Кейсовый метод при формировании читательской грамотности
Учитель русского языка
и литературы
Абрамова Ольга Александровна
Что такое кейс?
От английского case (портфель, небольшой чемодан), от латинского casus (сложный, запутанный случай).
Это метод активного проблемно–ситуационного анализа , основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией.
Как кейс-метод способствует развитию читательской грамотности
Способствует развитию следующих результатов:
Учебные
1. Усвоение новой информации
2.Освоение метода сбора данных
3.Освоение метода анализа
4. Умение работать с текстом
5. Соотнесение теоретических и практических знаний
Образовательные
1. Создание авторского продукта
2. Образование и достижение личных целей
3. Повышение уровня коммуникативных навыков
4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
Читательские умения
группа1:
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации из текста.
группа2:
Интегрировать и интерпретировать информацию
группа3:
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
группа4:
Использовать информацию из текста для ориентирования в жизненных ситуациях
Примеры кейсов Волк и белка (Л.Н.Толстой)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Задание 1 Какие выражения соответствуют содержанию текста ?
А. Волк – хищное животное.
Б. Волк злой, потому что ему зло сердце жжет
В. Белки добры, потому что никому зла не делают
Г. Белка – запасливый зверек.
При выполнении задания № 1
у обучающихся развивается 1 группа читательских умений.
Находить и извлекать информацию из текста
Задание 2
Почему белка ушла на дерево?
(3 группа читательских умений)
Задание 3
Какие моральные ценности доносит рассказ?
(3 группа читательских умений)
Практикум
ВОЛК , -а, мн. -и, -ов, м. Хищное животное сем. псовых. Волка ноги кормят (посл.). С волками жить - по-волчьи выть (посл.). Валков бояться – в лес не ходить (посл.). Как волка ни корми, все в лес смотрит (посл.). Непервая волку зима (посл. о том, кому не впервой встречаться с трудностями,переносить тяготы). Голоден как в. (очень голоден).
БЕЛКА , -и, ж. Небольшой лесной зверек-грызун с пушистым хвостом. Как б. в колесе вертеться (суетиться, быть в постоянных хлопотах; разг.). - Будет вам и белка, будет и свисток (разг. шутл., часто ирон.) - обещание чего-н. приятного, хорошего. II прил. беличий, -ья, -ье. Беличья шубка. Семейство беличьих (сущ.).
https://slovarozhegova.ru
Волк и белка (Л.Н.Толстой)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Вопросы
- Найдите сходство в поведении белки из текста 1 и текста 2.
2. Какая группа читательских умений развивается?
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.