СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовая игра "Путешествие в страну правовых знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра - путешествие для учащихся 5-7 классов. Знай свои права. Соблюдай. Не нарушай.

Просмотр содержимого документа
«Правовая игра "Путешествие в страну правовых знаний"»

Правовая игра

«Путешествие в страну правовых знаний»


Цель: закреплять знания учащихся о правах ребенка; учить применять их в жизненных ситуациях; сформировать представление о правонарушениях; познакомить с видами правонарушений; учить высказывать свое мнение; воспитывать отрицательное отношение к нарушениям норм морали и прав человека.


МЕТОДЫ: ПРИЁМЫ:

Беседа Активизация жизненного опыта

Метод наглядности Тестирование

Рассказ Игра


Слова для усвоения: правонарушение, проступок, преступление, Декларация,

Конвенция, неприкосновенность.


Оборудование: плакаты – части «карты» для поиска клада, лист с тестом, картинки сказочных персонажей, рисунки «Права детей».


Ход мероприятия:


1.Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы кладоискатели.

Нам не просто клад найти,

Испытанья ждут в пути.

Чтоб подсказки все собрать,

Нужно дружно отвечать!


Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

(М.Знобищева)

- Но что же это «главное»?


2.Мотивация мероприятия.

Давным –давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:

*Что люди могут делать и что не могут?

*Что они обязаны делать и что не обязаны?

*На что они имеют право и на что не имеют?


Без ясного ответа на эти вопросы жизнь казалась монотонна и скучна. И люди взялись за решение главных вопросов: в беседах между собой; с помощью различных религий; путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках… В конце концов людям удалось разрешить эти проблемы и на свет появилась «Всеобщая Декларация прав человека» (1959 г.) Если в точности соблюдать всё, что в ней указано, то порядок на земле восстановится. Правда, только в том случае, если соблюдать… А немного позднее, в 1989 году вышла Конвенция по вопросам прав ребёнка. Сегодня мы не раз будем возвращаться к этим важным законам.


3.Актуализация опорных знаний.

Свои права должны мы знать

И никогда не забывать!

(После ответов детей вывешивается первая часть «карты», на которой написаны права детей)

- О каких правах ребёнка говорится в Конвенции?

(Ответы детей)

*Право на жизнь

*Право на охрану здоровья

*Право на любовь и заботу

*Право на образование

*Право на свободное высказывание своей мысли, вероисповедание, совести

*Право на полноценное питание и чистую воду

*Право на защиту от эксплуатации детского труда

*Право на отдых и развлечения

*Право на защиту от насилия, неприкосновенность личности

*Особая забота о детях – инвалидах


Игра «Свободный микрофон»

- Какие ещё права вам бы хотелось, чтобы внесли в Конвенцию по вопросам прав детей?

( Ответы детей)


4.Сообщение темы и задач мероприятия.

Сегодня мы с вами поговорим о нарушении прав ребёнка и о правонарушениях, которые происходят среди ваших сверстников.


5.Первичное восприятие и осознание нового материала.

1) Беседа о нарушениях прав ребёнка.

Мир сказок всем задаст вопрос,

Поверьте, будет он не прост.

(После ответов детей вывешивается вторая часть «карты», на которой написана пословица:

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!)

- О каких нарушениях прав говорится в данных сказках?

( Работа с иллюстрациями к сказкам: Ш.Перро «Золушка», А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Ш.Перро «Красная Шапочка», русская народная сказка «Гуси – лебеди», Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)


Викторина по литературным произведениям:

- Вспомните произведения, в которых было нарушено право человека на жизнь и личную неприкосновенность. ( Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки: "Колобок", "Волк и семеро козлят» и др.)


- Какие литературные герои могут пожаловаться, что было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Л.Н.Толстой «Маша и три медведя», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки «Ледяная избушка», «Теремок»)


- Герои каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? (В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», братья Гримм «Бременские музыканты» и др.)


- В какой сказке нарушено право владеть своим имуществом? (А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)


- В каких произведениях нарушено право на отдых и досуг, была эксплуатация труда детей? (Ш.Перро «Золушка», С.Я.Маршак «12 месяцев»)

- Кого призывать на помощь, если по отношению к вам происходит нарушение прав?

Физкультминутка

2) Знакомство с понятием «правонарушение».

Одно из сложных без сомнения

Задание – правонарушение.

Что плохо и что хорошо –

Должны мы постараться –

Во всём, ребята, разобраться!


(После ответов детей вывешивается третья часть «карты», на которой написано определение понятия «Правонарушение»)


Рассказ учителя с элементами беседы.

- Как вы думаете, как появилось слово «Правонарушение»?

