Урок русского языка в 5а классе МАОУ СОШ №1 города Агидель имени Р.К.Холбана
Учитель: Муллакаева Данифа Хафасовна
О чем мы будем сегодня говорит?
Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
Дети долго ходят в школы,
Чтобы выучить...
Тема урока: «Глагол как часть речи»
Цели урока:
Цель:
- -формирование умения выделять глагол среди других частей речи по его значению и морфологическим признакам
- -повторение орфограмм в глаголах
Тема урока: «Глагол как часть речи»
Работа с текстом
Весна идет. Гре…т солнышко. Снег еще(не) растаял. Птицы весело щебечут на ветках. Им нужно занят…ся гнездами. Они радуют(?)ся весне. Сквозь мокрую землю пробивается весенняя трава. На дерев…ях набухли почки. Скоро они превратят(?)ся в зеленые листочки. Дыш…шь свеж..м воздухом, любуеш…ся красотой природы. Как хорошо весной!
Как определить вид глагола?
Несовершенного вида
(что делать?)
Совершенного вида
Рисовать
(что сделать?)
Нарисовать
Читать
Прочитать
Бегать
Добежать
Как определить спряжение глагола?
Они (что делают?)по ют . (1 спряжения)
Они(что делают?) прочт ут. (1спряжения)
Они(что делают?) слыш ат . (2 спряжения)
Они(что делают?) сп ят . (2 спряжения)
Физкультминутка
Выборочный диктант. Выписать из текста глаголы, объяснить в них орфограммы.
Гре…т-
(Не) растаял -
Нужно заня…ся-
Радуют…ся-
Превратят…ся -
Дыш…шь -
Любуш…ся -
Выборочный диктант. Выписать из текста глаголы, объяснить в них орфограммы.
Гре е т- глагол 2 спряжения.
Не _ растаял – частица не с глаголами пишется раздельно.
Нужно занят ь ся- нужно что сделат ь ?
Радую тся –что делаю т ?
Превратя тся – что сделаю т ?
Дыш и шь – глагол 2 спряжения.
Любуеш ь ся – глагол 2 лица ед.числа
«Третий лишний»
1.Белеет, зеленеет, синий
2.Шумел, сияет, будет греть
3.Играют, поют, смеётся
4. Сделает, напишет, рисует
5.Расскажет, говорит, спросит
6. Молчу, слушаю, скачет
Индивидуальная работа. Выписать из текста слова с другими орфограммами и объяснить их.
Сне(г/к) -
Вес..ло -
(На) ветках-
Радуются весн… -
Сквозь мокр… землю -
На дерев..ях -
Поч(?)ки -
Индивидуальная работа. Выписать из текста слова с другими орфограммами и объяснить.
Сне г - снег а
Весело - вес е лье
На ветках- на тонких ветках
Радуются весн е – чему?сущ.1 скл., в Д.п.
Сквозь мокр ую землю –сквозь землю как ую?
На дерев ь ях - разделительный Ь стоит на стыке корня и окончания
Почки, листо чк и – чк , чн без Ь
Морфологический разбор глагола
I.Идёт- глагол, что делает?, обозначает действие предмета.
II. Н.ф. –идти, постоянные морф.признаки: несов.вида, 1 спряжения, в настоящем
времени, в ед.числе, в 3-м лице.
III.Весна (что делает?) идёт. (сказуемое)
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола «растаял»
I. Растаял- глагол, что сделал?, обозначает действие предмета.
II. Н.ф. –растаять, постоянные морф.признаки: сов.вида, 1 спряжения, в прошедшем времени, в ед.числе, в м.р.
III. Снег (что сделал?) растаял (сказуемое)