«Золотой» век русской литературы
Неоднозначно складывалась судьба России в первую половину XIX в. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной.
1-ю половину XIX в., время Пушкина, называют Золотым веком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно культуры.
1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.
Литература XVIII века
(подготовительный этап)
Древнерусская литература
Литература XIX века
«Золотой» век. Рывок вперёд.
Писатель-дилетант
Писатель-профессионал
Литература не основная форма деятельности
Литература – основная форма деятельности, приносящая доход
Девиз:
«Не продаётся вдохновение, но можно рукопись продать».
Русская литература = западноевропейской
Сентиментализм
романтизм
реализм
Основная форма бытования - журналистика.
«Московский журнал»
Н.М. Карамзин
«Вестник Европы»
Рубрики
Политические и общественные новости
Литература
Критика
Смесь
Русская литература
I половина XIX века
II половина XIX века
ЛИТЕРАТУРА МОНОЦЕНТРИЧНА
ЛИТЕРАТУРА ПОЛИЦЕНТРИЧНА
Периодизация литературы XIX века:
- от сентиментализма к романтизму (1800 – 1825 гг.)
- от романтизма к реализму (1826 г.- середина столетия)
- расцвет реализма (1856-1881 гг.)
- переходный период в развитии русского реализма (80-е гг.)
- 90-е годы в контексте литературного процесса 1900 гг.
РОМАНТИЗМ
И литературное направление, и особый вид мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, заключающихся в
создании собственного
идеального мира,
отличного от мира
реального.
РОМАНТИЗМ В РОССИИ
- Развивается в начале 19 века как реакция на рационализм и немотивированный (ни на чём не основанный) оптимизм классицизм а (в основе – разочарование в идеях Просвещения)
РОМАНТИЗМ ПРИШЁЛ В РОССИЮ С ЗАПАДА
Его корни уходят в средневековую поэзию трубадуров,
миннезингеров,
воспевающих любовь.
Центры романтизма :
в Германии – Йенская школа,
в Англии – Озёрная школа.
Своих вершин романтизм достигает в первой трети 19 века в творчестве немецкого писателя Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, англичанина Джорджа Байрона и француза Виктора Гюго
РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
- Сильная личность, выше окружающих;
- главное в характере – свободолюбие;
- чаще всего одинок, он один вступает в борьбу за свободу, любовь, Родину;
- герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе«за угнетённую свободу человека».
РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
Конфликт между личностью и обществом; неразрешим, несёт с собой смерть героя
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
1) Романтики первыми обращаются к истории (Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа);
2) характеры даны вне истории, история – декорация (В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»);
3) интерес к экзотическому, сильному; к необычной обстановке (для России это Крым или Кавказ с его страстными и вольными народами);
4) интерес к национальной самобытности, фольклору (Лермонтов «Песня про ... купца Калашникова»);
5) особое изображение природы – отказ от подражания ей, провозглашение права художника на преображение реальности. Романтиков интересует бурная стихия – море, горы, небо; иногда герой вступает с ней в борьбу;
6) тяготение к фантастике, смешению высокого и низкого, трагического и комического, к «ночной» стороне движения души, к интуитивному и бессознательному;
7) использование символики (например, небо, море, горы – свобода; тюрьма, келья – неволя, роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; кинжал или меч – символы борьбы за свободу);
8) отказ от иерархии жанров эпохи классицизма.