СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и Разработка КСП 5 класс Всемирная история "Восстание Спартака"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и разработка ксп по всемирной истории в 5 кл "Восстание Спартака"

Просмотр содержимого документа
«Презентация и Разработка КСП 5 класс Всемирная история "Восстание Спартака"»


Раздел:

Расцвет Римской империи

ФИО учителя


Дата:


Присутствующие

Отсутствующие

Класс:

5



Тема урока

Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме.

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

5.1.2.2 – определять особенности рабства в Древнем мире;

5.3.2.3 – описывать восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины

Цели урока

сформировать представления о рабском труде как основе хозяйства Римского государства; рассмотреть влияние института рабства на социальную жизнь римлян ; познакомить с гладиаторскими боями как особенностью культурной жизни римлян; дать представление о самом крупном в Древнем Риме восстании рабов под предводительством Спартака, символическом значении образа Спартака в мирровой культуре.

Термины и понятия

Восстание - один из видов массовых выступлений против существующей власти.

Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

Гладиаторы – рабы, сражающиеся на арене амфитеатра.

Амфитеатр – специальное сооружение для гладиаторских игр.

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Организационно-мотивационный.

Оргмомент

Целеполагание

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Хорошее настроение». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!


Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.

Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на... (сапог).

Конечно, путь туда не близкий,

На полуостров ... (Аппенинский).

Довольно труднопроходимы

Крутые горы .. (Аппенины).

Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые ... (латины).

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла ... (волчица).

Ромул дал названье месту,

Это потому, что им

Был основан город ... (Рим).

Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл. И с Римом храбро воевал – Тот карфагенский…(Ганнибал)

Стадия вызова

Кто изображен на рисунке?

Как жилось рабам?

Как люди попадали в рабство?

Как они жили?

Где применялся труд рабов?



Как вы думаете, какова тема нашего урока?













Отвечают на вопросы учителя































Учащиеся говорят, что на картинке изображены рабы,

Что положение рабов было очень тяжелым, что скорее всего в рабство попадали пленные и должники, что труд рабов применяли в сельском хозяйстве.

Учащиеся предполагают, что тема нашего урока связана с рабством.










































Словесная похвала учителя











Презентация

«Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме.»







Учебник стр. 94-95



































Презентация

«Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме.»


Теоретическо-практический

Постановка цели урока.

Как мы можем охарактеризовать положение Рима в 1 веке до н.э.?









Организация работы в группах:

1 группа: Как люди попадали в рабство?

2 группа: Как жили рабы?

3 группа: Где применялся труд рабов?

4 группа: В чем особенности рабства в Риме?

Во время подготовки учащиеся используют тексты 1-4 (каждая группа – свой текст)







































К. Обсудить итоги работы в группах. При этом группы, которые слушают выступление своих товарищей, записывают ключевые факты. После выступления групп обсудите с ними вопрос:

Какими могут быть последствия такого отношения к рабам?

Просмотр презентации о восстании Спартака с объяснением учителя.

Предложить учащимся высказать свои предположения о причинах этого события, используя текст 2 и иллюстрации.


Просмотр презентации.

Учитель задает вопрос:

Как вы думаете, почему восстание Спартака закончилось поражением?



Учащиеся отвечают, что Рим был на вершине своего могущества и вел успешные захватнические войны.

Рим не испытывал недостатка в рабах. Их не ценили высоко, так как всегда можно было найти новых.




Учащиеся отвечают, что люди попадали в рабство во время войны, из за долгов, и т.д.


Рабы жили очень плохо, их заставляли много работать, плохо кормили, били.

Рабов использовали в сельском хозяйстве, в строительстве и т.д.



1 группа:

• определить источники рабства

2 группа:

• выявить условия жизни рабов

3 группа:

• выявить особенности труда рабов: на плантациях, на рудниках, домашнем хозяйстве

4 группа

  • определяют особенности рабства в Риме

Дескрипторы:

1. определят не менее 3-х источников рабства;

2. выявят не менее 3-х условий жизни рабов;

3. выявят не менее 3-х особенностей труда рабов.

4. выявляют не менее 3- х особенностей.




Учащиеся определяют причины восстания Спартака.



Дескриптор:

  1. определят не менее 3-х причин восстания.

