СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Функциональная грамотность как ключевой вектор реализации ФГОС третьего поколения"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на педагогической совете

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Функциональная грамотность как ключевой вектор реализации ФГОС третьего поколения"»

Педагогический совет    «Формирование функциональной грамотности школьников – одно из приоритетных направлений реализации ФГОС третьего поколения»      Нельзя человека  научить на всю жизнь,  его надо научить  учиться всю жизнь!

Педагогический совет   «Формирование функциональной грамотности школьников – одно из приоритетных направлений реализации ФГОС третьего поколения»  

Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!

ФГОС – Федеральные государственные  общеобразовательные стандарты ООП - Основная образовательная программа. АОП – Адаптированная образовательная программа НОО – Начальное общее образование ООО – Основное общее образование СОО – Среднее общее образование ГИА - Государственная итоговая аттестация ОГЭ - Основной государственный экзамен ЕГЭ - Единый государственный экзамен ГВЭ – Государственный выпускной экзамен КИМ – Контрольно-измерительные материалы ВПР - Всероссийская проверочная работа УУД - Универсальные учебные действия УМК – Учебно-методический комплекс ПМПК - Психолого-медико-педагогическая комиссия. ПМПк - Психолого-медико-педагогический консилиум ОВЗ – Ограниченные возможности здоровья РАЗМИНКА

ФГОС – Федеральные государственные

общеобразовательные стандарты

ООП - Основная образовательная программа.

АОП – Адаптированная образовательная программа

НОО – Начальное общее образование

ООО – Основное общее образование

СОО – Среднее общее образование

ГИА - Государственная итоговая аттестация

ОГЭ - Основной государственный экзамен

ЕГЭ - Единый государственный экзамен

ГВЭ – Государственный выпускной экзамен

КИМ – Контрольно-измерительные материалы

ВПР - Всероссийская проверочная работа

УУД - Универсальные учебные действия

УМК – Учебно-методический комплекс

ПМПК - Психолого-медико-педагогическая комиссия.

ПМПк - Психолого-медико-педагогический консилиум

ОВЗ – Ограниченные возможности здоровья

РАЗМИНКА

Самооценка знаний по теме Имею представление по данной теме, но недостаточно Я ничего не знаю об этом  Я изучал(а) данную тему и могу поделиться опытом

Самооценка знаний по теме

Имею представление по данной теме, но недостаточно

Я ничего не знаю об этом

Я изучал(а) данную тему и могу поделиться опытом

Грамотность Личность Функционировать Синонимы Определение Личностные качества Степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека Любознательность Инициативность Человечность Нестандартность Ответственность Самостоятельность Творчество Работать Действовать Внедрять Применять

Грамотность

Личность

Функционировать

Синонимы

Определение

Личностные качества

Степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека

Любознательность

Инициативность

Человечность

Нестандартность

Ответственность

Самостоятельность

Творчество

Работать

Действовать

Внедрять

Применять

« Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев Функциональная грамотность связана с готовностью:  - добывать знания; - применять знания и умения; - оценивать знания и умения; - осуществлять саморазвитие.

« Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

Функциональная грамотность Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: политике, государстве, работе, семье, здоровье, культуре и т.д. ФГ это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой максимально адаптироваться и функционировать в ней. То есть

Функциональная грамотность

Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: политике, государстве, работе, семье, здоровье, культуре и т.д.

ФГ

это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой максимально адаптироваться и функционировать в ней.

