СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание приставок

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок»

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Буквы з и с на конце приставок»










2018 г.

Планируемые образовательные результаты.

1.Предметные.

В результате занятия учащиеся смогут:

- различать изменяемые и неизменяемые приставки;

- находить и проверять орфограммы в приставках;

-применять правила написания согласных на конце приставок.

2. Метапредметные

В результате занятия учащиеся смогут:

- умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные универсальные учебные действия);

- формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия)

- смысловое чтение, осуществление операции анализа, классификации, построения умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

3. Личностные

В результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.

Основные понятия урока: приставки, звонкие и глухие согласные.

Ресурсы

Учебник «Русский язык. 5 класс» - авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; раздаточные дидактические материалы (рабочий лист).

Возможно предъявление дидактического материала в виде мультимедийной презентации.

Проверка домашнего задания.

Упр.434. Дети проверяют выполнение домашнего задания у соседа по парте, анализируют правильность выполнения задания.


Взаимопроверка, контроль, коррекция.

3.

Мотивация.

Игра «Создай слово».

Ребята, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам отгадать слово.

В этом слове приставка, как в слове прибежать. Добавьте корень слова ставить.Запишите суффикс слова ночка и окончание в слове река.

Какое слово у вас получилось? Правильно, приставка. Сегодня мы продолжим изучение приставок.

Запишите тему нашего сегодняшнего урока: «Буквы з и с на конце приставок».

Что такое приставка?

Какие приставки вам уже известны?

Каким правилом вы пользуетесь при написании приставок?




Морфемный анализ.

4.

Целеполагание.

Как бы вы сформулировали цели нашего урока?

В формулировке вам поможет рабочий лист.

Учащиеся формулируют цели урока:

«Мы должны научиться

находить приставки на з и с;

узнать правило написания этих приставок;

-научиться писать правильно слова с этими приставками».


Формулирование целей урока.

5.

Объяснение нового материала.

1.Наблюдение.

Посмотрите на слова, написанные на доске. Что интересного вы заметили?

На доске записаны пары слов:

Безбрежный –бесконечный

Разрушить – рассказать

Вздрогнуть – всходить

Изменить –иссохнуть

Возгордиться – воспротивиться

Низкорослый – ниспровергать.

(Дети рассказывают о том, что приставки в столбиках отличаются конечным согласным).

Поможет ли нам правило, которое вам уже известно в написании этих приставок? (Ученики отвечают , что не поможет).

Расскажите ,в чём различие между согласными з и с.

( Дети объясняют, что «с»-глухой согласный, «з» – звонкий).

Как вы думаете, почему в одних словах мы пишем глухой согласный на конце приставки, а в других – звонкий? (Дети делают предположения).

Сформулируйте правило написания приставок на з-с.

(Ученики рассказывают, что написание приставки на з-с зависит от следующего за ним согласного).

2.Чтение правила на с.30.

Откройте учебник на странице 30 и проверьте правильность своих предположений . (Дети читают правило и делают выводы).


Развитие и совершенствование мыслительных операций анализа и сравнения языкового материала.









Установление причинно-следственных связей, совершенствование умения логически рассуждать и строить умозаключения на основе наблюдений. Формулировка и аргументация собственного мнения.

6.

1.Первичное закрепление материала.

1). Выполнение упр.437.

На полях записаны приставки, оканчивающиеся на з-с. Назовите эти приставки. (Ученики хором читают приставки).

Прочитайте задание упражнения 437 и образец рассуждения.

Выполните задание с устным объяснением выбора правильного написания приставки. (Выполнение работы с устным проговариванием объяснения).

2).Работа на запоминание изучаемых приставок.

Найдите задание № 3 на рабочем листе. Вставьте в данные слова подходящие по смыслу приставки, оканчивающиеся на з-с, объясните правила написания приставок.

шумный, жигать, петь, кипеть, мерить, дельник, ведчик, битаться, править, порядок, пытание, горание, мягчить.

3). Словарная работа.

Прочитайте слова в рамке на с.30, запишите.

Безвкусный, рассвет, расцвет,расписание.

Прочитайте эти слова орфографически. Поставьте ударение в словах. Разбейте слова на слоги. Объясните написание данных слов.

Определите лексическое значение слов рассвет и расцвет по толковому словарю.

(Дети выясняют по толковому словарю, в чём различие между этими словами).


РАССВЕТ, -а, м. 1. Время перед восходом солнца, начало утра. Встать на рассвете. 2. перен., чего. Ранний период, начало чего-н. (книжн.). На рассвете жизни. И прил. рассветный, -ая, -ое.

РАСЦВЕТ, -а, м. 1. см. расцвести. 2, Высшая степень развития чего-н., подъем. Р. культуры. В расцвете сил.

РАСЦВЕСТИ, -вету, -ветешь; -вел, -вела;-ветший; -ветя и -ветши; сов. 1. (1 и 2 л. не употр.). Распустив бутоны, дать цветки. Розы расцвели. 2. перен. Стать лучше, сильнее, выше в каком-н. отношении. Расцвела девичья красота. Талант расцвел. Расцвели науки и искусства. 3. перен. Стать радостным, просиять. Лицо расцвело улыбкой (в улыбке). || несов. расцветать, -аю, -тешь. Н сущ. расцвет, -а, м. (к 1 знач.).


Составьте с данными словами предложения и запишите в тетрадь.

(Учащиеся составляют предложения, читают их).

