СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательскому школьному проекту по русскому языку "Имена прилагательные в названиях произведений художественной литературы (5- 7 Кл)".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлено исследование школьной программы по литературе 5- 7 классов. Цель, задачи проекта, актуальность темы, примеры, анализ произведений, словообразование имён прилагательных, выводы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательскому школьному проекту по русскому языку "Имена прилагательные в названиях произведений художественной литературы (5- 7 Кл)".»

Имена прилагательные в названиях произведений художественной литературы Составитель: Борисов Макар,  ученик 6а класса МБОУ «Лицей №2» г. Протвино. Руководитель: Семичастнова Т.А., учитель русского языка и литературы  2023 год

Имена прилагательные в названиях произведений художественной литературы

Составитель: Борисов Макар,

ученик 6а класса МБОУ «Лицей №2» г. Протвино.

Руководитель: Семичастнова Т.А.,

учитель русского языка и литературы

2023 год

 Цель проекта – проанализировать названия школьных произведений художественной литературы для того, чтобы определить смысловую и художественную функцию имён прилагательных в тексте и названии.  Задачи:  - Найти в школьной программе писателей, которые в названиях произведений использовали имена прилагательные.  - Узнать, какие прилагательные чаще всего встречаются в названиях художественных произведений, понять почему.  - Оценить значение прилагательных в названиях литературных текстов с точки зрения проблематики всего произведения.

Цель проекта – проанализировать названия школьных произведений художественной литературы для того, чтобы определить смысловую и художественную функцию имён прилагательных в тексте и названии. Задачи: - Найти в школьной программе писателей, которые в названиях произведений использовали имена прилагательные. - Узнать, какие прилагательные чаще всего встречаются в названиях художественных произведений, понять почему. - Оценить значение прилагательных в названиях литературных текстов с точки зрения проблематики всего произведения.

Актуальность темы:  Название литературного произведения раскрывает смысл именного центра благодаря имени прилагательному, использованному в заглавии произведения.  Анализ названия произведения показывает всю значимость прилагательного, которое может раскрыть проблематику произведения.  Изучение роли имени прилагательного в названии литературного произведения заинтересует шестиклассников, поможет им осознать смысл названия и понять точку зрения автора.

Актуальность темы:

Название литературного произведения раскрывает смысл именного центра благодаря имени прилагательному, использованному в заглавии произведения.

Анализ названия произведения показывает всю значимость прилагательного, которое может раскрыть проблематику произведения.

Изучение роли имени прилагательного в названии литературного произведения заинтересует шестиклассников, поможет им осознать смысл названия и понять точку зрения автора.

Гипотеза: имена прилагательные в названиях литературных произведений используются авторами не случайно, они могут передавать отношение рассказчика к герою, выражать главную идею всего рассказа, давать оценку происходящего и выполнять эстетическую функцию в произведении.

Гипотеза: имена прилагательные в названиях литературных произведений используются авторами не случайно, они могут передавать отношение рассказчика к герою, выражать главную идею всего рассказа, давать оценку происходящего и выполнять эстетическую функцию в произведении.

В 33 произведениях школьной программы по литературе с 5 по 7 класс встречаются качественные имена прилагательные (15%)

В 33 произведениях школьной программы по литературе с 5 по 7 класс встречаются качественные имена прилагательные (15%)

Александр Грин «Алые паруса»

Александр Грин «Алые паруса»

Алые паруса – мечта.  («алые» - качественное имя прилагательное)  Белый парусник под пурпурными парусами – для Ассоль символ любви и новой жизни, в которой девушка дождалась своего счастья.  «Алые паруса» А.Грина - это утверждение верного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грей, осуществивший мечту незнакомой ему девушки.

Алые паруса – мечта. («алые» - качественное имя прилагательное)

Белый парусник под пурпурными парусами – для Ассоль символ любви и новой жизни, в которой девушка дождалась своего счастья.

«Алые паруса» А.Грина - это утверждение верного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грей, осуществивший мечту незнакомой ему девушки.