То есть

Основные показатели готовности к развитию функциональной грамотности в профессиональной деятельности учителей-предметников: проецирование целей предметной подготовки на современные требования к образовательным результатам и создание в процессе обучения условий, позволяющих обучающемуся осознать личностный смысл и ценность овладения определенным учебным материалом;  разумная адаптация содержания предметной области к современным требованиям, позволяющего наряду с формированием функциональной грамотности обучающихся не забыть и об их фундаментальной предметной подготовке; 

Основные показатели готовности к развитию функциональной грамотности в профессиональной деятельности учителей-предметников:

  • проецирование целей предметной подготовки на современные требования к образовательным результатам и создание в процессе обучения условий, позволяющих обучающемуся осознать личностный смысл и ценность овладения определенным учебным материалом;
  • разумная адаптация содержания предметной области к современным требованиям, позволяющего наряду с формированием функциональной грамотности обучающихся не забыть и об их фундаментальной предметной подготовке; 
Основные показатели готовности к развитию функциональной грамотности в профессиональной деятельности учителей-предметников: выбор наиболее оптимальных технологий обучения, обеспечивающих достижение актуальных результатов образования, проектирование на основе выбранной технологии процесса обучения, оценка эффективности своей профессионально-педагогической деятельности по реализации проекта и ее коррекция; самостоятельное конструирование необходимого учебно-методического обеспечения дисциплин, способствующего формированию функциональной грамотности обучающихся средствами определенной предметной области и оценка его эффективности;

Основные показатели готовности к развитию функциональной грамотности в профессиональной деятельности учителей-предметников:

  • выбор наиболее оптимальных технологий обучения, обеспечивающих достижение актуальных результатов образования, проектирование на основе выбранной технологии процесса обучения, оценка эффективности своей профессионально-педагогической деятельности по реализации проекта и ее коррекция;
  • самостоятельное конструирование необходимого учебно-методического обеспечения дисциплин, способствующего формированию функциональной грамотности обучающихся средствами определенной предметной области и оценка его эффективности;
Основные показатели готовности к развитию функциональной грамотности в профессиональной деятельности  учителей-предметников: создание средствами конкретной предметной области условий для активного включения обучающихся в процесс познания через взаимодействие с окружающим миром и другими субъектами образовательной практики, обеспечивая тем самым возможность понять и освоить область применения предметного знания в ситуациях реальной действительности.

Основные показатели готовности к развитию функциональной грамотности

в профессиональной деятельности

учителей-предметников:

  • создание средствами конкретной предметной области условий для активного включения обучающихся в процесс познания через взаимодействие с окружающим миром и другими субъектами образовательной практики, обеспечивая тем самым возможность понять и освоить область применения предметного знания в ситуациях реальной действительности.
Как развить навыки функциональной грамотности? Критично мыслить Развивать коммуникативные навыки Участвовать в конференциях, форумах, дискуссиях, вебинарах, конкурсах профессионального мастерства. Расширять кругозор Организовывать процесс познания

Как развить навыки функциональной грамотности?

  • Критично мыслить
  • Развивать коммуникативные навыки
  • Участвовать в конференциях, форумах, дискуссиях, вебинарах, конкурсах профессионального мастерства.
  • Расширять кругозор
  • Организовывать процесс познания
Функциональная грамотность как общеучебная компетенция Ключевая компетенция ФГОС Включает в себя : коммуникативную грамотность; информационную грамотность; общественно-политическую грамотность; компьютерную грамотность; общую грамотность; бытовую грамотность;  грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;  грамотность при овладении иностранными языками.

Функциональная грамотность как общеучебная компетенция

Ключевая компетенция ФГОС

Включает в себя :

  • коммуникативную грамотность;
  • информационную грамотность;
  • общественно-политическую грамотность;
  • компьютерную грамотность;
  • общую грамотность;
  • бытовую грамотность;
  • грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • грамотность при овладении иностранными языками.
Роль учителя в современной образовательной среде тьютор, сетевой тьютор воспитатель наставник фасилитатор ( человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию) организатор, управленец аналитик конструктор посредник информатор интегратор эксперт

Роль учителя в современной образовательной среде

  • тьютор, сетевой тьютор
  • воспитатель
  • наставник
  • фасилитатор ( человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию)
  • организатор, управленец
  • аналитик
  • конструктор
  • посредник
  • информатор
  • интегратор
  • эксперт
PISA (Programme for International Student Assessment) -  международная программа по оценке качества обучения,  действует с 2000 года, проводится каждые три года.   Последний раз в России PISA проводилась в 2018 году. Среди 77 участников российские школьники заняли 31-е место.