Слово «Правонарушение» состоит из двух слов – право и нарушение.

Правонарушение – антиобщественный поступок, причиняющий вред обществу и другим людям.

- Какие правонарушения чаще всего происходят среди ваших сверстников?

(Ответы детей)

*Нарушение прав неприкосновенности личности. (Дерутся, обзываются)

- Что можно посоветовать тем детям, которые выясняют отношения при помощи кулаков?

*Нарушение прав неприкосновенности собственности. (Берут без разрешения, воруют)

- Что можно посоветовать тем детям, которым трудно удержаться, чтобы не взять чужие вещи?

*Подслушивают, подсматривают в чужие дневники, тетради.

*Нарушают дисциплину в школе.

*Нарушают правила дорожного движения.

- Как вы думаете, все эти правонарушения можно назвать проступками или преступлениями?

- Чем проступок отличается от преступления?

- Можно ли сказать, что проступок – младший брат преступления?

- Как вы понимаете пословицу: «От проступка до преступления – один шаг»?

Разбор ситуаций:

Бывает так, что кто-то из ваших самых лучших друзей предлагает вам совершить некоторые поступки, и вы не знаете, как поступить, например: закурить или взять что-то в магазине, если нет поблизости продавцов, если ругают взрослые за плохие оценки – убежать из дома, или подшутить над соседями – позвонить в квартиру и убежать… Согласиться – совершить правонарушение, отказаться – обидится друг и перестанет с вами дружить.

- Какие бы дали советы, как можно выйти из данной ситуации?

6.Закрепление и осмысление знаний.

Вот теперь, ребята, мне нужна ваша честность и откровенность. Мы проведем тестирование. Вам не нужно подписывать ваши листочки, необходимо только написать: да или нет.

Тестирование.

1.Взял (украл) бы я красивую ручку у своего одноклассника, если бы знал, что не попадусь?

2.Если бы у меня была возможность, отомстить моим обидчикам при помощи друзей – старшеклассников, сделал бы я это?

3.Если бы не было машин, побежал бы я через дорогу на красный сигнал светофора?

4.Если бы у меня появилась возможность убить дикое животное, продать мясо и купить то, о чём я так долго мечтал, так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?

5.Если бы мои друзья предложили мне подшутить над жителями села (города, дома) – поджечь почтовые ящики, сделал бы я это или нет?


3) Работа над пословицей:

Таится в мудростях секрет

А мы должны найти ответ!

(Вывешивается четвертая часть «карты», на которой написаны высказывания)

Есть замечательные слова:

«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»

- Как вы их понимаете?

Один из самых известных французских писателей ХVII века, философ – просветитель Вольтер сказал: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»

- Как вы понимаете эти слова?

- А сейчас, ребята, мне нужна ваша помощь. (Перевернуть карту обратной стороной)


7.Итог мероприятия.

(Дети выбирают самого активного участника, который и находит клад)

Встань смелее с нами в круг,

Оглянись скорей вокруг.

Повернись к доске спиной

И шагай скорей за мной.

7 шагов пройди вперёд,

И направо поворот.

5 шагов ты пройдёшь

И бесценный клад найдёшь!


Очень трудный путь прошли

И сокровища нашли.

(Разворачивается лист – плакат, на котором написаны мудрые советы. Учащиеся хором их читают)

СПОР УМЕЙ РЕШАТЬ УМОМ,

А НЕ В ДРАКЕ С КУЛАКОМ.

ЗАВИСТЬ, ЗЛОСТЬ – ЭТО БЕДА,

НЕ БУДЬ ГРУБЫМ НИКОГДА.

НЕ ХАМИ, НЕ ОБЗЫВАЙСЯ –

ЛУЧШЕ ЧАЩЕ УЛЫБАЙСЯ.

БРАТЬ ЧУЖОЕ ТЫ НЕ СМЕЙ,

И ПОДСЛУШИВАТЬ У ДВЕРЕЙ.

СУМЕЙ ДРУГУ НЕ ПОДДАТЬСЯ –

ОТ ПРОСТУПКА ОТКАЗАТЬСЯ.

ПРАВИЛ ДОРОЖНЫХ –

ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ НЕ СЛОЖНО.

ЕСЛИ ИХ НЕ СОБЛЮДАТЬ –

МОГУТ ЛЮДИ ПОСТРАДАТЬ.

ЕЩЁ ОДИН СОВЕТ ПРОСТОЙ –

ЧИСТ БУДЬ СЕРДЦЕМ И ДУШОЙ!

Проблемная задача:

-Ребята, а являются ли данные советы сокровищем?

Выскажите свое мнение.

- Вы сегодня были отличными правоведами! Берегите найденное вами сокровище!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!