Записывают причины восстания в тетрадь.



Дескриптор:

Определить не менее 3- причин поражения восстания. Записать в тетрадь.



















Взаимооценивание



























Д ве звезды, одно пожелание.

Презентация

«Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме.»





Текст № 1









Презентация

«Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме.»



Учебник «Всемирная история» стр. 94-95



























Презентация

«Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме.»





















Рефлексивно-завершающий.

Учебное задание:

1) Назовите источники рабства в Древнем Риме. (3 балла)

Дескриптор:

Указать не менее 3-х источников рабства в Древнем Риме.

2) Продолжите предложение:

«Восстание Спартака произошло потому, что…» (2 балла)

Дескриптор:

Указать не менее 2-х причин восстания.

3) Напишите призыв от имени Спартака о присоединении к его армии.

(3 балла)

Дескриптор:

Использовать не менее 3-х аргументов для убеждения.

4) Где применялся труд рабов? (2 балла)

Дескриптор:

Указать не менее двух сфер использования труда рабов.



ФО от 1 до 10 б



Рефлексия

- За что бы вы себя могли похвалить?

- Какие трудности встретились на уроке?

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.











Текст 1

Источники рабства

Основным источником рабов был захват в плен. Именно пленные иностранцы составляли подавляющее большинство рабов в Древнем Риме, о чём свидетельствует анализ многочисленных письменных источников.

Другим источником рабов было морское разбойничество, достигшее кульминационного пункта в эпоху первого триумвирата (середина I в. до н. э.), которое в отдельные периоды римской истории также значительно содействовало увеличению числа рабов.

Третьим источником рабов было право кредитора обратить в рабство своего должника.

Государство превращало гражданина в раба, за совершенные им преступления. Осуждённые на казнь преступники зачислялись в разряд рабов, потому что в Риме только раба можно было передавать в руки палача. Позднее для некоторых преступлений наказание было смягчено, и «рабов наказания» ссылали в рудники или каменоломни.

В распоряжении римлян оказались большие массы рабов, ставших орудием воли господина и обязанных беспрекословно выполнять его любые приказы. Но и у господина появлялись «обязанности» по отношению к своим рабам: он должен был содержать раба — кормить его, одевать, обеспечивать элементарными условиями жизни. Признавая в рабах говорящее орудие, имеющее голос и разум, создавались возможности для господина использовать раба в различных сферах: не только в поле, на черных работах, но и в управлении поместьем, кораблем, библиотекой.

Текст 2

Функции рабов.

Невольников и невольниц делили на касты: Familia rustica (слуги в доме); Familia urbana (для городских работ); Управляющие (привилегированные); Servi privati (собственность частных лиц); Servi publici (для общественных и городских работ).

Жизнь невольника была тяжелой, скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий или мерой ответственности. Более одаренным рабам доставались ремесла или искусство, а физическим сильные выполняли самую тяжелую работу – были гладиаторами или оруженосцами воинов. Основной причиной возникновения гладиаторских игр являлся погребальный обряд, Не только рабы, но и свободные — должны были с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Многие рабы добровольно старались попасть в школу гладиаторов, так как сражаясь на арене и завоевывая уважение публики, они могли завоевать себе свободу. Нередко рабы затевали драки между собой, чтобы таким образом показать свою силу перед центурионами. В школе гладиаторов новичков ожидали суровые тренировки.

Средний по своему достатку крестьянин держал 1—2 рабов, которых он использовал в полевых работах. Убивать рабов запрещалось, но можно было продать, подарить, за увечья и членовредительство налагались большие штрафы. Прокаженных, калек, немощных и неизлечимо больных невольников предписывалось отвозить на удаленный остров Эскулапа, чтобы «умереть свободными».

На подготовку рабов образованных тратились большие суммы. Многие господа специально воспитывали для того или другого дела своих рабов и затем предоставляли их за плату в распоряжение желающих.

Кроме рабов, принадлежавших частным лицам, были рабы общественные, принадлежавшие или государству, или отдельному городу. Они строили улицы и водопроводы, работали на каменоломнях и в рудниках, чистили клоаки, служили на бойнях и в разных общественных мастерских; они же занимали при магистратах низшие должности — посыльных, вестников, прислужников при судах, тюрьмах и храмах; они бывали государственными кассирами и писцами. Из них же составлялась свита, сопровождавшая каждого провинциального чиновника или полководца на место его должности.

