»

Элективный курс для 9 класса "Практический курс речеведения" Пояснительная записка


Программа курса по выбору «Практический курс речеведения» для 9 класса составлена на основе авторской программы Кобзаревой Л. А. и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку (профильный уровень). Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике «Русский язык: Теория. 5 – 9кл.: учебник для углубл. изуч. рус. яз. / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2008.»

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что она направлена на формирование практически важных умений и навыков, расширяет и углубляет знания учащихся по русскому языку, формирует познавательную самостоятельность, учитывает и развивает индивидуальные способности учащихся при подготовке к государственной аттестации. Программа позволит учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к комплексному анализу текста и написанию сочинения-рассуждения на основе текста.

Значимость данной программы видится в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи, формировании умений применять полученные знания на практике.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных в 5-8 классах.

Доминирующей идеей учебного курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Ключевые компетенции курса по выбору.

Содержание курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся формируются и развиваются коммуникативная и языковая (лингвистическая) компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая (лингвистическая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Цели и задачи курса по выбору

Теоретические:
  • освоение знаний о языке и речи: литературных нормах языка, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

Развивающие:
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:
  • совершенствование коммуникативных умений;

  • овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

  • умение адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

  • умение логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

  • умение совершенствовать и редактировать текст;

  • умение применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:
  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;


Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Теоретической основой данного курса является:

- лингвистический, стилистический анализ текста;

- система языковых понятий и функционирование;

- различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- комплексный подход при разработке занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь теории и практики;

- преемственность;

- наглядность;

- систематичность и последовательность;

- прочность полученных знаний;

- активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

- проектная технология;

- технология мастерских;

- технологии проблемного обучения.


Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, его сжатия, составления собственного текста на основе прочитанного.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.

Учебная программа данного курса сочетается с внеучебной деятельностью: олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями, а также с внеклассными мероприятиями в форме диспутов.

Поскольку курс строится по преимуществу на лингвистической и коммуникативной основе и учащиеся должны обращаться к темам V - VIII классов, наиболее целесообразно использовать в учебной работе учебник для углубленного изучения русского языка под редакцией В.В. Бабайцевой, имеющий то преимущество, что весь теоретический материал сосредоточен в одной книге. Подготовлен дополнительный дидактический материал для учащихся, который носит обобщающий и развивающий характер.

Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, так как домашние задания предполагается совмещать с заданиями для учащихся по русскому языку.


Содержание курса по выбору


Тема №1.

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Комплексный анализ текста.

Текст. Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста

Тема №2

Средства выразительности речи. Комплексный анализ текста.

Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста. Понятие о средствах выразительности речи и их роли.

Тема №3.

Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

Текст. Лингвистический анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте.

Тема №4.

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема №5.

Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Тема №6.

Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема №7.

Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема №8.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема №9.

Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема №10.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема №11.

Обучающее очинение-рассуждение по словам мудрых людей.

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема №12.

Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения написания творческой работе по данной программе ученик должен

иметь представление

  • о коммуникативной функции языка;

  • о литературном языке как основе художественной литературы;

  • о языковых нормах и их признаках

знать

  • смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

  • стили речи и их признаки;

  • особенности жанра рассуждения;

  • признаки текста и его функционально смысловые типы;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка

уметь

  • различать стили речи;

  • проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

  • определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности;

  • подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;

  • свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

  • создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

  • осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;


Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:

- коммуникативными (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальными (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Формы контроля


Формы контроля знаний:

  • лингвистический и стилистический анализ текста,

  • тестирование,

  • опрос,

  • сочинение-рассуждение на основе текста,

  • тематические тесты,

  • зачёт.


Нормы оценивания


Работа учащихся оценивается следующим образом:

  • зачет

  • незачет

«Зачёт» выставляется, если обучающийся выполнил все или большинство заданий, от числа предложенных.

«Незачёт» выставляется, если обучающийся выполнил менее 50% предложенных заданий.


Учебно-методическое обеспечение

для учителя:

1. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / аст.-сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008.)

2. Русский язык: Теория. 5 – 9кл.: учебник для углубл. изуч. рус. яз. / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2008.

3.Александров В.Н., Александрова О.И. Письменный экзамен (изложение). 9 класс. Русский язык. – ООО Издательский центр «Взгляд», 2005

4. Н.Е. Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю. Купалова и др.; под редакцией Т.А.Ладыжеской. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение,1991

5. Львова С.И. ЕГЭ 2006: Русский язык. Сборник заданий. – М.: Просвещение, Эксмо, 2006

6. Методические рекомендации для подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме в 9 классе, размещенные на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).


