СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Тропы. Фигуры речи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Тропы. Фигуры речи"»

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ   ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ Изобразительные средства – используются автором, чтобы вызвать у читателя зримый образ художественного мира литературного произведения. Выразительные средства - используются автором, чтобы пробудить у читателя личное отношение к происходящему, определённые чувства

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ

  • Изобразительные средстваиспользуются автором, чтобы вызвать у читателя зримый образ художественного мира литературного произведения.
  • Выразительные средства - используются автором, чтобы пробудить у читателя личное отношение к происходящему, определённые чувства
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ Тщательный  выбор художественно точных, выразительных слов Звуковые изобразительно- выразительные средства  Словесные изобразительно- выразительные средства

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ

Тщательный

выбор

художественно

точных,

выразительных

слов

Звуковые

изобразительно-

выразительные

средства

Словесные

изобразительно-

выразительные

средства

Тщательный выбор  художественно точных, выразительных слов  1.1 Использование синонимов, синонимических рядов, антонимов, паронимов, омонимов 1.2Использование особых лексических ресурсов:  историзмов, архаизмов,  неологизмов, славянизмов,  заимствованных слов, диалектных слов,  просторечных слов, профессиональных слов,  традиционно-поэтических, народно-поэтических,  фразеологизмов (бытовые, мифологические, библейские),  крылатых выражений

Тщательный выбор

художественно точных, выразительных слов

  • 1.1 Использование
  • синонимов, синонимических рядов,
  • антонимов,
  • паронимов,
  • омонимов
  • 1.2Использование особых лексических ресурсов:

историзмов, архаизмов,

неологизмов, славянизмов,

заимствованных слов, диалектных слов,

просторечных слов, профессиональных слов,

традиционно-поэтических, народно-поэтических,

фразеологизмов (бытовые, мифологические, библейские),

крылатых выражений

Словесные  изобразительно-выразительные средства  ТРОПЫ  - ЭПИТЕТ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ  ФИГУРЫ  - АНАФОРА  - ЭПИФОРА  - СТЫК  - АНТИТЕЗА  - ГРАДАЦИЯ  - ОКСЮМОРОН  - ОСТРОТА  - аллюзия  - ПАРАЛЛЕЛИЗМ  - парцелляция  - РЕФРЕН  - РИТОРИЧЕСКИЙ  ВОПРОС  - УМОЛЧАНИЕ - ЭЛЛИПСИС  - ИНВЕРСИЯ СРАВНЕНИЕ МЕТАФОРА (МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ЭПИТЕТ)  - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  - АЛЛЕГОРИЯ  - ПЕРИФРАЗ (+ ЭВФЕМИЗМ)  - МЕТОНИМИЯ (+СИНЕГДОХА)  - ИРОНИЯ (+САРКАЗМ)  - ГИПЕРБОЛА  - ЛИТОТА

Словесные изобразительно-выразительные средства

ТРОПЫ

- ЭПИТЕТ

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ

ФИГУРЫ

- АНАФОРА

- ЭПИФОРА

- СТЫК

- АНТИТЕЗА

- ГРАДАЦИЯ

- ОКСЮМОРОН

- ОСТРОТА

- аллюзия

- ПАРАЛЛЕЛИЗМ

- парцелляция

- РЕФРЕН

- РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

- УМОЛЧАНИЕ

- ЭЛЛИПСИС

- ИНВЕРСИЯ

  • СРАВНЕНИЕ
  • МЕТАФОРА (МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ЭПИТЕТ)

- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

- АЛЛЕГОРИЯ

- ПЕРИФРАЗ (+ ЭВФЕМИЗМ)

- МЕТОНИМИЯ (+СИНЕГДОХА)

- ИРОНИЯ (+САРКАЗМ)

- ГИПЕРБОЛА

- ЛИТОТА

 ЭПИТЕТ -  художественное определение, вызывающее зримый образ, целостное представление о человеке, предмете, явлении   - Изобразительные: выделяют существенные признаки  золотые листья   - Лирические: выражают отношение автора  очаровательное утро   - Изобразительно-лирические: соединяют оба элемента  величавая ширина Днепра   - Постоянные: характерны для фольклора  чистое поле, красна девица