-Ребята, как вам кажется, у кого получилось самое красивое предложение? Обоснуйте своё мнение. (Ответы детей).

Формирование умения применять правила написания согласных на конце приставок.






Формирование умения образовывать слова с приставками на з-с.









Работа с толковым словарем. Сопоставление языкового материала, выявление отличий в правописании и лексическом значении слов.


Составление предложения. Анализ получившихся предложений, аргументация собственного мнения.



2.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу.

Распределите «зашифрованные» слова на две группы в зависимости от написания приставки. Что объединяет написанные вами слова.

без

н ый

бес

-билет-,-бреж-, -корыст-, -страш-, -сон-,-грамот-, -характер-, -забот-, -цен-, -звуч-, -челочеч-, -дом-.

Взаимопроверка с выставлением оценки, исходя из количества ошибок по шкале: «5»-0, «4»- 1-2, «3» -3-4, «2»- 5 и более.

Промежуточная рефлексия.

- Кто справился с заданием и не допустил ошибок, т.е. получил «5»?

-Чья работа заслуживает оценки «4» или «3»? Какие ошибки были допущены?


Устно учащиеся отвечают на вопрос, что объединяет эти слова.













Анализ собственной учебной деятельности и самокоррекция.

7.

Дальнейшая работа по закреплению изученного материала.

Комплексная работа с текстом.

Прочитайте текст.

Кто сеет в лесу?

Кр…ты по ночам трудились в лесу на полян… и всю её изрыли. Насыпали горки земли, ра..пахали бороз..ки. Человеку трудно стало передвига (тся,ться) по этой пашне.

Дождь см…чил кротовую пашню, со..нце нагрело её. Кто же начнёт сев?

Вокруг полянки ра…положились ели. Раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно на параш…тиках лёгкие семена. Одни ветер с полянки утащил, другие в зарослях тр..вы затерялись. Но многие попали на рыхлую почву, и выросли потом юные ёлочки. Теперь войдёшь в лес и (не) увидишь на бороздках свободного места. Так кроты весной пашут, ёлки и ветер сеют. И лесные поляны зарастают деревьями.

( Э. Шим)


-О чём этот текст?

-Определите стиль текста, тему текста.

-Какой тип речи использует автор? Докажите.

- Объясните написание слов с пропусками и скобками.

-Найдите в тексте простое предложение с однородными членами, сложное предложение. Обоснуйте, почему вы так считаете.

-Выпишите из текста слова с приставками на з-с.

(Изрыли, распахали, расположились, раскрыли, бесшумно). Взаимопроверка выписанных слов по образцу на доске.

Какое слово из выписанных вами можно назвать «лишним»? Почему вы так считаете? (Слово изрыли, т.к. приставка оканчивается на звонкий согласный; словобесшумно, т.к. оно является наречием, а все остальные слова – глаголы.


Чтение и адекватное понимание текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу.

Орфографический анализ. Развитие орфографической зоркости.

Развитие логического мышления, речевого умения аргументировано доказывать свою точку зрения.

Осуществление парной формы учебного сотрудничества.

8.

Подведение итогов урока (рефлексия)

Вспомните, какие цели мы ставили на уроке?

Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и рабочих листах и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень.


Уровни оценивания своих знаний и умений

1. Всё хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

3. Не всё понимаю, испытываю серьёзные затруднения при выполнении практических заданий.

В конце урока учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл).

Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.

10.

Задание на дом.

Параграф 83, выучить правило, упр. 438 – базовый уровень; (дополнительно упр.439 –повышенный уровень).






Рабочий лист

Дата _______________________________

Тема __________________________________________________________________

Прибежать, ставить, ночка, река.


__________________________

2.

Цели урока:

Я должен научиться

узнать……………..

-применять ………..

находить ………



3.

Вставьте в данные слова подходящие по смыслу приставки, оканчивающиеся на з-с, объясните правила написания приставок.


шумный, жигать, петь, кипеть, мерить, …дельник, ведчик, битаться, править, ...порядок, пытание, горание, мягчить.



4.


Распределите «зашифрованные» слова на две группы в зависимости от написания приставки. Что объединяет написанные вами слова.

без

н ый

бес

-билет-,-бреж-, -корыст-, -страш-, -сон-,-грамот-, -характер-, -забот-, -цен-, -звуч-, -челочеч-, -дом-.


Оцените работу по шкале:

«5»-0 ошибок, «4»- 1-2 ошибки, «3» -3-4 ошибки, «2»- 5 и более ошибок.




_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________


5.

Кто сеет в лесу?

Кр…ты по ночам трудились в лесу на полян… и всю её изрыли. Насыпали горки земли, ра..пахали бороз..ки. Человеку трудно стало передвига (тся,ться) по этой пашне.

Дождь см…чил кротовую пашню, со..нце нагрело её. Кто же начнёт сев?

Вокруг полянки ра…положились ели. Раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно на параш…тиках лёгкие семена. Одни ветер с полянки утащил, другие в зарослях тр..вы затерялись. Но многие попали на рыхлую почву, и выросли потом юные ёлочки. Теперь войдёшь в лес и (не) увидишь на бороздках свободного места. Так кроты весной пашут, ёлки и ветер сеют. И лесные поляны зарастают деревьями.(Э.Шим)



__________________________
__________________________

__________________________

__________________________


__________________________

__________________________









6.

Оцените уровень своих знаний.

1. Всё хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

3. Не всё понимаю, испытываю серьёзные затруднения при выполнении практических заданий.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!