Исследовательская работа с целью разрешения проблемы. Поиск решения проблемы – открытие новых знаний в поисковой деятельности. Микроцель: развитие орфографической зоркости и умения работать в коллективе. Микроцель: отрабатывать умение ставить ударение, определять безударную гласную в корне слова. | Итак, отправляемся в путешествие на Луну. Во время путешествия вам необходимо быть внимательными, проявить смекалку, показать свои знания и умения. На чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку: Ни пера, ни крыла, А быстрее орла. Только выпустит хвост – Понесётся до звёзд. слайд У каждого из вас будет ракета (Раздаются листы) 2. Чистописание. – Чтобы завести первый двигатель ракеты, выполним первое задание: Прочитайте слова на доске. Найдите в каждой строчке лишнее слово. Планета, безударные, звезда Взлететь, приземлиться, гласные. – Все ли гласные могут быть безударными? Мы напишем безударные гласные в минутке чистописания, ребята нам помогут (по Илюхиной). 3. Словарь. – Чтобы завести второй двигатель ракеты, выполним второе задание: Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, к.рабль, р.кета, п.нал, за.ц, .нтересный. - Какие гласные вы вставили? Можно ли в этих словах проверить безударные гласные? – Итак, друзья, в добрый путь! (Заводим мотор РРР) 4. Новый материал. – Первую остановку мы совершим на планете “Безударная гласная”, нам надо помочь Лунтику. – Как найти в слове безударную гласную? - Прочитайте слова на доске, спишите их, поставьте в словах ударение, подчеркните безударную гласную (работа по цепочке): Звезда, летать, грачи, река, весна, дожди, земля, зелень, листва, кора. - Мы с вами знаем, как проверить безударный гласный в словах из двух слогов? Вспомним правило. - Мы с вами знаем, как проверить безударный гласный в словах из двух слогов? Вспомним правило. (если обучающиеся не помнят, то читают по учебнику на странице 98.) – Ребята, как вы думаете: как проверить безударную гласную в корне слова? На доске: расп.вать чай расп.вать песни - Проверим, измените слова. - Слова: пить, распить и слова: петь, пение – как можно назвать одним словом? - Составьте предложение с одним из словосочетаний: распивать чай, распевать песни. - А теперь попробуем составить правило на основе опоры: (с обратной стороны доски опора) Безударный гласный в … проверяй … . Для этого измени … или подбери … . - Проверим по учебнику, откройте страницу 165, найдите условное обозначение правила, прочитайте «про себя». - А теперь запишем наши слова, скажите какие слова мы запишем сначала? Учитель на доске: (Петь) распевать песни, (пить) распивать чай; выделяет корень, подчёркивает гласные в корне. Составим памятку “Как проверить безударную гласную в корне слова” - Как найти в слове безударную гласную? - Верно и выделить безударную гласную. Значит, 1и 2 пункты плана читаем хором: Памятка 1.Поставить ударение. 2. Выделить безударную гласную. – А что надо сделать дальше? - Для этого мы летим на планету “Однокоренных слов”. – Какие слова называются однокоренными? Что такое корень слова? - Корень слова – главная, значимая часть. Родственные связи дарят корню власть. Выясни умело линию родства - Однокоренные подбери слова. Задание: Подберите однокоренные слова к корню: звезд- . Запишите эти слова по цепочке на доске и в тетради. Выделите корень. – Что вы знаете о правописании корня в однокоренных словах? – Вернёмся к нашей памятке Памятка 1.Поставить ударение. 2.Выделить безударную гласную. 3.Определить в слове корень. – А что надо сделать дальше? - Поэтому мы летим на планету “Проверочных слов”. – Третья остановка на планете “Проверочных слов”. Найдите две группы родственных слов, подчеркните среди них проверочное слово: Лес, водный, лесник, перелесок, воды, водичка, водяной, лесной. – Закончим нашу памятку. Памятка 1. Поставить ударение 2. Выделить безударную гласную 3. Определить в слове корень 4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. - А теперь попробуем составить правило на основе опоры: (с обратной стороны доски опора) Безударный гласный в … проверяй … . Для этого измени … или подбери … . – Молодцы! Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём. | -Ракета. Открывают тетради, записывают число. - Безударные гласные. -Только о, а, и, е, я. - О, а, е, я, и. - Нет, это словарные слова. - Надо поставить ударение в слове. - Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава – травы, гора – горы, река – реки. - Надо изменить слово так, чтобы безударный гласный в корне стал ударным. Могут быть разные варианты: - Пить, пение, петь, распить. - Однокоренные. - Лунтик за столом распевал песни с друзьями. Учащиеся читают опору и вставляют пропущенные слова: Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное. Учащиеся читают правило «про себя». - Проверочные. Учащиеся пишут в тетрадях. - Надо поставить ударение. Учащиеся читают хором: 1. Поставить ударение. 2. Выделить безударную гласную. - Надо определить в слове корень. - Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называ-ются родственными. Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными. Корень слова – главная, значимая часть. – Звезда, звёздочка, звёздочёт, созвездие, звёздный. – Корень в однокоренных словах пишется одинаково. - Надо подобрать проверочное слово. Самопроверка: (на доске с обратной стороны) 1 группа: лес, лесник, перелесок, лесной. 2 группа: водный, водичка, воды, водяной. Учащиеся читают опору и вставляют пропущенные слова: Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное. | Познавательные: логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
Микроцель: закрепить алгоритм проверки безударных гласных в корне. VII. Итог урока | – У вас на столе карточки, которые попали в зону турбулентности, все пункты памятки перепутались местами, вам надо их восстановить. ___ определить корень ___ подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение ___ поставить ударение ___ выделить безударную гласную – Теперь мы остановились на планете “Учебная”. Открываем учебники на странице 166, упражнение 313. Выполняем по заданию, используя памятку, работаем в паре. - Кто выполнил без ошибок? - Кто допустил ошибки при письме? - Как вы объясните свои ошибки? – Возьмите карточки, вставьте пропущенные буквы, не забудьте использовать нашу памятку: На п.лянке растёт одуванчик. У него з.лёные листья и две г.ловки. Правый цв.ток не распустился. Левый цв.ток превратился в пуш.стый шар с с.менами. Он похож на сн.жинку. - Каким правилом пользовались, чтобы выполнить это задание? Учитель поворачивает доску с верно написанным текстом. - Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. - Кто правильно справился с заданием? - Кто частично выполнил задание? | Учащиеся составляют: 1. Поставить ударение. 2. Выделить безударную гласную. 3. Определить в слове корень. 4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Учащиеся работают в паре и рассуждают так: «В слове «листок» второй слог ударный, первый слог безударный, нужно проверить. Выделим корень – лист -. Подберём проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение – лист. Значит, в слове «листик» пишем гласный – и». Взаимопроверка. ( Правильно подобрать проверочное слово или корень в однокоренных словах пишется одинаково. ) - Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное. Самопроверка. Учащиеся самостоятельно проверяют свою работу: На полянке растёт одуванчик. У него зелёные листья и две головки. Правый цветок не распустился. Левый цветок превратился в пушистый шар с семенами. Он похож на снежинку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; формирование умения слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция. Познавательные (логические): анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий; Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |