Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится
по сыне»
Жанры народной песни
Принято различать эпические, лирические, лиро-эпические народные песни. В зависимости
от условий бытования народные песни делятся
на обрядовые и необрядовые.
Отличия летописи, былины, исторической песни
Летописи
Былины
Летописная запись последовательна и строга в отборе фактов и их описании. Поступки персонажей мотивированны, сюжет в летописи напряженный, драматический.
Исторические песни
В былинах действует герой-богатырь, представить которого в жизни невозможно, многие его характеристики гиперболизированы.
Уделяется внимание не столько хронологии, последовательности событий, сколько нравственной оценке происходящего.
Действуют не богатыри, наделенные сверхчеловеческой силой, а обыкновенные люди.
Исторические песни XVI века
XVI век
Название песен
«Взятие Казанского царства».
Идеи
«Иван Грозный молится по сыне».
Единство Русской земли, воплощение народного представления о личности царя
Особенности изображения персонажей
Песни о Ермаке
Иван Грозный — сильный и неумолимый политический деятель, беспощадный к любому изменнику, любящий отец, который не находит покоя после убийства сына.
Художественные особенности
Ермак в исторических песнях — народный герой, с которым необходимо считаться всем, даже царю-батюшке
Передача особого эмоционального состояния, изображение переживаний героя, его внутреннего мира. Наличие элементов лиризма, проникновения в психологию героя
Художник Вячеслав Шварц.
«Иван Грозный у тела убитого им сына»
1864
Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Царское место — в широком значении трон, престол русского царя, в более специфическом — почётное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере.
Самый известный подобный памятник —— в Успенском соборе Московского Кремля (так называемый Мономахов трон).
Особенности поэтики песни
Принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека
Особенности поэтики песни
Примеры
«Эх да как угасла то свеча местная,
Внутреннее состояние лирического героя передано через внешние формы
Закатилась то звезда,
Повторы
«Эх да уж как гневно на них православный царь
Поднебесна моя светла звездонька —
«Как промеж то себя ухмыльнулися,
Да он оглядается»
Обращения
Не стало млад царевича»
Князья ухмыльнулися»
«И чему-то, чему вы, бояре-князья,
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Чему больно радостны?..»
«Кручинушка», «звездонька»
Краткие и усеченные формы прилагательных
«Безысходна», «поднебесна», «млад», «радостны»
В песнях XVI века центральным образом был Иван Грозный — мудрый правитель и военачальник, страшный своим внешним и внутренним врагам, противопоставляется трусливым и жадным князьям-боярам. Он очистил Московское царство, вывел боярскую измену, установил порядок. Но народ не скрывал и его отрицательные черты: жестокость, вспыльчивость, безрассудность в наказаниях людей и пр. Сочетание положительных и отрицательных черт в образе героя — новое явление в песнях. Изображение Грозного было близким к историческому прототипу.