СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложение с обобщающим словом при ОЧП и их пунктуационное оформление.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предложение с обобщающим словом при ОЧП и их пунктуационное оформление.»

5 класс Русский язык

Тема: Предложение с обобщающим словом при ОЧП и их пунктуационное оформление.

Цель урока: формировать представление учащихся об обобщающих словах, их роли в речи.

Цель урока:

- познакомить с обобщающими словами, их ролью в речи.

- умение находить обобщающее слово в предложении с однородными членами, ставить знаки препинания.

Задачи урока:

Обучающие:

- совместно с учащимися открыть понятие обобщающего слова

Развивающие:

- разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении;

- развивать умение находить обобщающее слово в предложении,

- формировать пунктуационный навык (ставить правильный знак препинания);

- развивать умение графически обозначать обобщающие слова, составлять схемы  предложений с обобщающими словами при однородных членах;

- развивать аналитические навыки работы с текстом;

- развивать навыки креативного мышления при усвоении информации;

- развивать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативную компетенцию)

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.



Задачи:

Образовательная: научиться находить обобщающие слова, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах, графически обозначать условия постановки знаков препинания, составлять схемы предложений;

Развивающая: уметь анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, развивать пунктуационную зоркость;

Воспитательная: продолжать знакомство с родным краем, воспитывать патриотические чувства, любовь к родине, к своему родному городу.

Формируемые УУД

Личностные: использовать полученную информацию для решения образовательных задач.

Регулятивные: оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов, проговаривать вслух последовательность производимых действий.

Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять знания на практике.

Коммуникативные: анализировать языковой материал, учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Межпредметные связи: литература.

Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский

Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация знаний.

1. Повторение изученного материала:

- Какие члены называются однородными?

- Как произносятся однородные члены?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

2.Работа у доски со схемами. Расставить знаки препинания (Слайд 1).

 [О О О].

 О и О и О].

 [О и О О и О  ].

 [О  и О].

3. Цифровой диктант:

Выпишите номера предложений, в  которых есть  однородные члены (текст распечатан у каждого уч-ся) (Слайд 2)

1)Мы все хозяева природы. 2) Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.4)Но и природа нуждается в нашей помощи. 5) Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!

4. Проверка: 2), 3) , 5) 

5. Самооценка.

III. Формулировка темы, целеполагание.

Сегодня нам предстоит познакомиться с обобщающими словами при однородных членах предложения.

- Какова же будет тема нашего урока? (Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения).

Запишем тему урока в тетрадь. Обратите внимание на написание этого трудного слова, запомните его.

А теперь попробуйте сформулировать цель нашего занятия.

В конце занятия вы должны будете

 знать:

- что такое обобщающее слово

- возможные варианты постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;

уметь:

- находить обобщающее слово в предложении с однородными членами и

- уметь правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах.

 В конце урока мы вновь вернёмся к поставленным задачам и посмотрим, выполнили ли мы намеченное.


IV.   «Открытие новых знаний» .

1.Работа с учебником. Выполнение упражнения 209. К каждой группе слов подобрать одно обобщающее слово.

2. Работа с таблицей «Знаки препинания при обобщающих словах»: (Слайд 3)

 [О: 0, 0, 0].

[0, 0, 0 – О].

 [О: 0, 0, 0 - …..].

V. Закрепление изученного материала.

1. Распределительный диктант (Слайд 4).

Записать слова в 3 столбика, распределив их по значениям:

Баран, линейка, роза, пенал, лисица, тюльпан, медведь, волк, тетрадь, учебник, гиацинт, пион.


- Подберите к данным группам слов слова, которые являются общими по значению для стоящих при них ОЧП.

- Назовите сказки, в которых встречаются названные животные.

2.Подберите к каждому ряду однородных членов обобщающие слова: (Слайд 5)

а) Дуб, клен, осина, липа

б) Скворцы, соловьи, ласточки, грачи

в) Кошка, собака, лошадь, овца

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

3. Графический диктант. (3 человека работают у доски поочерёдно) (Слайд 6).

Задание: Прочитайте предложения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя нужные знаки препинания. Объясните расстановку знаков препинания.

Составьте схемы к предложениям.

1. Мы с бабушкой летом заготавливаем и сдаём в аптеку лекарственные растения зв…робой душицу ч…стотел тысячелистник.

2) Всегда были очень популярны настольные игры шахматы и шашки лото и домино.

3) Огурцы помидоры лук и капусту такие овощи мы с сестрой сегодня собрали на огороде.



4. Творческое задание. Изменить 3 предложение так, чтобы обобщающее слово стояло пред ОЧП (Слайд 7).



5.  Объясните постановку знаков препинания в предложениях (Слайд 8):

1.Стрекозы, бабочки, мотыльки и кузнечики – все насекомые радовались солнцу.

2. Всюду: на крышах домов, на скамейках, на кустах и деревьях – лежал белый пушистый снег.

6.Объяснение учителя:

Существуют коротенькие обобщающие слова, которые вмещают в себя самое большое количество однородных членов. Это слова:

ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ (Слайд 9)

7. Творческое задание:

Составить предложение с обобщающими словами ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ.

VI. Рефлексия деятельности.

1.Закончите предложение или предложения на выбор (Слайд 10)

1. На уроке я понял…

2. Я узнал, что …

3. На уроке я научился…

4. Теперь я…

5. Но мне не понравилось…

2.Теперь поставьте сами себе оценку за урок

VII. Домашнее задание:

1) выучить теоретический материал учебника, параграф 41.

2) письменно (на выбор):

а) упр.210

б) Составить связный рассказ (5-6 предложений) « В осеннем лесу», используя предложения с однородными членами, в том числе с обобщающим словом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!