для учащихся:

1. Русский язык: Теория. 5 – 9кл.: учебник для углубл. изуч. рус. яз. / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2008.

2. Шапиро Н.А.Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Изд. «Первое сентября», 2002.

3. Львова СИ. Практикум по русскому языку:7 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение,2006


Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно- педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

- электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);

- обучающая программа “Фраза”;

- репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

- электронные тесты ФЦИОР.

Календарно-тематический план

п/п

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекц. занятий

Кол-во практ. занятий

Виды и формы контроля

Требования к знаниям

Требования к умениям

Дата

план

факт

1-2.

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Комплексный анализ текста.

2

1

1

Тематический


Лекция

Тест

Знать основные требования к комплексному анализу текста, знать понятия «стили речи», «типы речи», «средства выразительности»

Уметь производить комплексный анализ текста



3.

Средства выразительности речи. Комплексный анализ текста.

1


1

Тематический


Тест, таблица

Знать основные требования к комплексному анализу текста, знать понятия «стили речи», «типы речи», «средства выразительности»

Уметь производить комплексный анализ текста



4.

Виды и средства связи предложений в тексте.

Лингвистический анализ текста

1

1


Тематический


Тест, таблица

Знать виды и средства связи предложений в тексте

Уметь производить комплексный анализ текста



5.

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

1


1



Текущий


Творческая работа (Д/з)

Знать понятия «тема текста», «проблема», «авторская позиция», знать композицию сочинения-рассуждения, критерии и нормативы его оценки




6.

Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

1


1

Тематический


Проект.

Знать композицию сочинения-рассуждения, критерии и нормативы его оценки, знать и соблюдать основные нормы литературного языка

Уметь определять тему текста, его проблему, авторскую позицию, уметь корректно, логично и образно излагать собственное мнение по проблеме, подбирать аргументы, составлять связное высказывание.



7.

Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.

1



1


Тематический.


Практикум

Уметь совершенствовать и редактировать текст, знать и соблюдать основные нормы литературного языка

Уметь находить необходимую информацию в тексте.




8-9.

Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

2


2


Итоговый

Тематический


Творческая работа

Знать композицию сочинения-рассуждения, критерии и нормативы его оценки, знать и соблюдать основные нормы литературного языка

Уметь определять тему текста, его проблему, авторскую позицию, уметь корректно, логично и образно излагать собственное мнение по проблеме, подбирать аргументы, составлять связное высказывание.



10.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы

1


1

Текущий


Самостоятельная работа

Уметь совершенствовать и редактировать текст, знать и соблюдать основные нормы литературного языка

Уметь находить необходимую информацию в тексте.




11-12.

Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах..

2


2

Тематический.


Творческая работа

Знать композицию сочинения-рассуждения, критерии и нормативы его оценки, знать и соблюдать основные нормы литературного языка

Уметь определять тему текста, его проблему, авторскую позицию, уметь корректно, логично и образно излагать собственное мнение по проблеме, подбирать аргументы, составлять связное высказывание.



13.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы

1


1

Итоговый


Мини-проекты

Уметь редактировать текст, знать и соблюдать основные нормы литературного языка

Уметь находить необходимую информацию в тексте.




14-15.

Обучающее сочинение-рассуждение по словам мудрых людей о нравственности


2


2

Тематический.


Творческая работа

Знать композицию сочинения-рассуждения, критерии и нормативы его оценки, знать и соблюдать основные нормы литературного языка

Уметь определять тему текста, его проблему, авторскую позицию, уметь корректно, логично и образно излагать собственное мнение по проблеме, подбирать аргументы, составлять связное высказывание.



16-17.

Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.

2


2

Итоговый


Творческая работа

Знать композицию сочинения-рассуждения, критерии и нормативы его оценки, знать и соблюдать основные нормы литературного языка

Уметь определять тему текста, его проблему, авторскую позицию, уметь корректно, логично и образно излагать собственное мнение по проблеме, подбирать аргументы, составлять связное высказывание.



Материально-техническое обеспечение дисциплины



Наименование ТСО

1. Телевизор

2. DVD

3. Интерактивная доска

4. Мультимедиапроектор

5. Ноутбук

6. Колонки

7. Принтер, сканер, копировальный аппарат






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!