СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Строение сложноподчиненных предложений."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой опорный и иллюстративный  материал для первых уроков по теме "Сложноподчиненное предложение" и  составлена на основе УМК под ред. В. В. Бабайцевой.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Строение сложноподчиненных предложений."»

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Строение сложноподчиненных предложений»

Урок русского языка в 9 классе

по теме:

«Строение

сложноподчиненных предложений»

Цели урока: обучающие: изучить и первично закрепить новые знания о сложноподчинённых предложениях; учить ребят находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного предложения, средства его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными;  развивающая: развивать познавательный интерес;  воспитательная: воспитывать интерес к словесности.

Цели урока:

  • обучающие: изучить и первично закрепить новые знания о сложноподчинённых предложениях; учить ребят находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного предложения, средства его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными;

  • развивающая: развивать познавательный интерес;

  • воспитательная: воспитывать интерес к словесности.
Предложения Простые Сложные Союзные Бессоюзные Сложноподчинённые Сложносочинённые Части соединены Части соединены интонацией и интонацией и сочинительными подчинительными союзами союзами или союзными словами

Предложения

Простые

Сложные

Союзные

Бессоюзные

Сложноподчинённые

Сложносочинённые

Части соединены

Части соединены

интонацией и

интонацией и

сочинительными

подчинительными

союзами

союзами или союзными

словами

Определите вид предложения О матерях можно рассказывать бесконечно. [ ]. ПП. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. [ ],[ ]. БСП. В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной. [ ], и [ ]. ССП Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. [ ], (чья…). СПП

Определите вид предложения

О матерях можно рассказывать бесконечно.

[ ]. ПП.

Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос.

[ ],[ ]. БСП.

В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной.

[ ], и [ ]. ССП

Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.

[ ], (чья…). СПП

Сложноподчинённое предложение Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. [ ], (чья…).

Сложноподчинённое предложение

Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.

[ ], (чья…).

Сложноподчинённые предложения -   это такие предложения, в которых одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, например:  Я не знал, что он собирается уехать.(Союз)  Я не знал, что он собирается делать.(Союзное слово)  Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. [ Я слушаю], (как снежный ком растёт) и ( вечность бьёт на каменных часах). [Тихое утро полно такой свежести], (будто воздух промыли родниковой водой). [ Я вас любил так искренно, так нежно], (как дай вам бог любимой быть другим).

Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, например: Я не знал, что он собирается уехать.(Союз) Я не знал, что он собирается делать.(Союзное слово) Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений.

[ Я слушаю], (как снежный ком растёт) и ( вечность бьёт на каменных часах).

[Тихое утро полно такой свежести], (будто воздух промыли родниковой водой).

[ Я вас любил так искренно, так нежно], (как дай вам бог любимой быть другим).

Определить структуру СПП. Укажите грамматические основы и средства связи. Составьте схемы. 1. Мы замечаем воздух, когда его начинает не хватать. 2. Чтобы много знать, надо много читать. 3.Там, где небо сходится с землею, пламенела полоса заката. 4.Мы наслаждаемся воздухом, когда потянет влагой с юга, когда промыт он майским дождем. 5. Живопись важна тем, что художник замечает то, чего мы совсем не видим. 6.Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь входит что-то новое.

Определить структуру СПП. Укажите грамматические основы и средства связи. Составьте схемы.

  • 1. Мы замечаем воздух, когда его начинает не хватать.
  • 2. Чтобы много знать, надо много читать.
  • 3.Там, где небо сходится с землею, пламенела полоса заката.
  • 4.Мы наслаждаемся воздухом, когда потянет влагой с юга, когда промыт он майским дождем.
  • 5. Живопись важна тем, что художник замечает то, чего мы совсем не видим.
  • 6.Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь входит что-то новое.
Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически. [ ], ( ). ( ), [ ]. [ , ( ), ] ( ), [ ], ( ). [ ], ( ), ( ). ( ), ( ), [ ].

Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически.

[ ], ( ).

( ), [ ].

[ , ( ), ]

( ), [ ], ( ).

[ ], ( ), ( ).

( ), ( ), [ ].

выводы 1 . СПП состоит из главного и одного или нескольких придаточных. 2. Придаточное может стоять перед, после и в середине главного предложения. 3. В СПП придаточное может пояснять главное предложение или другое придаточное. 4. Придаточное предложение отделяется от главного запятой, а в середине главного – двумя запятыми.

выводы

  • 1 . СПП состоит из главного и одного или нескольких придаточных.
  • 2. Придаточное может стоять перед, после и в середине главного предложения.
  • 3. В СПП придаточное может пояснять главное предложение или другое придаточное.
  • 4. Придаточное предложение отделяется от главного запятой, а в середине главного – двумя запятыми.
Лингвистический эксперимент «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. Расставьте знаки препинания в данном предложении. Переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым. Запишите и подчеркните грамматические основы. Начертите схему сложноподчинённого предложения.

Лингвистический эксперимент

«Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.

  • Расставьте знаки препинания в данном предложении.
  • Переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым.
  • Запишите и подчеркните грамматические основы.
  • Начертите схему сложноподчинённого предложения.
Ключ   «Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, /повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли/.   [«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение],( которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли).  [сущ.], (которое…).

Ключ

«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, /повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли/.

[«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение],( которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли).

[сущ.], (которое…).

Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.   Составьте схему предложения. Замените его сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы: почему? по какой причине?

Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. Составьте схему предложения. Замените его сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы: почему? по какой причине?

        [Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], и [автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей].  [ ], и [ ]. Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], (поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей). [ ], ( ).

[Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], и [автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей]. [ ], и [ ].

Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], (поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей).

[ ], ( ).

Виды придаточных предложений Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным (дополнительным ) [Знаю я], (что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь).(С.Есенин) [Иван Петрович расспрашивал детей], (не устали ли они в дороге). Сложноподчинённые с придаточным определительным . [Мы любим дом], (где любят нас). [И смотрит седая скала в глубину],( где ветер качает и гонит волну).(Я.Полонский) [Он посмотрел в ту сторону],( откуда раздавался крик). Сложноподчинённые с придаточным обстоятельственным [Я вернусь],(когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). (С.Есенин) (Чтобы понимать музыку), [надо прежде всего её слушать]. (Д.Шостакович)

Виды придаточных предложений

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным (дополнительным )

[Знаю я], (что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь).(С.Есенин)

[Иван Петрович расспрашивал детей], (не устали ли они в дороге).

Сложноподчинённые с придаточным определительным .

[Мы любим дом], (где любят нас).

[И смотрит седая скала в глубину],( где ветер качает и гонит волну).(Я.Полонский)

[Он посмотрел в ту сторону],( откуда раздавался крик).

Сложноподчинённые с придаточным обстоятельственным

[Я вернусь],(когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). (С.Есенин)

(Чтобы понимать музыку), [надо прежде всего её слушать]. (Д.Шостакович)

Домашнее задание :  П. 205 в «Теории», в «Практике» упр. 103. Желаю успехов !

Домашнее задание :

П. 205 в «Теории», в «Практике» упр. 103.

Желаю успехов !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!