СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы 7 класс. М.Шолохов "Родинка", "Нахаленок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учащимся в анализе рассказов М.Шолохова

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы 7 класс. М.Шолохов "Родинка", "Нахаленок"»

Концепция Гражданской войны в

Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова.

Гражданская война Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века? Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

Гражданская война

  • Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?
  • Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?
“ Родинка” “ Родинка”  - один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова. Перечитайте начало рассказа Как вы думаете, можно ли по первым строкам “расшифровать” рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? Обратите внимание на детали: “баранья кость”, “лошадиный пот”. Что они означают? Кто чувствует себя загнанным в рассказе? Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа?

Родинка”

  • Родинка”  - один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова.
  • Перечитайте начало рассказа
  • Как вы думаете, можно ли по первым строкам “расшифровать” рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится?
  • Обратите внимание на детали: “баранья кость”, “лошадиный пот”. Что они означают?
  • Кто чувствует себя загнанным в рассказе?
  • Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа?
“ Родинка” Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве? О чем думает Николка? Какой мотив возникает в размышлениях героя ? Как раскрывается душевное состояние Атамана? Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? 

Родинка”

  • Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве?
  • О чем думает Николка?
  • Какой мотив возникает в размышлениях героя ?
  • Как раскрывается душевное состояние Атамана?
  • Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? 
“ Родинка” Что общего между жизнью Николки и Атамана? Почему? Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм? Когда этот конфликт достигает своей кульминации? Как осознается Атаманом убийство Николки? Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?

Родинка”

  • Что общего между жизнью Николки и Атамана? Почему?
  • Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм?
  • Когда этот конфликт достигает своей кульминации?
  • Как осознается Атаманом убийство Николки?
  • Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?
Итак, … М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий. В чем,   по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова “родинка”. Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной. Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова.

Итак, …

  • М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.
  • В чем,   по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова “родинка”.
  • Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.
  • Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова.
Домашнее задание Платонов «Юшка» – прочитать (есть в учебнике)

Домашнее задание

  • Платонов «Юшка» – прочитать (есть в учебнике)
“ Нахаленок” Как протекает жизнь детей во время гражданской войны? Какими качествами наделил писатель главного героя? Найдите в тексте описание внешности героя. Как относятся окружающие к «нахалёнку»? В чём особенность речи героев рассказа Шолохова? Как связаны между собой описание природы и событий, происходящих с героями рассказа? Вспомните описание природы в ту зловещую ночь, когда погиб отец «нахалёнка». Вспомните состояние Мишки, когда он едет с донесением о банде, и состояние природы в этот момент. Каким образом Мишке удалось осуществить свою мечту, стать красным воином?

Нахаленок”

  • Как протекает жизнь детей во время гражданской войны?
  • Какими качествами наделил писатель главного героя?
  • Найдите в тексте описание внешности героя.
  • Как относятся окружающие к «нахалёнку»?
  • В чём особенность речи героев рассказа Шолохова?
  • Как связаны между собой описание природы и событий, происходящих с героями рассказа?
  • Вспомните описание природы в ту зловещую ночь, когда погиб отец «нахалёнка».
  • Вспомните состояние Мишки, когда он едет с донесением о банде, и состояние природы в этот момент.
  • Каким образом Мишке удалось осуществить свою мечту, стать красным воином?
“ Нахаленок” Каким был мир детства в страшные годы гражданской войны?

Нахаленок”

  • Каким был мир детства в страшные годы гражданской войны?
Выводы по уроку… Какова концепция гражданской войны в “Донских рассказах” М. Шолохова? Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.

Выводы по уроку…

  • Какова концепция гражданской войны в “Донских рассказах” М. Шолохова?
  • Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.
  • Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!