Элективный курс для 9 класса "Практический курс речеведения" Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Практический курс речеведения» для 9 класса составлена на основе авторской программы Кобзаревой Л. А. и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку (профильный уровень). Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике «Русский язык: Теория. 5 – 9кл.: учебник для углубл. изуч. рус. яз. / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2008.»
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что она направлена на формирование практически важных умений и навыков, расширяет и углубляет знания учащихся по русскому языку, формирует познавательную самостоятельность, учитывает и развивает индивидуальные способности учащихся при подготовке к государственной аттестации. Программа позволит учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к комплексному анализу текста и написанию сочинения-рассуждения на основе текста.
Значимость данной программы видится в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи, формировании умений применять полученные знания на практике.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.
В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных в 5-8 классах.
Доминирующей идеей учебного курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Ключевые компетенции курса по выбору.
Содержание курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся формируются и развиваются коммуникативная и языковая (лингвистическая) компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая (лингвистическая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Цели и задачи курса по выбору
Теоретические: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах языка, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
совершенствование коммуникативных умений;
овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
умение адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
умение логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
умение совершенствовать и редактировать текст;
умение применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.
Воспитательные:
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Теоретической основой данного курса является:
- лингвистический, стилистический анализ текста;
- система языковых понятий и функционирование;
- различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
- проектная технология;
- технология мастерских;
- технологии проблемного обучения.
Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, его сжатия, составления собственного текста на основе прочитанного.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.
Учебная программа данного курса сочетается с внеучебной деятельностью: олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями, а также с внеклассными мероприятиями в форме диспутов.
Поскольку курс строится по преимуществу на лингвистической и коммуникативной основе и учащиеся должны обращаться к темам V - VIII классов, наиболее целесообразно использовать в учебной работе учебник для углубленного изучения русского языка под редакцией В.В. Бабайцевой, имеющий то преимущество, что весь теоретический материал сосредоточен в одной книге. Подготовлен дополнительный дидактический материал для учащихся, который носит обобщающий и развивающий характер.
Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, так как домашние задания предполагается совмещать с заданиями для учащихся по русскому языку.
Содержание курса по выбору
Тема №1.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Комплексный анализ текста.
Текст. Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста
Тема №2
Средства выразительности речи. Комплексный анализ текста.
Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста. Понятие о средствах выразительности речи и их роли.
Тема №3.
Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Текст. Лингвистический анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте.
Тема №4.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема №5.
Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Критерии и нормативы оценки творческой работы.
Тема №6.
Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема №7.
Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема №8.
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема №9.
Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема №10.
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема №11.
Обучающее очинение-рассуждение по словам мудрых людей.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема №12.
Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения написания творческой работе по данной программе ученик должен
иметь представление
о коммуникативной функции языка;
о литературном языке как основе художественной литературы;
о языковых нормах и их признаках
знать
смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
стили речи и их признаки;
особенности жанра рассуждения;
признаки текста и его функционально смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка
уметь
различать стили речи;
проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности;
подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;
Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:
- коммуникативными (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальными (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы контроля
Формы контроля знаний:
лингвистический и стилистический анализ текста,
тестирование,
опрос,
сочинение-рассуждение на основе текста,
тематические тесты,
зачёт.
Нормы оценивания
Работа учащихся оценивается следующим образом:
«Зачёт» выставляется, если обучающийся выполнил все или большинство заданий, от числа предложенных.
«Незачёт» выставляется, если обучающийся выполнил менее 50% предложенных заданий.
Учебно-методическое обеспечение
для учителя:
1. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / аст.-сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008.)
2. Русский язык: Теория. 5 – 9кл.: учебник для углубл. изуч. рус. яз. / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2008.
3.Александров В.Н., Александрова О.И. Письменный экзамен (изложение). 9 класс. Русский язык. – ООО Издательский центр «Взгляд», 2005
4. Н.Е. Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю. Купалова и др.; под редакцией Т.А.Ладыжеской. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение,1991
5. Львова С.И. ЕГЭ 2006: Русский язык. Сборник заданий. – М.: Просвещение, Эксмо, 2006
6. Методические рекомендации для подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме в 9 классе, размещенные на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).
для учащихся:
1. Русский язык: Теория. 5 – 9кл.: учебник для углубл. изуч. рус. яз. / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2008.
