СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Прелесть и сила необъятная" (К 210-летию со дня рождения Алекксея Кольцова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция "Прелесть и сила необъятная" посвящена жизни и творчеству замечательного поэта-воронежца Алексея Кольцова. На мероприятии звучит музыка Георгия Сиридова.

Просмотр содержимого документа
«"Прелесть и сила необъятная" (К 210-летию со дня рождения Алекксея Кольцова)»

Подготовила Аксенова Лариса Ивановна,

учитель русского языка и литературы МКОУ

«Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова»



«Прелесть и сила необъятная»

(Литературный вечер, посвященный 210-летию со дня рождения А.В.Кольцова)

Пишу не для мгновенной славы

Для развлеченья, для забавы,

Для милых, искренних друзей,

Для памяти минувших дней

(А.Кольцов. 1829г.)

Цель: Продолжить знакомство с личностью и творчеством А.Кольцова

Задачи: 1. Помочь обучающимся почувствовать образность и музыкальность поэзии А.Кольцова; 2. Развивать эстетический вкус; прививать любовь к родному краю, к поэзии

Оформление: 1. Портрет А.Кольцова; 2. Выставка лирических сборников поэта; 3. Репродукции картин художников-пейзажистов; 4. Музыка Г.В.Свиридова; 5. Русский народный костюм 19 века; 6. Свеча



Ход мероприятия

(Звучит тихая музыка)



1-й ведущий: Среди множества имен в богатой русской поэзии есть особенно дорогие нам тем, что от них берет начало наше поэтическое восприятие мира, зарождаются первые ростки светлой любви к родной природе, к Родине. А.Пушкин, С.Есенин, И.Никитин, А.Кольцов – вот имена, без которых невозможно представить себе начало жизни русского человека.



2-й ведущий:

Ах ты, степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь,

Пораскинулась,

К морю Черному

Понадвинулась!

Эти строки знает каждый, кто родился и живет на воронежской земле. Принадлежат они перу замечательного поэта воронежской земли Алексея Васильевича Кольцова.



1-й ведущий: Наследие А.Кольцова невелико по объему, но очень значимо по своей художественной ценности. В его стихах мы находим «прелесть и силу необъятную»



2-й ведущий: «Из самых глубин нации» зазвучал голос Кольцова. Он был первым высоким голосом ещё безголосого в ту пору крестьянства



(Звучит стихотворение «Путь» «Путь широкий давно предо мною лежит…»)



1-й ведущий: О Кольцове заговорили как о первом «поэте земледельческого труда». Именно это имел ввиду и Сергей Есенин, когда в своем стихотворении 1917 года писал:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.



По голубой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов.



2-й ведущий: Алексей Кольцов родился, чтобы творить поэзию, и он творил поэзию, соединявшую А.Пушкина с Н.Некрасовым



1-й ведущий: Читая Кольцова, отмечаешь безыскусственность и бесхитростность его стихотворений. Пахарю люба посеянная им «рожь высокая», по которой ветерок «плывет, лоснится, золотой волной разбегается»:

В копны чистые

Снопы сложены;

От возов всю ночь

Скрыпит музыка



2-й ведущий: в стихотворении «Косарь» радость труда передана физически ощутимо. Строки из этого стихотворения воспринимаются как сочиненные самим народом



(Звучит стихотворение «Косарь»)



1-й ведущий: В русской поэзии не много строк, воспевающих радость крестьянского труда. Звонкий и тяжелый труд косаря сравнивается с явлениями природы – то с пчелиным роем. То с молнией. Здесь и былинный восторг перед силой и удалью:

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!



2-й ведущий: Поэт в стихах выразил свою горемычную судьбу, так бедственно совпавшую с судьбой русского крестьянства:

Ах ты, горе, горе.

Горе горькое!



1-й ведущий: Горькая песнь старика, у которого один сын пошел на службу, а другой – в могилу. «Две вдовы невестки; у них детей кучи – мал мала меньше»



2-й ведущий: Песнь труженика, встающего до зари: «На гумне – ни снопа; в закромах – ни зерна; на дворе, на траве – хоть шаром покати».

На все лады, на все голоса показано автором мужицкое горе.



1-й ведущий: Если до Кольцова эти мотивы звучали в третьем лице, то у него они звучат от первого, как личное переживание. Это придает им характер автобиографический, личный.



2-й ведущий: Да и не могло быть по- другому, потому что с ранних лет А.Кольцов увидел и познал всю тяжесть крестьянского труда. Перед его взором протекала жизнь подневольного крепостного мужика. Отсюда и тоска по воле, и боль за любимую Русь.



1-й ведущий: Эту любовь-ненависть поэт пронес через всю свою короткую жизнь.



(Звучит стихотворение «Горе»)



2-й ведущий: А.Кольцов еще в юности «понял и оценил степь, и полюбил её страстно и восторженно». В степи Кольцов сочинил свои первые стихи



(Звучит стихотворение «Глаза» «Погубили меня твои черны глаза…»)



1-й ведущий: Юная возлюбленная поэта крепостная Дуняша была продана в донские степи. Долго скитался по Дону Алексей Кольцов, посылал на поиски нанятых людей, но так и не нашел своей Дуняши.



2-й ведущий: Сын природы, Кольцов обращается за помощью к ней, просит соловушку



(Звучит стихотворение «Песня» «Прощебечь нежно ей про мою тоску; ты скажи, как без ней сохну, вяну я…»)



1-й ведущий: Про расставанье, про горькую любовь добра молодца, про несчастную долю красной девицы поэт рассказывает не с чужого голоса. А сама героиня и её грустная история перейдут в легенду:



Не забыть мне, как в последний раз

Я сказал ей: «Прости. милая!

Так, знать, бог велел – расстанемся,

Но когда-нибудь увидимся…»



2-й ведущий: Но не суждено было им встретиться. Воля батюшкина да судьба злая разлучили влюбленных



(Звучит стихотворение «Не шуми ты, рожь…» )



1-й ведущий: Плодом горькой любви стали песни в народном духе



(Звучит стихотворение «Русская песня…» «Не скажу никому, отчего я весной по полям и лугам не сбираю цветов…» )



2-й ведущий: Поэт разработал излюбленные темы народных песен – тему «удальца», тоски по воле. Мотивы любви достигают большого художественного воплощения в песне «Ты не пой, соловей…»



(Звучит стихотворение «Не пой соловей под моим окном, улети в леса моей родины!» )



1-й ведущий: Столь же своеобразна песня «Не шуми ты, рожь, спелым колосом!»



(Звучит стихотворение «Не шуми ты, рожь, спелым колосом!» )



2-й ведущий: В.Г.Белинский, подчеркивая подлинно народный характер творчества Кольцова, писал: «…до сих пор мы не имели никакого понятия об этом роде народной поэзии, и только Кольцов познакомил нас с ним»



1-й ведущий: В песнях Кольцова радость и светлая грусть, удаль и безысходность, красота, раздолье и богатырская мощь Руси

2-й ведущий: Из темнеющих глубин крепостничества до нас доходит чистый голос веры в человека и его деяние.

1-й ведущий: В 1857 году Л.Н.Толстой в своём дневнике записал следующее: «Читал Кольцова. Прелесть и сила необъятная». Сказано просто и верно.

2-й ведущий: Сочетание прелести с силой определяют в Кольцове то важное и характерное, что несет нам его поэзия

1-й ведущий: Эти замечательные свойства проверены на многих поколениях. Прелесть не проходит, а сила не убывает, потому что поэт писал «не для мгновенной славы»

2-й ведущий: И пока жива душа народа, поэзия Алексея Кольцова будет жить






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!