Правовая игра
«Путешествие в страну правовых знаний»
Цель: закреплять знания учащихся о правах ребенка; учить применять их в жизненных ситуациях; сформировать представление о правонарушениях; познакомить с видами правонарушений; учить высказывать свое мнение; воспитывать отрицательное отношение к нарушениям норм морали и прав человека.
МЕТОДЫ: ПРИЁМЫ:
Беседа Активизация жизненного опыта
Метод наглядности Тестирование
Рассказ Игра
Слова для усвоения: правонарушение, проступок, преступление, Декларация,
Конвенция, неприкосновенность.
Оборудование: плакаты – части «карты» для поиска клада, лист с тестом, картинки сказочных персонажей, рисунки «Права детей».
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Сегодня, ребята, мы кладоискатели.
Нам не просто клад найти,
Испытанья ждут в пути.
Чтоб подсказки все собрать,
Нужно дружно отвечать!
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
(М.Знобищева)
- Но что же это «главное»?
2.Мотивация мероприятия.
Давным –давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:
*Что люди могут делать и что не могут?
*Что они обязаны делать и что не обязаны?
*На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь казалась монотонна и скучна. И люди взялись за решение главных вопросов: в беседах между собой; с помощью различных религий; путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках… В конце концов людям удалось разрешить эти проблемы и на свет появилась «Всеобщая Декларация прав человека» (1959 г.) Если в точности соблюдать всё, что в ней указано, то порядок на земле восстановится. Правда, только в том случае, если соблюдать… А немного позднее, в 1989 году вышла Конвенция по вопросам прав ребёнка. Сегодня мы не раз будем возвращаться к этим важным законам.
3.Актуализация опорных знаний.
Свои права должны мы знать
И никогда не забывать!
(После ответов детей вывешивается первая часть «карты», на которой написаны права детей)
- О каких правах ребёнка говорится в Конвенции?
(Ответы детей)
*Право на жизнь
*Право на охрану здоровья
*Право на любовь и заботу
*Право на образование
*Право на свободное высказывание своей мысли, вероисповедание, совести
*Право на полноценное питание и чистую воду
*Право на защиту от эксплуатации детского труда
*Право на отдых и развлечения
*Право на защиту от насилия, неприкосновенность личности
*Особая забота о детях – инвалидах
Игра «Свободный микрофон»
- Какие ещё права вам бы хотелось, чтобы внесли в Конвенцию по вопросам прав детей?
( Ответы детей)
4.Сообщение темы и задач мероприятия.
Сегодня мы с вами поговорим о нарушении прав ребёнка и о правонарушениях, которые происходят среди ваших сверстников.
5.Первичное восприятие и осознание нового материала.
1) Беседа о нарушениях прав ребёнка.
Мир сказок всем задаст вопрос,
Поверьте, будет он не прост.
(После ответов детей вывешивается вторая часть «карты», на которой написана пословица:
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!)
- О каких нарушениях прав говорится в данных сказках?
( Работа с иллюстрациями к сказкам: Ш.Перро «Золушка», А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Ш.Перро «Красная Шапочка», русская народная сказка «Гуси – лебеди», Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)
Викторина по литературным произведениям:
- Вспомните произведения, в которых было нарушено право человека на жизнь и личную неприкосновенность. ( Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки: "Колобок", "Волк и семеро козлят» и др.)
- Какие литературные герои могут пожаловаться, что было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Л.Н.Толстой «Маша и три медведя», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки «Ледяная избушка», «Теремок»)
- Герои каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? (В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», братья Гримм «Бременские музыканты» и др.)
- В какой сказке нарушено право владеть своим имуществом? (А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)
- В каких произведениях нарушено право на отдых и досуг, была эксплуатация труда детей? (Ш.Перро «Золушка», С.Я.Маршак «12 месяцев»)
- Кого призывать на помощь, если по отношению к вам происходит нарушение прав?
Физкультминутка
2) Знакомство с понятием «правонарушение».
Одно из сложных без сомнения
Задание – правонарушение.
Что плохо и что хорошо –
Должны мы постараться –
Во всём, ребята, разобраться!
(После ответов детей вывешивается третья часть «карты», на которой написано определение понятия «Правонарушение»)
Рассказ учителя с элементами беседы.
- Как вы думаете, как появилось слово «Правонарушение»?
Слово «Правонарушение» состоит из двух слов – право и нарушение.
Правонарушение – антиобщественный поступок, причиняющий вред обществу и другим людям.