2. Шапиро Н.А.Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Изд. «Первое сентября», 2002.
3. Львова СИ. Практикум по русскому языку:7 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение,2006
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно- педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
- обучающая программа “Фраза”;
- репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
- электронные тесты ФЦИОР.
Календарно-тематический план
№ п/п | Перечень разделов | Всего часов | Кол-во лекц. занятий | Кол-во практ. занятий | Виды и формы контроля | Требования к знаниям | Требования к умениям | Дата |
план | факт |
1-2. | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Комплексный анализ текста. | 2 | 1 | 1 | Тематический Лекция Тест | Знать основные требования к комплексному анализу текста, знать понятия «стили речи», «типы речи», «средства выразительности» | Уметь производить комплексный анализ текста | | |
3. | Средства выразительности речи. Комплексный анализ текста. | 1 | | 1 | Тематический Тест, таблица | Знать основные требования к комплексному анализу текста, знать понятия «стили речи», «типы речи», «средства выразительности» | Уметь производить комплексный анализ текста | | |
4. | Виды и средства связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текста | 1 | 1 | | Тематический Тест, таблица | Знать виды и средства связи предложений в тексте | Уметь производить комплексный анализ текста | | |
5. | Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы. | 1 | 1 | | Текущий Творческая работа (Д/з) | Знать понятия «тема текста», «проблема», «авторская позиция», знать композицию сочинения-рассуждения, критерии и нормативы его оценки | | | |
6. | Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. | 1 | | 1 | Тематический Проект. | Знать композицию сочинения-рассуждения, критерии и нормативы его оценки, знать и соблюдать основные нормы литературного языка | Уметь определять тему текста, его проблему, авторскую позицию, уметь корректно, логично и образно излагать собственное мнение по проблеме, подбирать аргументы, составлять связное высказывание. | | |
7. | Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров. | 1 | | 1 | Тематический. Практикум | Уметь совершенствовать и редактировать текст, знать и соблюдать основные нормы литературного языка | Уметь находить необходимую информацию в тексте. | | |
8-9. | Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. | 2 | | 2 | Итоговый Тематический Творческая работа | Знать композицию сочинения-рассуждения, критерии и нормативы его оценки, знать и соблюдать основные нормы литературного языка | Уметь определять тему текста, его проблему, авторскую позицию, уметь корректно, логично и образно излагать собственное мнение по проблеме, подбирать аргументы, составлять связное высказывание. | | |
10. | Рецензирование и редактирование собственной творческой работы | 1 | | 1 | Текущий Самостоятельная работа | Уметь совершенствовать и редактировать текст, знать и соблюдать основные нормы литературного языка | Уметь находить необходимую информацию в тексте. | | |
11-12. | Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.. | 2 | | 2 | Тематический. Творческая работа | Знать композицию сочинения-рассуждения, критерии и нормативы его оценки, знать и соблюдать основные нормы литературного языка | Уметь определять тему текста, его проблему, авторскую позицию, уметь корректно, логично и образно излагать собственное мнение по проблеме, подбирать аргументы, составлять связное высказывание. | | |
13. | Рецензирование и редактирование собственной творческой работы | 1 | | 1 | Итоговый Мини-проекты | Уметь редактировать текст, знать и соблюдать основные нормы литературного языка | Уметь находить необходимую информацию в тексте. | | |
14-15. | Обучающее сочинение-рассуждение по словам мудрых людей о нравственности | 2 | | 2 | Тематический. Творческая работа | Знать композицию сочинения-рассуждения, критерии и нормативы его оценки, знать и соблюдать основные нормы литературного языка | Уметь определять тему текста, его проблему, авторскую позицию, уметь корректно, логично и образно излагать собственное мнение по проблеме, подбирать аргументы, составлять связное высказывание. | | |
16-17. | Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей. | 2 | | 2 | Итоговый Творческая работа | Знать композицию сочинения-рассуждения, критерии и нормативы его оценки, знать и соблюдать основные нормы литературного языка | Уметь определять тему текста, его проблему, авторскую позицию, уметь корректно, логично и образно излагать собственное мнение по проблеме, подбирать аргументы, составлять связное высказывание. | | |
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Наименование ТСО 1. Телевизор 2. DVD 3. Интерактивная доска 4. Мультимедиапроектор 5. Ноутбук 6. Колонки 7. Принтер, сканер, копировальный аппарат |