СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздники и посты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ханука и Пурим .Будучи  меньшими  праздниками (на  которые  отсутствуют ограничения  на  работу),  Ханука  и  Пурим имеют большое знач

Просмотр содержимого документа
«Праздники и посты»

1.3 Праздники и посты

Ханука и Пурим .Будучи меньшими праздниками (на которые отсутствуют ограничения на работу), Ханука и Пурим имеют большое значение в связи с историческими событиями, которые они отмечают, и позицией, которую они выражают. Оба праздника выдвигают на первый план преданность и мужество перед лицом преследований, важность религиозной свободы и выживание в трудных условиях, а также силу права бороться и побеждать насилие. Ханука в наибольшей степени обращается к тем националистическим и светским еврейским кругам, где значение других религиозных праздников минимизировано, так как именно этот праздник выражает борьбу евреев за свою национальную независимость1. Дух Хануки и его цели заключаются в самом названии праздника. «Ханука» на иврите означает «освящение», и праздник отмечается именно в память освящения Храма или, вернее сказать, повторного освящения, после того как Храм был осквернен противниками иудейской веры во II веке до н. э.2. В IV веке до н. э. могущественный Александр Македонский попытался объединить своих подданных под знаменем греческих верований и насадить греческий образ жизни. Процесс эллинизации дал евреям того времени некоторые преимущества, но при этом создал и определенную угрозу. Искушение оставить еврейскую традицию и принять греческий образ жизни было велико. После смерти Александра в 323 г. до н. э. его империя была поделена между несколькими правителями. Земля евреев, та, называемая Иудея, стала частью Селевкидского (Греко-Сирийского) царства. В 175 г. до н. э. Антиох IV, правитель Селевкидского царства, выступил с попытками навязать греческую религию евреям, которые остались приверженцами веры в единого Бога. Он провозгласил себя богом, принял титул «Антиох Епифан» («бого-явленный») и принудил первосвященника иудеев (Ясона, а позже Менелая ), который фактически управлял Иудеей, распространить греческое влияние среди евреев3. В последующие годы Антиох стал еще более нетерпимым по отношению к иудейской религии. Он издал указы, в которых, например, запретил обрезание, изучение Торы и соблюдение субботы. По всей Иудее возводились языческие жертвенники и на них приносились в жертву нечистые животные. И, наконец, в 167 г. до н. э. в месяце Кислев (ноябре—декабре) он установил жертвенник Зевсу во дворе Храма и приказал, чтобы на нем были принесены в жертву свиньи. Вспыхнул бунт под предводительством Маттафии, первосвященника в Модине, деревне неподалеку от Иерусалима. Маттафия и пять его сыновей начали партизанскую войну против греческих отрядов. После его смерти в 166 г. до н. э. верных его идеям евреев возглавил третий сын Маттафии, Иуда, по прозвищу Маккавей. Слово «Маккавей» означает «молоток», и в нем, возможно, отражается героизм Иуды в борьбе против греческих войск. К декабрю 164 г4. до н. э. Иуда со своими людьми занял Иерусалим. Храм был возвращен и заново освящен. История повторного освящения Храма и бунт Маккавеев, который сделал это возможным, описан в 1-й и 2-й книгах Маккавеев5. Основное содержание ее приведено в 1-й книге (1—4). Кульминационным моментом было 25-е число месяца Кислев 164 г. до н. э., когда Иуда и его люди вступили в Храм и разрушили жертвенник, оскверненный ровно три года назад. Они выстроили новый жертвенник и установили новую большую менору (семи-свёчник). После того как все основные церемонии очищения и освящения были выполнены, приняли решение о ежегодном праздновании этого события (1 Маккавеев, 4:59)6. Помимо своего значения как праздника обновления, Ханука считается также «Праздником огней. Название связано с историей, о которой повествует Талмуд (Шабат, 21а)7. Когда Иуда и его люди освятили Храм, произошло чудо. Когда они только вошли в Храм, оказалось, что остался только один кувшин с маслом, который не был осквернен. Это масло они и взяли, чтобы зажечь менору. Обычно такого количества масла хватало только на один день, но, говорится в истории, свет чудесным образом горел восемь дней, и люди имели возможность приготовить свежее чистое масло. В Талмуде предписывается для празднования этого чуда в каждый из восьми дней Хануки зажигать светильник. Эти восемь огней стали основным символом праздника. Фактически в церемонии участвует девять светильников или свечей, так как от одной свечи зажигают каждую из этих восьми особых свечей, и эти свечи нельзя использовать с какими-либо практическими целями. Зажигающая свеча называется «шамаш («слуга»), и ее ставят в центр ханукальной меноры, которую иногда еще называют «ханукия»8. В первую ночь Хануки зажигают первую свечу (на меноре крайнюю справа). На вторую ночь зажигают вторую. Вспомогательной свечой зажигают новую свечу, затем еще одну справа от себя, и так дальше, пока в последнюю ночь не будут гореть все свечи. Свечи ставят справа налево, но зажигают их слева направо — такой порядок обеспечивает равное значение обеим сторонам ханукии и. показывает, что Бог присутствует везде. Талмуд предписывает зажигать свечи в доме так, чтобы с улицы люди могли их видеть (Шабат, 22а), поэтому в праздник горящие ханукии часто можно видеть из окон еврейских домов.

