Урок русского языка в 9 классе
по теме:
«Строение
сложноподчиненных предложений»
Цели урока:
- обучающие: изучить и первично закрепить новые знания о сложноподчинённых предложениях; учить ребят находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного предложения, средства его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными;
- развивающая: развивать познавательный интерес;
- воспитательная: воспитывать интерес к словесности.
Предложения
Простые
Сложные
Союзные
Бессоюзные
Сложноподчинённые
Сложносочинённые
Части соединены
Части соединены
интонацией и
интонацией и
сочинительными
подчинительными
союзами
союзами или союзными
словами
Определите вид предложения
О матерях можно рассказывать бесконечно.
[ ]. ПП.
Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос.
[ ],[ ]. БСП.
В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной.
[ ], и [ ]. ССП
Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.
[ ], (чья…). СПП
Сложноподчинённое предложение
Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.
[ ], (чья…).
Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, например: Я не знал, что он собирается уехать.(Союз) Я не знал, что он собирается делать.(Союзное слово) Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений.
[ Я слушаю], (как снежный ком растёт) и ( вечность бьёт на каменных часах).
[Тихое утро полно такой свежести], (будто воздух промыли родниковой водой).
[ Я вас любил так искренно, так нежно], (как дай вам бог любимой быть другим).
Определить структуру СПП. Укажите грамматические основы и средства связи. Составьте схемы.
- 1. Мы замечаем воздух, когда его начинает не хватать.
- 2. Чтобы много знать, надо много читать.
- 3.Там, где небо сходится с землею, пламенела полоса заката.
- 4.Мы наслаждаемся воздухом, когда потянет влагой с юга, когда промыт он майским дождем.
- 5. Живопись важна тем, что художник замечает то, чего мы совсем не видим.
- 6.Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь входит что-то новое.
Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически.
[ ], ( ).
( ), [ ].
[ , ( ), ]
( ), [ ], ( ).
[ ], ( ), ( ).
( ), ( ), [ ].
выводы
- 1 . СПП состоит из главного и одного или нескольких придаточных.
- 2. Придаточное может стоять перед, после и в середине главного предложения.
- 3. В СПП придаточное может пояснять главное предложение или другое придаточное.
- 4. Придаточное предложение отделяется от главного запятой, а в середине главного – двумя запятыми.
Лингвистический эксперимент
«Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.
- Расставьте знаки препинания в данном предложении.
- Переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым.
- Запишите и подчеркните грамматические основы.
- Начертите схему сложноподчинённого предложения.
Ключ
«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, /повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли/.
[«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение],( которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли).
[сущ.], (которое…).
Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. Составьте схему предложения. Замените его сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы: почему? по какой причине?
[Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], и [автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей]. [ ], и [ ].
Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], (поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей).
[ ], ( ).
Виды придаточных предложений
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным (дополнительным )
[Знаю я], (что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь).(С.Есенин)
[Иван Петрович расспрашивал детей], (не устали ли они в дороге).
Сложноподчинённые с придаточным определительным .
[Мы любим дом], (где любят нас).
[И смотрит седая скала в глубину],( где ветер качает и гонит волну).(Я.Полонский)
[Он посмотрел в ту сторону],( откуда раздавался крик).
Сложноподчинённые с придаточным обстоятельственным
[Я вернусь],(когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). (С.Есенин)
(Чтобы понимать музыку), [надо прежде всего её слушать]. (Д.Шостакович)
Домашнее задание :
П. 205 в «Теории», в «Практике» упр. 103.
Желаю успехов !