- Какие правонарушения чаще всего происходят среди ваших сверстников?
(Ответы детей)
*Нарушение прав неприкосновенности личности. (Дерутся, обзываются)
- Что можно посоветовать тем детям, которые выясняют отношения при помощи кулаков?
*Нарушение прав неприкосновенности собственности. (Берут без разрешения, воруют)
- Что можно посоветовать тем детям, которым трудно удержаться, чтобы не взять чужие вещи?
*Подслушивают, подсматривают в чужие дневники, тетради.
*Нарушают дисциплину в школе.
*Нарушают правила дорожного движения.
- Как вы думаете, все эти правонарушения можно назвать проступками или преступлениями?
- Чем проступок отличается от преступления?
- Можно ли сказать, что проступок – младший брат преступления?
- Как вы понимаете пословицу: «От проступка до преступления – один шаг»?
Разбор ситуаций:
Бывает так, что кто-то из ваших самых лучших друзей предлагает вам совершить некоторые поступки, и вы не знаете, как поступить, например: закурить или взять что-то в магазине, если нет поблизости продавцов, если ругают взрослые за плохие оценки – убежать из дома, или подшутить над соседями – позвонить в квартиру и убежать… Согласиться – совершить правонарушение, отказаться – обидится друг и перестанет с вами дружить.
- Какие бы дали советы, как можно выйти из данной ситуации?
6.Закрепление и осмысление знаний.
Вот теперь, ребята, мне нужна ваша честность и откровенность. Мы проведем тестирование. Вам не нужно подписывать ваши листочки, необходимо только написать: да или нет.
Тестирование.
1.Взял (украл) бы я красивую ручку у своего одноклассника, если бы знал, что не попадусь?
2.Если бы у меня была возможность, отомстить моим обидчикам при помощи друзей – старшеклассников, сделал бы я это?
3.Если бы не было машин, побежал бы я через дорогу на красный сигнал светофора?
4.Если бы у меня появилась возможность убить дикое животное, продать мясо и купить то, о чём я так долго мечтал, так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?
5.Если бы мои друзья предложили мне подшутить над жителями села (города, дома) – поджечь почтовые ящики, сделал бы я это или нет?
3) Работа над пословицей:
Таится в мудростях секрет
А мы должны найти ответ!
(Вывешивается четвертая часть «карты», на которой написаны высказывания)
Есть замечательные слова:
«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»
- Как вы их понимаете?
Один из самых известных французских писателей ХVII века, философ – просветитель Вольтер сказал: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»
- Как вы понимаете эти слова?
- А сейчас, ребята, мне нужна ваша помощь. (Перевернуть карту обратной стороной)
7.Итог мероприятия.
(Дети выбирают самого активного участника, который и находит клад)
Встань смелее с нами в круг,
Оглянись скорей вокруг.
Повернись к доске спиной
И шагай скорей за мной.
7 шагов пройди вперёд,
И направо поворот.
5 шагов ты пройдёшь
И бесценный клад найдёшь!
Очень трудный путь прошли
И сокровища нашли.
(Разворачивается лист – плакат, на котором написаны мудрые советы. Учащиеся хором их читают)
СПОР УМЕЙ РЕШАТЬ УМОМ,
А НЕ В ДРАКЕ С КУЛАКОМ.
ЗАВИСТЬ, ЗЛОСТЬ – ЭТО БЕДА,
НЕ БУДЬ ГРУБЫМ НИКОГДА.
НЕ ХАМИ, НЕ ОБЗЫВАЙСЯ –
ЛУЧШЕ ЧАЩЕ УЛЫБАЙСЯ.
БРАТЬ ЧУЖОЕ ТЫ НЕ СМЕЙ,
И ПОДСЛУШИВАТЬ У ДВЕРЕЙ.
СУМЕЙ ДРУГУ НЕ ПОДДАТЬСЯ –
ОТ ПРОСТУПКА ОТКАЗАТЬСЯ.
ПРАВИЛ ДОРОЖНЫХ –
ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ НЕ СЛОЖНО.
ЕСЛИ ИХ НЕ СОБЛЮДАТЬ –
МОГУТ ЛЮДИ ПОСТРАДАТЬ.
ЕЩЁ ОДИН СОВЕТ ПРОСТОЙ –
ЧИСТ БУДЬ СЕРДЦЕМ И ДУШОЙ!
Проблемная задача:
-Ребята, а являются ли данные советы сокровищем?
Выскажите свое мнение.
- Вы сегодня были отличными правоведами! Берегите найденное вами сокровище!