Текст 3

Положение рабов

Древние историки оставили нам много описаний ужасного положения, в котором находились римские рабы. Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду. А между тем труд был изнурительный и продолжался с утра до вечера. Особенно тяжело было положение рабов на мельницах и в булочных, где нередко к шее рабов привязывали жёрнов или доску с отверстием посредине, чтобы помешать им есть муку или тесто, — и в рудниках, где больные, изувеченные работали под кнутом, пока не падали от истощения. Цепь, кандалы, палка, бич были в большом ходу. Только положение рабов, служивших вне господского дома — на судах, в магазинах, заведующими мастерских — было несколько легче. Чем хуже была жизнь рабов, чем тяжелее работа, чем суровее наказания, чем мучительнее казни, тем сильнее рабы ненавидели господина. Отдавая себе ясный отчёт в том, какие чувства питают к ним рабы, господа, как и государственная власть, много заботились о предупреждении опасности со стороны рабов. Они старались поддерживать несогласия между рабами, разобщать рабов одинаковой национальности.

Интересно, что внешне рабы ничем не отличались от свободных граждан. Они носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы, театры, на стадионы. Вначале, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого состоял в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много.

С юридической точки зрения раб как личность не существовал; во всех отношениях он был приравнен к вещи. На суде раба допрашивали лишь по требованию одной из сторон; добровольное показание раба не имело никакой цены. Ни он никому не может быть должен, ни ему не могут быть должны. За вред или убыток, причиненный рабом, ответственности подлежал его господин. Обвиненный раб не мог обратиться за защитой к трибунам.

Текст 4

Особенности рабовладения в Риме.

1. Ни в одной другой древней стране не было такого количества рабов. Главным источником рабства была война, продажа пленных.



2. Нигде рабы не стоили так дешево, как в Риме во времена завоевательных войн. Любой раб был вещью, которой хозяин дорожил или не дорожил, мог распорядиться как пожелает; занятых в сельском хозяйстве рабов римляне называли "говорящими орудиями труда".

3. Нигде в древнем мире не было столь широкого использования труда рабов в земледелии. Владельцы имений больше всего выращивали оливок и винограда (хлеба сеяли мало, дешевое зерно привозили в Италию из провинций). В каждом имении трудилось по 15-20 рабов – многие были из средиземноморских стран, где производство оливкового масла и вина являлось привычным занятием. Дело свое эти рабы знали, но принудить их к тяжелому труду можно было лишь суровыми наказаниями; особо строптивых держали в оковах.

4. Рабовладение было распространено во всех слоях римского общества. Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедняка были слуги. Дом же богача был ими переполнен.

5. В городах Италии и провинциях строили сооружения для гладиаторских игр – амфитеатры. Гладиаторами называли рабов, обученных в специальных "школах" умению владеть оружием. Они должны были сражаться на потеху публике. Гладиаторские бои римляне предпочитали всем остальным зрелищам.

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит от «рабства» той эпохи, и большинство профессий возникло при рабовладельческом строе. Раб – бесплатная рабочая сила, разменная монета, признак благополучия и власти его хозяев.











Текст 5

Причины восстания

Основным и ведущим противоречием римского общества оставалось противоречие между все растущей массой разноплеменных рабов и рабовладельцами. Чем зна­чи­тель­нее ста­но­ви­лось чис­ло рабов и чем глуб­же про­ни­кал раб­ский труд в раз­лич­ные отрас­ли рим­ско­го хозяй­ства, тем боль­ше обост­ря­ют­ся про­ти­во­ре­чия меж­ду раба­ми и их вла­дель­ца­ми. Рим­ские исто­ри­ки все чаще упо­ми­на­ют о таких фор­мах борь­бы и про­те­ста рабов, как бег­ст­во, убий­ст­во гос­под и уни­что­же­ние их иму­ще­ства, как исполь­зо­ва­ние рабов в ходе борь­бы поли­ти­че­ских груп­пи­ро­вок или отдель­ных поли­ти­че­ских дея­те­лей. Выс­шей фор­мой этой борь­бы следу­ет счи­тать вос­ста­ния рабов, их воору­жен­ные выступ­ле­ния. В 73 г. началось величайшее в древности восстание рабов под руководством Спартака.