Ритуал зажигания свечей начинается, когда вся семья в сборе. Для него существуют также специальные песни, в частности «Маоз Цур» («О крепость, скала», с которой обращаются к Богу)9. В песне последовательно перечисляется история освобождения евреев: сначала из Египетского рабства, потом из Вавилонского пленения, далее от уничтожения, которым угрожал Аман и наконец, от ужасов правления Антиоха Епифана. Тема песни является центральной в «Гафтаре» (чтении из книг Пророков) во время Хануки: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь сил» (Захария, 4:6)10. Дарят подарки, часто едят пищу, жаренную в масле, главным образом латкес (картофельные оладьи). Дети по традиции играют с дрейдлом (волчком). На каждой из четырех его сторон написана буква иврита. Вместе буквы означают «Здесь произошло великое чудо». Тот факт, что Ханука — это праздник света, что в это время поют специально предназначенные для него песни, дарят особые подарки, едят особую еду и играют в особые игры и что он приходится на декабрь (иногда 25-е число месяца Кислев совпадает с 25 декабря), заставляет некоторых не евреев думать, что Ханука — это еврейское Рождество. Сравнение это бессмыленное и для христиан, и для евреев. Основной смысл Рождества — воплощение Бога в человеке по имени Иисус, в этом сущность веры христиан, но это неприемлемо для евреев. Основной смысл Хануки заключается в сопротивлении иудаизма идеям ассимиляции и другим религиям.

Пурим — это второй малый праздник, значение которого — напоминать людям о трудном периоде в истории евреев и призывать к надежде и вере в Бога11. Как и Ханука, он не заповедан Торой, но происходит от решения раввинов отмечать конкретное историческое событие. Пурим основан на яркой истории, рассказанной в книге Есфирь — книге, включенной в библейский канон только после многочисленных раввинистических споров (Мегилла, 7а). Имя Бога нигде не упоминается в этой книге (благодаря чему художники свободно могли иллюстрировать этот текст). Современные ученые склонны рассматривать эту книгу как придуманный рассказ, который, возможно, и имеет под собой историческую основу, но сочинен во времена Маккавеев, чтобы поддержать патриотизм евреев. Первое упоминание о Пуриме в еврейской литературе имеет место во 2-й книге Маккавеев (15:36), где речь идет о «Дне Мардохея», который отмечается 14-го числа месяца Аддра12. Некоторые считают эту историю достоверной историей, так как она вполне соответствует обстановке во времена персов. Однако значение этого праздника в еврейском году не зависит от всех этих соображений. Пурим — это самый беззаботный из всех праздников, с живительной радостью он преподает урок, в котором неоднократно нуждались люди на протяжении всей истории евреев смысл, которого в том, что угнетатели не одержат победу в борьбе с истиной и милосердием. В самом начале существования либерального иудаизма его представители исключили Пурим из календарных праздников. Его посчитали неуместным, так как он поощрял еврейский национализм и приветствовал тех персонажей книги Есфирь, мотивы поведения которых заслуживают порицания.

1 Шифман. И.Ш. Ветхий Завет и его мир. Москва: Наука, 1987.-С. 257.

2 Тантлевский. И.Р. Введение в Пятикнижие.-Москва: Наука, 2001.-С. 374.

3 Тантлевский. И.Р. Введение в Пятикнижие.-Москва: Наука, 2001.-С. 239.

4 Пилкингтон С. М.. Иудаизм глава 13. Праздники и посты.-москва: Наука, 2001.-С. 266.

5 Сират.К.История средневековой еврейской философии.-Москва: Наука, 1987.-С. 289.

6 Тамже-С. 290.

7 Шломо-Залман Ариель. Энциклопедия иудаизма.-Иерусалим: «Меир натив», 1983.-С. 332.

8 Аверинцев. С.С. Иудаистическая мифология // Мифы народи мира: Энциклопедия: В 2 т. 2-е.-Москва: Наука, 1991. Т.1.-С. 173.

9 Тамже.-С. 325.

10 Шифман. И.Ш. Ветхий Завет и его мир. Москва: Наука, 1987. с. 251.

11 Пилкингтон. С. М. Иудаизм глава 13. Праздники и посты.-Москва: Наука,-С. 267.

12 Шломо-Залман Ариель. Энциклопедия иудаизма.-Иерусалим: «Меир натив», 1983.-С. 332.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!