СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку 2

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку 2»

Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне»

Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится

по сыне»

Жанры народной песни Принято различать эпические, лирические, лиро-эпические народные песни. В зависимости от условий бытования народные песни делятся на обрядовые и необрядовые.

Жанры народной песни

Принято различать эпические, лирические, лиро-эпические народные песни. В зависимости

от условий бытования народные песни делятся

на обрядовые и необрядовые.

Отличия летописи, былины, исторической песни  Летописи   Былины  Летописная запись последовательна и строга в отборе фактов и их описании. Поступки персонажей мотивированны, сюжет в летописи напряженный, драматический.  Исторические песни В былинах действует герой-богатырь, представить которого в жизни невозможно, многие его характеристики гиперболизированы.    Уделяется внимание не столько хронологии, последовательности событий, сколько нравственной оценке происходящего. Действуют не богатыри, наделенные сверхчеловеческой силой, а обыкновенные люди.

Отличия летописи, былины, исторической песни

Летописи

Былины

Летописная запись последовательна и строга в отборе фактов и их описании. Поступки персонажей мотивированны, сюжет в летописи напряженный, драматический.

Исторические песни

В былинах действует герой-богатырь, представить которого в жизни невозможно, многие его характеристики гиперболизированы.

 

Уделяется внимание не столько хронологии, последовательности событий, сколько нравственной оценке происходящего.

Действуют не богатыри, наделенные сверхчеловеческой силой, а обыкновенные люди.

Исторические песни XVI века    XVI век  Название песен «Взятие Казанского царства».  Идеи «Иван Грозный молится по сыне». Единство Русской земли, воплощение народного представления о личности царя  Особенности изображения персонажей Песни о Ермаке Иван Грозный — сильный и неумолимый полити­ческий деятель, беспощадный к любому изменни­ку, любящий отец, который не находит покоя после убийства сына.  Художественные особенности   Ермак в исторических песнях — народный герой, с которым необходимо считаться всем, даже царю-батюшке  Передача особого эмоционального состояния, изо­бражение переживаний героя, его внутреннего мира. Наличие элементов лиризма, проникновения в психологию героя  

Исторические песни XVI века

 

XVI век

Название песен

«Взятие Казанского царства».

Идеи

«Иван Грозный молится по сыне».

Единство Русской земли, воплощение народного представления о личности царя

Особенности изображения персонажей

Песни о Ермаке

Иван Грозный — сильный и неумолимый полити­ческий деятель, беспощадный к любому изменни­ку, любящий отец, который не находит покоя после убийства сына.

Художественные особенности

Ермак в исторических песнях — народный герой, с которым необходимо считаться всем, даже царю-батюшке 

Передача особого эмоционального состояния, изо­бражение переживаний героя, его внутреннего мира. Наличие элементов лиризма, проникновения в психологию героя

 

Художник Вячеслав Шварц. «Иван Грозный у тела убитого им сына» 1864

Художник Вячеслав Шварц.

«Иван Грозный у тела убитого им сына»

1864

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Царское место — в широком значении трон, престол русского царя, в более специфическом — почётное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере.  Самый известный подобный памятник —— в Успенском соборе Московского Кремля (так называемый Мономахов трон).

Царское место — в широком значении трон, престол русского царя, в более специфическом — почётное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере.

Самый известный подобный памятник —— в Успенском соборе Московского Кремля (так называемый Мономахов трон).

Особенности поэтики песни   Принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека Особенности поэтики песни Примеры «Эх да как угасла то свеча местная,  Внутреннее состояние лирическо­го героя передано через внешние формы Закатилась то звезда, Повторы «Эх да уж как гневно на них право­славный царь Поднебесна моя светла звездонька — «Как промеж то себя ухмыльнулися, Да он оглядается» Обращения Не стало млад царевича» Князья ухмыльнулися» «И чему-то, чему вы, бояре-князья, Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами Чему больно радостны?..» «Кручинушка», «звездонька» Краткие и усеченные формы прилагательных «Безысходна», «поднебесна», «млад», «радостны»

Особенности поэтики песни

Принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека

Особенности поэтики песни

Примеры

«Эх да как угасла то свеча местная,

Внутреннее состояние лирическо­го героя передано через внешние формы

Закатилась то звезда,

Повторы

«Эх да уж как гневно на них право­славный царь

Поднебесна моя светла звездонька —

«Как промеж то себя ухмыльнулися,

Да он оглядается»

Обращения

Не стало млад царевича»

Князья ухмыльнулися»

«И чему-то, чему вы, бояре-князья,

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Чему больно радостны?..»

«Кручинушка», «звездонька»

Краткие и усеченные формы прилагательных

«Безысходна», «поднебесна», «млад», «радостны»

В песнях XVI века центральным образом был Иван Грозный — мудрый правитель и военачальник, страшный своим внешним и внутренним врагам, противопоставляется трусливым и жадным князьям-боярам. Он очистил Московское царство, вывел боярскую измену, установил порядок. Но народ не скрывал и его отрицательные черты: жестокость, вспыльчивость, безрассудность в наказаниях людей и пр. Сочетание положительных и отрицательных черт в образе героя — новое явление в песнях. Изображение Грозного было близким к историческому прототипу.

В песнях XVI века центральным образом был Иван Грозный — мудрый правитель и военачальник, страшный своим внешним и внутренним врагам, противопоставляется трусливым и жадным князьям-боярам. Он очистил Московское царство, вывел боярскую измену, установил порядок. Но народ не скрывал и его отрицательные черты: жестокость, вспыльчивость, безрассудность в наказаниях людей и пр. Сочетание положительных и отрицательных черт в образе героя — новое явление в песнях. Изображение Грозного было близким к историческому прототипу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!