Простые и сложные предложения
Составила учитель русского языка и литературы ГОУ «Тираспольское Суворовское военное училище» Зелинская Т.Ю.
ЦЕЛИ УРОКА: ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»; ФОРМИРОВАНИЕУМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОЮЗНЫЕ И БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ СЛОЖНОГО;
- ЗАКРЕПИТЬ НАВЫК ПОСТАНОВКИ ЗАПЯТОЙ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ;
- НАУЧИТЬСЯ СТРОИТЬ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЯТЬ ЕГО ГРАНИЦЫ.
ПРОЗВЕНЕЛ УЖЕ ЗВОНОК – НАЧИНАЕМ НАШ УРОК.
В ТЕМЕ БУДЕМ РАЗБИРАТЬСЯ,
ГЛАВНОЕ – НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ!
Суворов Александр Васильевич
(1730— 1800 гг.)
Русский полководец и военный теоретик, генералиссимус. Граф Рымникский, князь Италийский. В детстве под руководством отца, генерала Василия Ивановича Суворова, соратника Петра I, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю и иностранные языки, занимался литературным творчеством, философией и историей .
Словарная работа:
ПОЛКОВОДЕЦ- ВОЕНАЧАЛЬНИК, ВОЕННЫЙ ВОЖДЬ
ГЕНЕРАЛИССИМУС -ВЫСШЕЕ ВОИНСКОЕ ЗВАНИЕ, ПРИСВОЕННОЕ ЗА ОСОБЫЕ ВОЕННЫЕ ЗАСЛУГИ
КОМПАНИЯ -ОБЩЕСТВО, ГРУППА ЛИЦ, ПРОВОДЯЩИХ ВМЕСТЕ ВРЕМЯ ИЛИ ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
КАМПАНИЯ -СОВОКУПНОСТЬ ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
АГРЕССИЯ -ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ 1 ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ГОСУДАРСТВ С ЦЕЛЬЮ ЗАХВАТА ТЕРРИТОРИЙ
АФОРИЗМ -КРАТКОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИЗРЕЧЕНИЕ
Задание: записать предложения, подчеркнуть основы, нарисовать схемы.
1.Крестьянин богатеет не деньгами, а детьми.
2. Ты стреляй редко, да метко.
3.Пуля - дура, штык - молодец .
СКОЛЬКО ОСНОВ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ В 3 ПРЕДЛОЖЕНИИ?
Пуля - дура, штык - молодец.
[-=], [-=].
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Задание: составьте предложения из данных слов:
КОГДА, ВЗЯЛ, ВОЙНА,
СУВОРОВ, ТУРЕЦКАЯ ,
ЗАКОНЧИЛАСЬ, ИЗМАИЛ.
УПАЛ, ЛОШАДЬ,
СУВОРОВ,
РАНИЛ,
ВРАГ.
А, СЛУШАЮТ
СУВОРОВ,
СОЛДАТЫ,
ГОВОРИТ.
Турецкая война закончилась, когда Суворов взял Измаил. [-=], (когда…).
Суворов говорит, а солдаты внимательно слушают. [-=], а [-=].
Враг ранил лошадь,
Суворов упал. [-=], [-=].
По способу соединения простых предложений сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные .
Части бессоюзных предложений соединены интонационно и по смыслу . Связь между частями сложного предложения бессоюзная.
В союзных предложениях в качестве связующего средства выступают союзы и союзные слова (о том, что такое «союзные слова», вы узнаете позже).
Расставить знаки препинания:
Военные теоретики до сих пор ломают голову над непростой задачей которую задал А.В. Суворов.
За 40 лет военной карьеры он выиграл более 60 крупных сражений и не допустил ни одного поражения.
Противник ни разу не владел инициативой на том поле боя где командовал А.В. Суворов.
- “ СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ, ЧТО…”
- “ ТЕПЕРЬ Я УМЕЮ …”
- “ Я ЗНАЮ, ЧТО …”
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!