Гимназия Святителя Василия Великого
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
11 КЛАСС
Подготовила учитель
русского языка и литературы
I категории
Демина Елена Федоровна
«Колумб Замоскворечья»
Биография Александра Николаевича Островского
(1823-1886)
Детство и юность
- 1835 г. – Московская губернская гимназия
- 1840 г. – Императорский Московский университет юридическое отделение
- 1843 г. - Московский совестной суд
- Первые работы
Цели урока:
- Познакомиться с биографией А. Н. Островского
- Понять, почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»
Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы:
- Почему Малый театр называют «Домом Островского»?
- Сколько пьес отдал он театру?
- Что представляло собой Замоскворечье во времена Островского?
- Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?
- Где родился будущий писатель? Кем был его отец?
Начало драматургического творчества
Первое произведение, которое написал А. Н. Островский, - «Свои люди – сочтёмся».
Сравнивали с Н. В. Гоголем
От Гоголя:
Коллизии – столкновения противоположных интересов и стремлений у действующих лиц (женитьба, капитал, наследство)
Черты театра Островского
«Бытовой театр, если он художественный, если правдив – великое дело для новой восприимчивой публики».
А. Н. Островский
- Ориентирован на публику
- Бытовой
- Основной жанр – социально-бытовая комедия или драма
Цель драматурга - нравственность
«Покажите, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нём есть дикого, грубого, с чем он должен бороться».
А. Н. Островский
Зрелищность
1852-1859
Сотрудничество в славянофильском журнале «Москвитянин»
«Не в свои сани не садись»
«Бедность не порок»
«Не так живи, как хочется»
Главное внимание сосредотачивает на положительных героях.
«впал в примерное прикрашивание того, что не может и не должно быть прикрашиваемо».
Н. Г. Чернышевский
Домашнее задание к этому уроку
- Прочитать 2 и 3 действия пьесы.
- Охарактеризовать пары-антитезы, подготовив монологичные ответы:
1 ряд: Катерина – Кабаниха,
2 ряд: Кулигин – Дикой,
3 ряд: Катерина – Варвара.
Заслуга Островского
- Сделал один то, что в других странах делали поколения драматургов
- Создал русский национальный театр
- Сформировал школу актёрского мастерства
- Сформировал нового актёра и нового зрителя
- Особое отношение к тексту: слово – уже само по себе действие, жизнь - речь
1847-1850
«Свои люди – сочтёмся»
Использование говорящих фамилий (Большов, Подхалюзин)
Изображается пошлая и достойная осмеяния купеческая среда
Добролюбов о творчестве Островского
Цикл статей «Тёмное царство»
Черты драматургии Островского:
- Основные коллизии держатся на имущественном неравенстве
- Его пьесы приближаются к романам
- Придавал огромное значение речевой характеристике
- Портрет складывается из тех моментов, что даны в речах действующих лиц
- Не придавал значение психоанализу
Этапы творчества А. Н. Островского
С 1859
Сотрудничество с журналом «Современник»
В этот период он органически соединил в себе мастерство сатирического разоблачения «тёмного царства» и правдивого изображения характеров.
Стал изображать чиновничество, дворянство.
В основу пьес теперь кладёт конфликты между бедными и богатыми.
План ответа
- Сравнительная характеристика героев пьесы:
а) социальное положение;
б) примерный возраст;
в) биография и особенности воспитания
(если есть);
г) мечты и цели;
д) отношение героя к порядкам в городе;
е) отношение жителей Калинова к герою.
2. Значение образа персонажа для развития конфликта.