Имена прилагательные в названиях произведений художественной литературы
Составитель: Борисов Макар,
ученик 6а класса МБОУ «Лицей №2» г. Протвино.
Руководитель: Семичастнова Т.А.,
учитель русского языка и литературы
2023 год
Цель проекта – проанализировать названия школьных произведений художественной литературы для того, чтобы определить смысловую и художественную функцию имён прилагательных в тексте и названии. Задачи: - Найти в школьной программе писателей, которые в названиях произведений использовали имена прилагательные. - Узнать, какие прилагательные чаще всего встречаются в названиях художественных произведений, понять почему. - Оценить значение прилагательных в названиях литературных текстов с точки зрения проблематики всего произведения.
Актуальность темы:
Название литературного произведения раскрывает смысл именного центра благодаря имени прилагательному, использованному в заглавии произведения.
Анализ названия произведения показывает всю значимость прилагательного, которое может раскрыть проблематику произведения.
Изучение роли имени прилагательного в названии литературного произведения заинтересует шестиклассников, поможет им осознать смысл названия и понять точку зрения автора.
Гипотеза: имена прилагательные в названиях литературных произведений используются авторами не случайно, они могут передавать отношение рассказчика к герою, выражать главную идею всего рассказа, давать оценку происходящего и выполнять эстетическую функцию в произведении.
В 33 произведениях школьной программы по литературе с 5 по 7 класс встречаются качественные имена прилагательные (15%)
Александр Грин «Алые паруса»
Алые паруса – мечта. («алые» - качественное имя прилагательное)
Белый парусник под пурпурными парусами – для Ассоль символ любви и новой жизни, в которой девушка дождалась своего счастья.
«Алые паруса» А.Грина - это утверждение верного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грей, осуществивший мечту незнакомой ему девушки.
С. Аксаков «Аленький цветочек»
«Прилагательное - это самая изобразительная
часть речи. Прилагательные могут описать цвет,
запах, форму любого предмета. Рассказать
о наших чувствах, характерах, настроении.»
В. В. Виноградова (1894-1969)
Идея сказки в том, что настоящая, искренняя любовь может совершать чудеса, делая людей прекраснее.
Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор»
Чудесный – чудес а +н (качественное прилагательное)
Главная идея рассказа "Чудесный доктор" - в нашей жизни есть место «чуду», «мир не без добрых людей».
Обыкновенные чудеса происходят не только на Рождество; такие люди, как доктор Пирогов, живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду. Поэтому доктор чудесный, он, как волшебник, творит чудеса и дарит добро людям.
Константин Георгиевич Паустовский «Тёплый хлеб» качественное прилагательное -тёплый
Филя был недоверчивым, равнодушным мальчиком. Он обидел коня, и из- за этого плохого поступка наступил лютый мороз. Филька понял, что стал причиной огромной беды, и сделал всё, чтобы исправить свою ошибку.
Он сумел заслужить прощение у коня, и тогда мальчик понял, что мир прекрасен. Надо уметь с любовью и лаской относиться к другим людям, никому не отказывать в помощи.
Автор хотел сказать своим произведением, что наши собственные поступки могут стать причиной как большой беды, так и великого счастья.
В названиях литературных произведений школьной программы встречаются не только качественные, но и относительные имена прилагательные (15%)
Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»
Главной героиней сказки является именно Снежная королева, разлучившая Кая и Герду. Герда на протяжении всей сказки ищет горячо любимого друга.
Снежная – снеж + н (относительное прилагательное)
Снежная королева является отрицательным персонажем. Она властная, холодная, жестокая, своенравная, бесчувственная.
Относительное прилагательное «снежная» в названии сказки подчёркивает это.
Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник» ( Кавказский - Кавказ+ суффикс -ск-)
Основной идеей рассказа Толстого под названием «Кавказский пленник» являются события, происходившие во время войны русских с горцами на Кавказе.
Несмотря ни на что, нельзя сдаваться, нужно быть сильным духом, как Жилин. Нельзя быть трусом, нужно надеяться и верить, прилагать все усилия для победы.
Несколько названий произведений школьной программы включают в себя притяжательные имена прилагательные (3%)
Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»
В сочетании с этим именем слово «озеро» уже вызывает интерес: откуда у мальчика своё озеро? Почему это озеро названо его именем? И мы с интересом начинаем читать рассказ. Поиски заблудившегося в таёжном лесу мальчика делают повествование напряжённым. Мы уже знаем, что Васютка — парень бывалый. Жизнь в семье рыбака рядом с большой рекой и тайгой многому научила его.
В названии данного рассказа использовано притяжательное имя прилагательное (Васютка + ин), которое выражает отношение автора к герою рассказа.
Васютка не только нашёл путь к реке, но и сделал настоящее открытие: он отыскал в тайге никому не известное озеро, полное ценной рыбы. Так появилось на карте Васюткино озеро, названное в честь первооткрывателя. Так маленький человек неожиданно сделал своё первое небольшое открытие и доброе дело людям. А люди в благодарность дали озеру его имя.
Константин Георгиевич Паустовский «Заячьи лапы» (притяжательное прилагательное заячьи - заяц + суффикс -Й-)
Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки, автор поднимает проблему милосердия, доброты, говорит о взаимосвязи человека и природы.
Рассказ можно сравнить с доброй сказкой, в которой равнодушие смогли победить добротой и участием. Карл Петрович, врач, услышав историю зайца, соглашается ему помочь.
Процентное соотношение названий литературных произведений, в которых используются имена прилагательные (33%)
Вывод:
Название произведения часто ориентирует на ключевые смыслы, содержит подсказку для понимания авторской позиции.
Я выяснил, что огромную роль здесь играют имена прилагательные, которые полнее раскрывают отличительные свойства предмета, характеризуют предмет с разных сторон, придают заглавию образность, яркость, передают оценку, отношение писателя к тому, о чём он пишет. В прилагательном может быть заложен ключ к пониманию всего предыдущего или последующего контекста.