Спартак, родом фракиец, был продан за отказ от службы в римской армии в гладиаторскую школу в Капуе. Жестокое обращение, угроза смерти на арене делали положение рабов-гладиаторов тяжелым. Укрывшись на Везувии, они выбрали своими вождями Крикса, Эномая и Спартака. Последний вскоре показал себя прекрасным организатором и блестящим полководцем.


В Риме не придали особого значения бегству нескольких десятков гладиаторов. Но Спартаку удалось собрать и вооружить 10-тысячную армию. К нему бежали гладиаторы, рабы, разоренные крестьяне. Против Спартака был послан претор Клодий. Когда он пытался окружить восставших, рабы по канатам спустились со склона горы и, зайдя в тыл Клодию, разбили его отряд. Потерпел поражение и другой претор — Вариний, посланный на борьбу. Армия Спартака все росла. Присоединение свободной бедноты придало движению еще больший размах. Вскоре вся Южная Италия была охвачена восстанием.


Когда в 72 г. армия Спартака составляла уже мощную силу в 120 тыс. человек, правительство выслало против него обоих консулов. В это время в среде восставших начались разногласия. Значительная часть рабов, и среди них Спартак, хотела прорваться к Альпам и освободиться, возвратившись на родину. Беднота не хотела покидать Италию и мечтала о походе на Рим.

Спартак не решился на переход через горы и двинулся в Южную Италию. В новом походе против Спартака командования добился Марк Лициний Красс. Однако в нескольких боях он был разбит, и сенат вызвал ему на помощь наместника Македонии Марка Лициния Лукулла и Помпея, находившегося еще в Испании.

Спартак намеревался переправиться в Сицилию. Рабы принялись за изготовление плотов. В это время войска Красса и Лукулла, чтобы преградить восставшим обратный путь вырыли глубокий ров поперек перешейка. Спартак, заполнив ров павшими в боях товарищами, прорвал заслон. Чтобы осуществить свой первоначальный план, армия I Спартака направилась к порту Брундизий. Часть восставших снова отделилась, избрав своими вождями Каста и Ганника. На этот раз ослабленные расколом армии повстанцы были разбиты Крассом. В бою пал и Спартак.

Римляне пытались извлечь уроки из пережитой ими смертельной опасности. Они начали вносить изменения в свои хозяйства: старались брать рабов, происходивших из разных племен, чтобы им было труднее объединиться; отдавали предпочтение доморощенным, рабам перед покупными; в ряде случаев, вместо того, чтобы использовать труд рабов, начали сдавать земли в аренду небольшими участками свободным арендаторам.


Текст 6

Личность Спартака

Джованьоли «Спартак».

Спартак родился во Фракии, в Родопских горах. Он сражался против римлян, вторгшихся в его страну, попал в плен и за свою силу и храбрость был зачислен в римский легион, где проявил необычайную доблесть. Затем он так отличился в войне против Митридата и его союзников, что был назначен деканом – начальником отряда из десяти человек – и заслужил почетную награду – гражданский венок[62]. Но когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал из легиона и стал сражаться в рядах соотечественников против римлян. Раненный, он снова попал в плен к своим врагам. Вместо смертной казни, предписанной законом для дезертиров, он должен был стать гладиатором и был продан одному ланисте, впоследствии перепродавшему его Акциану.


Прошло не более двух лет с тех пор, как Спартак попал в ряды гладиаторов. Со своим первым ланистой он объездил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен. Другие гладиаторы тоже были мужественны и сильны, но Спартак настолько превосходил их силой и храбростью, что постоянно оставался победителем и заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах и цирках Италии.


Акциан купил фракийца за очень большие деньги – двенадцать тысяч сестерциев. Спартак принадлежал ему уже шесть месяцев, но Акциан ни разу не выпускал его в римских амфитеатрах – то ли потому, что высоко ценил Спартака как преподавателя фехтования, борьбы и гимнастики в своей школе гладиаторов, то ли потому, что слишком дорого заплатил за него, чтобы рисковать его жизнью. В случае смерти Спартака плата за него не возместила бы понесенных ланистой убытков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!