5 класс Русский язык
Тема: Предложение с обобщающим словом при ОЧП и их пунктуационное оформление.
Цель урока: формировать представление учащихся об обобщающих словах, их роли в речи.
Цель урока:
- познакомить с обобщающими словами, их ролью в речи.
- умение находить обобщающее слово в предложении с однородными членами, ставить знаки препинания.
Задачи урока:
Обучающие:
- совместно с учащимися открыть понятие обобщающего слова
Развивающие:
- разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении;
- развивать умение находить обобщающее слово в предложении,
- формировать пунктуационный навык (ставить правильный знак препинания);
- развивать умение графически обозначать обобщающие слова, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах;
- развивать аналитические навыки работы с текстом;
- развивать навыки креативного мышления при усвоении информации;
- развивать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативную компетенцию)
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.
Задачи:
Образовательная: научиться находить обобщающие слова, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах, графически обозначать условия постановки знаков препинания, составлять схемы предложений;
Развивающая: уметь анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, развивать пунктуационную зоркость;
Воспитательная: продолжать знакомство с родным краем, воспитывать патриотические чувства, любовь к родине, к своему родному городу.
Формируемые УУД
Личностные: использовать полученную информацию для решения образовательных задач.
Регулятивные: оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов, проговаривать вслух последовательность производимых действий.
Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять знания на практике.
Коммуникативные: анализировать языковой материал, учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Межпредметные связи: литература.
Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский
Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение изученного материала:
- Какие члены называются однородными?
- Как произносятся однородные члены?
- Какие члены предложения могут быть однородными?
2.Работа у доски со схемами. Расставить знаки препинания (Слайд 1).
[О О О].
[и О и О и О].
[О и О О и О ].
[О и О].
3. Цифровой диктант:
Выпишите номера предложений, в которых есть однородные члены (текст распечатан у каждого уч-ся) (Слайд 2)
1)Мы все хозяева природы. 2) Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.4)Но и природа нуждается в нашей помощи. 5) Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!
4. Проверка: 2), 3) , 5)
5. Самооценка.
III. Формулировка темы, целеполагание.
Сегодня нам предстоит познакомиться с обобщающими словами при однородных членах предложения.
- Какова же будет тема нашего урока? (Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения).
Запишем тему урока в тетрадь. Обратите внимание на написание этого трудного слова, запомните его.
А теперь попробуйте сформулировать цель нашего занятия.
В конце занятия вы должны будете
знать:
- что такое обобщающее слово
- возможные варианты постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;
уметь:
- находить обобщающее слово в предложении с однородными членами и
- уметь правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах.
В конце урока мы вновь вернёмся к поставленным задачам и посмотрим, выполнили ли мы намеченное.
IV. «Открытие новых знаний» .
1.Работа с учебником. Выполнение упражнения 209. К каждой группе слов подобрать одно обобщающее слово.
2. Работа с таблицей «Знаки препинания при обобщающих словах»: (Слайд 3)
[О: 0, 0, 0].
[0, 0, 0 – О].
[О: 0, 0, 0 - …..].
V. Закрепление изученного материала.
1. Распределительный диктант (Слайд 4).
Записать слова в 3 столбика, распределив их по значениям:
Баран, линейка, роза, пенал, лисица, тюльпан, медведь, волк, тетрадь, учебник, гиацинт, пион.
- Подберите к данным группам слов слова, которые являются общими по значению для стоящих при них ОЧП.
- Назовите сказки, в которых встречаются названные животные.
2.Подберите к каждому ряду однородных членов обобщающие слова: (Слайд 5)
а) Дуб, клен, осина, липа
б) Скворцы, соловьи, ласточки, грачи
в) Кошка, собака, лошадь, овца
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
3. Графический диктант. (3 человека работают у доски поочерёдно) (Слайд 6).
Задание: Прочитайте предложения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя нужные знаки препинания. Объясните расстановку знаков препинания.
Составьте схемы к предложениям.
1. Мы с бабушкой летом заготавливаем и сдаём в аптеку лекарственные растения зв…робой душицу ч…стотел тысячелистник.
2) Всегда были очень популярны настольные игры шахматы и шашки лото и домино.
3) Огурцы помидоры лук и капусту такие овощи мы с сестрой сегодня собрали на огороде.
4. Творческое задание. Изменить 3 предложение так, чтобы обобщающее слово стояло пред ОЧП (Слайд 7).
5. Объясните постановку знаков препинания в предложениях (Слайд 8):
1.Стрекозы, бабочки, мотыльки и кузнечики – все насекомые радовались солнцу.
2. Всюду: на крышах домов, на скамейках, на кустах и деревьях – лежал белый пушистый снег.
6.Объяснение учителя:
Существуют коротенькие обобщающие слова, которые вмещают в себя самое большое количество однородных членов. Это слова:
ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ (Слайд 9)
7. Творческое задание:
Составить предложение с обобщающими словами ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ.
VI. Рефлексия деятельности.
1.Закончите предложение или предложения на выбор (Слайд 10)
1. На уроке я понял…
2. Я узнал, что …
3. На уроке я научился…
4. Теперь я…
5. Но мне не понравилось…
2.Теперь поставьте сами себе оценку за урок
VII. Домашнее задание:
1) выучить теоретический материал учебника, параграф 41.
2) письменно (на выбор):
а) упр.210
б) Составить связный рассказ (5-6 предложений) « В осеннем лесу», используя предложения с однородными членами, в том числе с обобщающим словом.