С. Аксаков «Аленький цветочек» «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета. Рассказать  о наших чувствах, характерах, настроении.» В. В. Виноградова (1894-1969) Идея сказки в том, что настоящая, искренняя любовь может совершать чудеса, делая людей прекраснее.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

«Прилагательное - это самая изобразительная

часть речи. Прилагательные могут описать цвет,

запах, форму любого предмета. Рассказать

о наших чувствах, характерах, настроении.»

В. В. Виноградова (1894-1969)

Идея сказки в том, что настоящая, искренняя любовь может совершать чудеса, делая людей прекраснее.

Александр Иванович Куприн  «Чудесный доктор»

Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор»

Чудесный – чудес а +н  (качественное прилагательное)  Главная идея рассказа

Чудесный – чудес а +н (качественное прилагательное)

Главная идея рассказа "Чудесный доктор" - в нашей жизни есть место «чуду», «мир не без добрых людей».

Обыкновенные чудеса происходят не только на Рождество; такие люди, как доктор Пирогов, живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду. Поэтому доктор чудесный, он, как волшебник, творит чудеса и дарит добро людям.

Константин Георгиевич Паустовский «Тёплый хлеб»  качественное прилагательное -тёплый  Филя был недоверчивым, равнодушным мальчиком. Он обидел коня, и из- за этого плохого поступка наступил лютый мороз. Филька понял, что стал причиной огромной беды, и сделал всё, чтобы исправить свою ошибку.  Он сумел заслужить прощение у коня, и тогда мальчик понял, что мир прекрасен. Надо уметь с любовью и лаской относиться к другим людям, никому не отказывать в помощи.  Автор хотел сказать своим произведением, что наши собственные поступки могут стать причиной как большой беды, так и великого счастья.

Константин Георгиевич Паустовский «Тёплый хлеб» качественное прилагательное -тёплый

Филя был недоверчивым, равнодушным мальчиком. Он обидел коня, и из- за этого плохого поступка наступил лютый мороз. Филька понял, что стал причиной огромной беды, и сделал всё, чтобы исправить свою ошибку.

Он сумел заслужить прощение у коня, и тогда мальчик понял, что мир прекрасен. Надо уметь с любовью и лаской относиться к другим людям, никому не отказывать в помощи.

Автор хотел сказать своим произведением, что наши собственные поступки могут стать причиной как большой беды, так и великого счастья.

В названиях литературных произведений школьной программы встречаются не только качественные, но и относительные имена прилагательные (15%)

В названиях литературных произведений школьной программы встречаются не только качественные, но и относительные имена прилагательные (15%)

Ханс Кристиан Андерсен  «Снежная королева»  Главной героиней сказки является именно Снежная королева, разлучившая Кая и Герду. Герда на протяжении всей сказки ищет горячо любимого друга.

Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

Главной героиней сказки является именно Снежная королева, разлучившая Кая и Герду. Герда на протяжении всей сказки ищет горячо любимого друга.

Снежная – снеж + н  (относительное прилагательное)  Снежная королева является отрицательным персонажем. Она властная, холодная, жестокая, своенравная, бесчувственная.  Относительное прилагательное «снежная» в названии сказки подчёркивает это.

Снежная – снеж + н (относительное прилагательное)

Снежная королева является отрицательным персонажем. Она властная, холодная, жестокая, своенравная, бесчувственная.

Относительное прилагательное «снежная» в названии сказки подчёркивает это.

Лев Николаевич Толстой  «Кавказский пленник»  ( Кавказский - Кавказ+ суффикс -ск-) Основной идеей рассказа Толстого под названием «Кавказский пленник» являются события, происходившие во время войны русских с горцами на Кавказе. Несмотря ни на что, нельзя сдаваться, нужно быть сильным духом, как Жилин. Нельзя быть трусом, нужно надеяться и верить, прилагать все усилия для победы.

Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник» ( Кавказский - Кавказ+ суффикс -ск-)

Основной идеей рассказа Толстого под названием «Кавказский пленник» являются события, происходившие во время войны русских с горцами на Кавказе.