PISA (Programme for International Student Assessment) -

международная программа по оценке качества обучения,

действует с 2000 года,

проводится каждые три года.

Последний раз в России PISA проводилась в 2018 году.

Среди 77 участников российские школьники заняли 31-е место.

Сущность PISA изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход ; характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход; доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся; характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).

Сущность PISA

  • изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход ;
  • характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;
  • доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
  • характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Какие причины тормозят процесс формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях школьного обучения? - Слабая ориентация субъектов образовательного процесса в актуальных проблемах естествознания, таких, как экологические проблемы, проблемы здорового образа жизни, влияние науки и техники на развитие общества и др.; - недостаточное внимание, уделяемое развитию коммуникативных умений ученика (как способности создать текст с учетом позиции, точки зрения своей, слушателя (читателя), автора), неумение самостоятельно строить и осуществлять план решения задачи, применять нестандартные способы решения, а также формулировать полученный ответ;

Какие причины тормозят процесс формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях школьного обучения?

- Слабая ориентация субъектов образовательного процесса в актуальных проблемах естествознания, таких, как экологические проблемы, проблемы здорового образа жизни, влияние науки и техники на развитие общества и др.;

- недостаточное внимание, уделяемое развитию коммуникативных умений ученика (как способности создать текст с учетом позиции, точки зрения своей, слушателя (читателя), автора), неумение самостоятельно строить и осуществлять план решения задачи, применять нестандартные способы решения, а также формулировать полученный ответ;

Какие причины тормозят процесс формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях школьного обучения? - недостаточное внимание, уделяемое развитию общеучебных умений организации собственного познания, управления познавательным процессом, преодоление недостатков сформированности мыслительных операций; – недостаточный понятийный уровень учителя по вопросам интерпретации требований ныне действующих ФГОС к достижениям планируемых результатов, а именно по вопросу «встроенности» требования формирования функциональной грамотности в части применения полученных знаний на практике (например, решение учебно-практических и учебно-познавательных задач, практическое решение задач, умения в практической деятельности).

Какие причины тормозят процесс формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях школьного обучения?

- недостаточное внимание, уделяемое развитию общеучебных умений организации собственного познания, управления познавательным процессом, преодоление недостатков сформированности мыслительных операций;

недостаточный понятийный уровень учителя по вопросам интерпретации требований ныне действующих ФГОС к достижениям планируемых результатов, а именно по вопросу «встроенности» требования формирования функциональной грамотности в части применения полученных знаний на практике (например, решение учебно-практических и учебно-познавательных задач, практическое решение задач, умения в практической деятельности).

Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога . Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.

Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога . Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.

Направления формирования функциональной грамотности математическая грамотность; читательская грамотность; естественно-научная грамотность; финансовая грамотность; креативное мышление; глобальные компетенции.

Направления формирования функциональной грамотности

  • математическая грамотность;
  • читательская грамотность;
  • естественно-научная грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • креативное мышление;
  • глобальные компетенции.
 Формирование математической грамотности на уроках в начальной школе.  Рубан И.А.  Естественно-научная грамотность на уроках биологии и во внеурочной деятельности.  Маркова Т.А.  Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.  Рубанова Г.И.   Проблемное обучение на уроках физики и математики.  Жихарева С.В.   Реализация программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 5-7 классах.  Найденко Е.И.

Формирование математической грамотности на уроках в начальной школе.

Рубан И.А.

Естественно-научная грамотность на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Маркова Т.А.

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Рубанова Г.И.

  Проблемное обучение на уроках физики и математики.

Жихарева С.В.

  Реализация программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 5-7 классах.

Найденко Е.И.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!