Педагогический совет «Формирование функциональной грамотности школьников – одно из приоритетных направлений реализации ФГОС третьего поколения»
Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!
ФГОС – Федеральные государственные
общеобразовательные стандарты
ООП - Основная образовательная программа.
АОП – Адаптированная образовательная программа
НОО – Начальное общее образование
ООО – Основное общее образование
СОО – Среднее общее образование
ГИА - Государственная итоговая аттестация
ОГЭ - Основной государственный экзамен
ЕГЭ - Единый государственный экзамен
ГВЭ – Государственный выпускной экзамен
КИМ – Контрольно-измерительные материалы
ВПР - Всероссийская проверочная работа
УУД - Универсальные учебные действия
УМК – Учебно-методический комплекс
ПМПК - Психолого-медико-педагогическая комиссия.
ПМПк - Психолого-медико-педагогический консилиум
ОВЗ – Ограниченные возможности здоровья
РАЗМИНКА
Самооценка знаний по теме
Имею представление по данной теме, но недостаточно
Я ничего не знаю об этом
Я изучал(а) данную тему и могу поделиться опытом
Грамотность
Личность
Функционировать
Синонимы
Определение
Личностные качества
Степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека
Любознательность
Инициативность
Человечность
Нестандартность
Ответственность
Самостоятельность
Творчество
Работать
Действовать
Внедрять
Применять
« Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев
Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания;
- применять знания и умения;
- оценивать знания и умения;
- осуществлять саморазвитие.
Функциональная грамотность
Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: политике, государстве, работе, семье, здоровье, культуре и т.д.
ФГ
это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой максимально адаптироваться и функционировать в ней.
То есть
Основные показатели готовности к развитию функциональной грамотности в профессиональной деятельности учителей-предметников:
- проецирование целей предметной подготовки на современные требования к образовательным результатам и создание в процессе обучения условий, позволяющих обучающемуся осознать личностный смысл и ценность овладения определенным учебным материалом;
- разумная адаптация содержания предметной области к современным требованиям, позволяющего наряду с формированием функциональной грамотности обучающихся не забыть и об их фундаментальной предметной подготовке;
Основные показатели готовности к развитию функциональной грамотности в профессиональной деятельности учителей-предметников:
- выбор наиболее оптимальных технологий обучения, обеспечивающих достижение актуальных результатов образования, проектирование на основе выбранной технологии процесса обучения, оценка эффективности своей профессионально-педагогической деятельности по реализации проекта и ее коррекция;
- самостоятельное конструирование необходимого учебно-методического обеспечения дисциплин, способствующего формированию функциональной грамотности обучающихся средствами определенной предметной области и оценка его эффективности;
Основные показатели готовности к развитию функциональной грамотности
в профессиональной деятельности
учителей-предметников:
- создание средствами конкретной предметной области условий для активного включения обучающихся в процесс познания через взаимодействие с окружающим миром и другими субъектами образовательной практики, обеспечивая тем самым возможность понять и освоить область применения предметного знания в ситуациях реальной действительности.
Как развить навыки функциональной грамотности?
- Критично мыслить
- Развивать коммуникативные навыки
- Участвовать в конференциях, форумах, дискуссиях, вебинарах, конкурсах профессионального мастерства.
- Расширять кругозор
- Организовывать процесс познания
Функциональная грамотность как общеучебная компетенция
Ключевая компетенция ФГОС
Включает в себя :
- коммуникативную грамотность;
- информационную грамотность;
- общественно-политическую грамотность;
- компьютерную грамотность;
- общую грамотность;
- бытовую грамотность;
- грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;
- грамотность при овладении иностранными языками.
Роль учителя в современной образовательной среде
- тьютор, сетевой тьютор
- воспитатель
- наставник
- фасилитатор ( человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию)
- организатор, управленец
- аналитик
- конструктор
- посредник
- информатор
- интегратор
- эксперт
PISA (Programme for International Student Assessment) -
международная программа по оценке качества обучения,
действует с 2000 года,
проводится каждые три года.
Последний раз в России PISA проводилась в 2018 году.
Среди 77 участников российские школьники заняли 31-е место.
Сущность PISA
- изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход ;
- характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;
- доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
- характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Какие причины тормозят процесс формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях школьного обучения?
- Слабая ориентация субъектов образовательного процесса в актуальных проблемах естествознания, таких, как экологические проблемы, проблемы здорового образа жизни, влияние науки и техники на развитие общества и др.;
- недостаточное внимание, уделяемое развитию коммуникативных умений ученика (как способности создать текст с учетом позиции, точки зрения своей, слушателя (читателя), автора), неумение самостоятельно строить и осуществлять план решения задачи, применять нестандартные способы решения, а также формулировать полученный ответ;
Какие причины тормозят процесс формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях школьного обучения?
- недостаточное внимание, уделяемое развитию общеучебных умений организации собственного познания, управления познавательным процессом, преодоление недостатков сформированности мыслительных операций;
– недостаточный понятийный уровень учителя по вопросам интерпретации требований ныне действующих ФГОС к достижениям планируемых результатов, а именно по вопросу «встроенности» требования формирования функциональной грамотности в части применения полученных знаний на практике (например, решение учебно-практических и учебно-познавательных задач, практическое решение задач, умения в практической деятельности).
Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога . Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.
Направления формирования функциональной грамотности
- математическая грамотность;
- читательская грамотность;
- естественно-научная грамотность;
- финансовая грамотность;
- креативное мышление;
- глобальные компетенции.
Формирование математической грамотности на уроках в начальной школе.
Рубан И.А.
Естественно-научная грамотность на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Маркова Т.А.
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Рубанова Г.И.
Проблемное обучение на уроках физики и математики.
Жихарева С.В.
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 5-7 классах.
Найденко Е.И.