Несмотря ни на что, нельзя сдаваться, нужно быть сильным духом, как Жилин. Нельзя быть трусом, нужно надеяться и верить, прилагать все усилия для победы.

Несколько названий произведений школьной программы включают в себя притяжательные имена прилагательные (3%)

Несколько названий произведений школьной программы включают в себя притяжательные имена прилагательные (3%)

Виктор Петрович Астафьев  «Васюткино озеро»  В сочетании с этим именем слово «озеро» уже вызывает интерес: откуда у мальчика своё озеро? Почему это озеро названо его именем? И мы с интересом начинаем читать рассказ. Поиски заблудившегося в таёжном лесу мальчика делают повествование напряжённым. Мы уже знаем, что Васютка — парень бывалый. Жизнь в семье рыбака рядом с большой рекой и тайгой многому научила его.

Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»

В сочетании с этим именем слово «озеро» уже вызывает интерес: откуда у мальчика своё озеро? Почему это озеро названо его именем? И мы с интересом начинаем читать рассказ. Поиски заблудившегося в таёжном лесу мальчика делают повествование напряжённым. Мы уже знаем, что Васютка — парень бывалый. Жизнь в семье рыбака рядом с большой рекой и тайгой многому научила его.

В названии данного рассказа использовано притяжательное имя прилагательное (Васютка + ин), которое выражает отношение автора к герою рассказа. Васютка не только нашёл путь к реке, но и сделал настоящее открытие: он отыскал в тайге никому не известное озеро, полное ценной рыбы. Так появилось на карте Васюткино озеро, названное в честь первооткрывателя. Так маленький человек неожиданно сделал своё первое небольшое открытие и доброе дело людям. А люди в благодарность дали озеру его имя.

В названии данного рассказа использовано притяжательное имя прилагательное (Васютка + ин), которое выражает отношение автора к герою рассказа.

Васютка не только нашёл путь к реке, но и сделал настоящее открытие: он отыскал в тайге никому не известное озеро, полное ценной рыбы. Так появилось на карте Васюткино озеро, названное в честь первооткрывателя. Так маленький человек неожиданно сделал своё первое небольшое открытие и доброе дело людям. А люди в благодарность дали озеру его имя.

Константин Георгиевич Паустовский  «Заячьи лапы»  (притяжательное прилагательное заячьи - заяц + суффикс -Й-) Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки, автор поднимает проблему милосердия, доброты, говорит о взаимосвязи человека и природы. Рассказ можно сравнить с доброй сказкой, в которой равнодушие смогли победить добротой и участием. Карл Петрович, врач, услышав историю зайца, соглашается ему помочь.

Константин Георгиевич Паустовский «Заячьи лапы» (притяжательное прилагательное заячьи - заяц + суффикс -Й-)

Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки, автор поднимает проблему милосердия, доброты, говорит о взаимосвязи человека и природы.

Рассказ можно сравнить с доброй сказкой, в которой равнодушие смогли победить добротой и участием. Карл Петрович, врач, услышав историю зайца, соглашается ему помочь.

Процентное соотношение названий литературных произведений, в которых используются имена прилагательные (33%)

Процентное соотношение названий литературных произведений, в которых используются имена прилагательные (33%)

Вывод:    Название произведения часто ориентирует на ключевые смыслы, содержит подсказку для понимания авторской позиции.  Я выяснил, что огромную роль здесь играют имена прилагательные, которые полнее раскрывают отличительные свойства предмета, характеризуют предмет с разных сторон, придают заглавию образность, яркость, передают оценку, отношение писателя к тому, о чём он пишет. В прилагательном может быть заложен ключ к пониманию всего предыдущего или последующего контекста.

Вывод:

Название произведения часто ориентирует на ключевые смыслы, содержит подсказку для понимания авторской позиции.

Я выяснил, что огромную роль здесь играют имена прилагательные, которые полнее раскрывают отличительные свойства предмета, характеризуют предмет с разных сторон, придают заглавию образность, яркость, передают оценку, отношение писателя к тому, о чём он пишет. В прилагательном может быть заложен ключ к пониманию всего предыдущего или последующего контекста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!