СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для учителей по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация для учителей. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация для учителей по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания"»

Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания Шаповалова Л.В. МБОУ СОШ № 5 2022 г.

Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания

Шаповалова Л.В.

МБОУ СОШ № 5

2022 г.

Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А. А. Леонтьев

Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А. А. Леонтьев

Основные направления формирования функциональной грамотности: Математическая грамотность Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность  Глобальные компетенции Креативное мышление

Основные направления формирования функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление
Читательская грамотность. Найти текст . Лучший источник – крупнейшие российские СМИ - РБК, Лента, Газета, Медуза, Ведомости. Выберите статью, возьмите ее целиком или отрывками. Будет очень полезно взять статью на темы, которые вы проходите сейчас или проходили недавно на уроках обществознания.

Читательская грамотность.

Найти текст .

Лучший источник – крупнейшие российские СМИ - РБК, Лента, Газета, Медуза, Ведомости.

Выберите статью, возьмите ее целиком или отрывками. Будет очень полезно взять статью на темы, которые вы проходите сейчас или проходили недавно на уроках обществознания.

Варианты различных учебных заданий, развивающих читательскую грамотность:      Придумать название, заголовок для текста. Составить план по тексту, дав название каждому абзацу или смысловой части текста. Выявление 2 или более различных точек зрения. Нахождение общего и отличного в позициях. Определение тенденции Раскритикуй или расхвали

Варианты различных учебных заданий, развивающих читательскую грамотность:  

  • Придумать название, заголовок для текста.
  • Составить план по тексту, дав название каждому абзацу или смысловой части текста.
  • Выявление 2 или более различных точек зрения.
  • Нахождение общего и отличного в позициях.
  • Определение тенденции
  • Раскритикуй или расхвали
Варианты различных учебных заданий, развивающих читательскую грамотность:    Анализ «фейковой» новости Дайте совет Простой математический анализ данных Найти в тексте оценочные суждения и факты Последовательное сокращение Найди термин по определению или наоборот и т.д.

Варианты различных учебных заданий, развивающих читательскую грамотность:

  • Анализ «фейковой» новости
  • Дайте совет
  • Простой математический анализ данных
  • Найти в тексте оценочные суждения и факты
  • Последовательное сокращение
  • Найди термин по определению или наоборот и т.д.

Текст

Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) обеспокоен рисками, которые несет для отрасли новое законодательство о регулировании выбросов парниковых газов. Речь идет о законе «Об ограничении выбросов парниковых газов» и проекте постановления правительства, которое должно определить критерии попадающих под его действие субъектов.

Свою позицию союз, в который входят 48 производителей и 40 переработчиков молока («Эконива», Danone, PepsiCo и др.), изложил в письме, которое направил в Минсельхоз 21 октября 2021 года и адресовал директору департамента пищевой и перерабатывающей промышленности министерства Марине Афониной. РБК ознакомился с копией документа, в Союзмолоке подтвердили его подлинность. Разработанный проект постановления правительства в текущей редакции «не может быть поддержан», поскольку в части сельского хозяйства он не соответствует международной практике регулирования выбросов парниковых газов и целям России по снижению этих выбросов, констатирует Союзмолоко. Предложенное Минэкономразвития регулирование приведет к неоправданно высоким расходам сельхозпроизводителей и рискам некорректного учета выбросов парниковых газов в молочной отрасли, что в свою очередь может впоследствии привести к сокращению поголовья скота, предупреждают авторы письма. Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/10/27/6177e5519a79471df8d3ffc3

  •  
Задание 1. Какова основная мысль текста? Отметьте ОДИН правильный ответ.  1) Союзмолоко игнорирует требования Минэкономразвития 2)  Правительство приняло новое постановление, ограничивающее  выбросы парниковых газов 3) Новое законодательство несет серьезные риски  Национальному союзу производителей молока  4) Закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» не может решить вопрос выбросов парниковых газов.

Задание 1.

Какова основная мысль текста? Отметьте ОДИН правильный ответ. 

1) Союзмолоко игнорирует требования Минэкономразвития

2)  Правительство приняло новое постановление, ограничивающее  выбросы парниковых газов

3) Новое законодательство несет серьезные риски  Национальному союзу производителей молока 

4) Закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» не может решить вопрос выбросов парниковых газов.

Задание 2.  Приведите 1 аргумент,  обосновывающий позицию Национального союза производителей молока в данном вопросе,  и 1 аргумент, обосновывающий позицию Минэкономразвития. Какова ваша позиция? Свой ответ аргументируйте.  

Задание 2.

Приведите 1 аргумент,  обосновывающий позицию Национального союза производителей молока в данном вопросе,  и 1 аргумент, обосновывающий позицию Минэкономразвития. Какова ваша позиция? Свой ответ аргументируйте.  

Критерии оценивания В правильном ответе должны быть приведены: - Аргумент, обосновывающий позицию Национального союза производителей молока: Например, Новое законодательство приведет к сокращению поголовья скота (может быть приведен другой корректный аргумент) - Аргумент, обосновывающий позицию Минэкономразвития: Например, данное законодательство будет способствовать решению глобальной проблемы (может быть приведен другой корректный аргумент) - Сформирована и обоснована собственная позиция   Правильно приведены 2 аргумента, сформирована и обоснована собственная позиция-          3 балла Правильно приведен 1 аргумент, сформирована и обоснована собственная позиция-               2 балла Правильно приведены 2 аргумента  или сформирована и обоснована собственная позиция-   1 балла Иные варианты ответов -          0 баллов  

Критерии оценивания

  • В правильном ответе должны быть приведены:

- Аргумент, обосновывающий позицию Национального союза производителей молока:

Например, Новое законодательство приведет к сокращению поголовья скота (может быть приведен другой корректный аргумент)

- Аргумент, обосновывающий позицию Минэкономразвития:

Например, данное законодательство будет способствовать решению глобальной проблемы (может быть приведен другой корректный аргумент)

- Сформирована и обоснована собственная позиция

  •   Правильно приведены 2 аргумента, сформирована и обоснована собственная позиция-          3 балла

Правильно приведен 1 аргумент, сформирована и обоснована собственная позиция-               2 балла

Правильно приведены 2 аргумента  или сформирована и обоснована собственная позиция-   1 балла

Иные варианты ответов -          0 баллов

  •  

Развитие читательской грамотности на уроках и во внеурочной деятельности по обществознанию

Полезные ссылки

1. «Задания для диагностики читательской грамотности учащихся 6 классов»: методическая разработка / Бажанова Н.А. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44400783

2. Формирование функциональной грамотности школьников при работе с текстом на уроках истории и обществознания – Семинар Московского методического центра.

3. Формирования читательской грамотности на уроках обществознания и истории - https://ppt-online.org/796720

4. Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания - http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/111-history/15858-formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-istorii-i-obshchestvoznaniya.html

5. Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания - https://infourok.ru/prezentaciya-i-metodicheskaya-razrabotka-po-teme-razvitie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-3662441.html

6. Работа с текстом на уроках истории для реализации компетентностного подхода в образовании - http://lyceum2.ru/archiv/metod/master/2013/s10.pdf

7. Формирование функциональной грамотности при работе с текстом на уроках обществознания – Семинар для учителей обществознания, права и экономики - https://docplayer.ru/63826921-Formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-pri-rabote-s-tekstom-na-urokah-obshchestvoznaniya-seminar-dlya-uchiteley-obshchestvoznaniya-prava-i-ekonomiki-2017-g.html

8. Как можно развивать глобальные компетенции на уроках обществознания? - https://uchitel.club/events/kak-mozhno-razvivat-globalnye-kompetentsii-na-urokakh-obshchestvoznani/

9. Семинар «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания».

10. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КАЖДОМУ УЧИТЕЛЮ о функциональной грамотности. – Ковалева Г.С. – Вестник образования. – 2019.

  • Полезные ссылки
  • 1. Примеры заданий курса «Функциональная грамотность: развиваем в школе» - https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main#tekst-76
  • 2. Аналитический отчет по результатам проведения международного сравнительного исследования качества образования PISA-2018 в Московской области https://mo.mosreg.ru/download/document/6818588.
  • 3. Открытый банк заданий PISA - https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa
  • 4. Демонстрационные материалы «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Портал ФГБНУ «ИСРО РАО»: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
  • 5. Исследование PISA-2018. Материалы. Сайт Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО»: http://centeroko.ru/pisa18/pisa2018.html
  • 6. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач - https://krippo.ru/files/PISA/task.pdf
  • 7. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы (Методическое пособие для педагогов) – 2019. - http://gbouooh15.minobr63.ru/wp-content/uploads/2020/02/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D0%A1%D0%98%D0%9F%D0%9A%D0%A0%D0%9E-%D0%BF%D0%BE-%D0%A4%D0%93.pdf
  • 8. Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся средней школы – Конасова Н.Ю. – ВШЭ. - https://www.hse.ru/pubs/share/direct/212888306
  • 9. Банк заданий по функциональной грамотности - https://media.prosv.ru/fg/
  • 10. Задания по финансовой грамотности в контексте реализации системно-деятельностного подхода: особенности моделирования и опыт апробации – Половникова А.В. – Отечественная и зарубежная педагогика – 2019 – https://cyberleninka.ru/article/n/zadaniya-po-finansovoy-gramotnosti-v-kontekste-realizatsii-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-osobennosti-modelirovaniya-i-opyt
  • 11. Демонстрационные варианты тетрадей (Т7 и Т8) с критериями оценивания заданий (по материалам исследования PIRLS-2016 года) - http://www.centeroko.ru/download/PIRLS2016_books7&8.zip
  • 12. Демонстрационные варианты компьютерных тестов PIRLS - http://pi.testoko.ru/test/
  • 13. Демонстрационные варианты компьютерных тестов на основе интерактивных текстов по модели e-PIRLS-2021 - http://pirls2021.testoko.ru/test/
  • 14. Диагностическая работа на оценку функциональной грамотности обучающихся 6-х классов - https://mcko.ru/uploads/documents/chg-6_spets_demo_otvety-392b8b90b6f05238.pdf
  • 15. Диагностическая работа на оценку функциональной грамотности обучающихся 8-х классов https://mcko.ru/uploads/documents/fg-08_demo-spetsif-bd79126ca515f1b2.pdf
  • 16. Диагностическая работа на оценку функциональной грамотности обучающихся 7-х классов - https://mcko.ru/uploads/documents/fg-7-3-c67d3e8b47378dcc.pdf
  • 17. Диагностическая работа по обществознанию для обучающихся 10-х классов - https://mcko.ru/uploads/documents/ob-10_demo-spetsif-3394ff77c30311ec.pdf
  • 18. Диагностическая работа по читательской грамотности для обучающихся 9-х и 10-х классов - https://mcko.ru/uploads/documents/mgch-09_10_demo-spetsif-d05bc91f2c6b0080.pdf
  • 19. Проверочная работа для диагностики метапредметных (познавательных) умений в 10-х классах - https://mcko.ru/uploads/documents/spets_demo___mpu-10-8859432e430dcf2a.pdf
  • 20. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности -
Удачи! Спасибо за внимание!

Удачи!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!