ЭПИТЕТ - художественное определение, вызывающее зримый образ, целостное представление о человеке, предмете, явлении

- Изобразительные: выделяют существенные признаки

золотые листья

- Лирические: выражают отношение автора

очаровательное утро

- Изобразительно-лирические: соединяют оба элемента

величавая ширина Днепра

- Постоянные: характерны для фольклора

чистое поле, красна девица

 СРАВНЕНИЕ -  сопоставление одного явления, предмета с другим.  - Прямое -- Обороты со сравнительными союзами (как, словно, будто, точно, что, как будто) Лес словно терем расписной. (И. Бунин) сравнительная степень прилагательного Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов) Творительный падеж Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Б. Горбатов  - Лексическое -- при помощи слов подобный, похожий и т.д  - Отрицательное -- Не ... -.. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи …  - Развёрнутое -- касается ряда признаков сложного явления  XI строфа стихотворения Пушкина

СРАВНЕНИЕ - сопоставление одного явления, предмета с другим.

- Прямое -- Обороты со сравнительными союзами (как, словно, будто, точно, что, как будто)

Лес словно терем расписной. (И. Бунин) сравнительная степень прилагательного Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов)

Творительный падеж

Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Б. Горбатов

- Лексическое -- при помощи слов подобный, похожий и т.д

- Отрицательное -- Не ... -.. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи …

- Развёрнутое -- касается ряда признаков сложного явления

XI строфа стихотворения Пушкина "Осень - поэтическое

творчество сравнивается с движением ко рабля.

 МЕТАФОРА -  скрытое сравнение, перенос значения по сходству.  Пустых небес прозрачное стекло. (А. Ахматова)  Мы пойдем ломить стеною. (М. Лермонтов)    Метафорический эпитет:  Отговорила роща золотая  Березовым веселым языком. (С. Есенин)

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, перенос значения по сходству. Пустых небес прозрачное стекло.

(А. Ахматова) Мы пойдем ломить стеною.

(М. Лермонтов)

Метафорический эпитет:

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком. (С. Есенин)

Олицетворение  -  перенос свойств человека на неодушевленные предме­ты, явления природы, животных.  Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана  ( Лермонтов)  Аллегория -  иносказание.  Басня И. Крылова

Олицетворение - перенос свойств человека на неодушевленные предме­ты, явления природы, животных. Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана ( Лермонтов)

Аллегория - иносказание.

Басня И. Крылова "Волк на псарне ".

Перифраз -  замена слова описательными выражениями .  Петр I =

Перифраз - замена слова описательными выражениями . Петр I = "Герой Полтавы". Эвфемизм замена нежелательных слов. Жить да жить, но каждыый час готовым быть к отлёту. ( А.Твардовский)

 Метонимия - перенос значений по смежности явлений: а) с содержимого на содержащее: ковши круговые... шипят; б) с человека на одежду: и вы, мундиры голубые; в) с людей на место: село обрадовано; завод решил; г) с произведения на автора: купил Репина, принес Гоголя; д) с вещи на материал: не то на серебре, на золоте едал;  е) с действия на орудие: перо его местию дышит.  Синекдоха - разновидность метонимии: а) обозначение целого через его часть: все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин); б) употребление единственного числа вместо множественного швед, русский - колет, рубит, режет (А. Пушкин)

Метонимия - перенос значений по смежности явлений:

а) с содержимого на содержащее: ковши круговые... шипят;

б) с человека на одежду: и вы, мундиры голубые;

в) с людей на место: село обрадовано; завод решил;

г) с произведения на автора: купил Репина, принес Гоголя;

д) с вещи на материал: не то на серебре, на золоте едал;

е) с действия на орудие: перо его местию дышит.

Синекдоха - разновидность метонимии:

а) обозначение целого через его часть: все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин);

б) употребление единственного числа вместо множественного

швед, русский - колет, рубит, режет (А. Пушкин)

 Ирония - употребление слова в смысле, противоположном прямому.  Отколе, умная, бредешь ты, голова? [Лиса – Ослу ] (  И . Крылов).   Сарказм  - злая, горькая насмешка.

Ирония - употребление слова в смысле, противоположном прямому. Отколе, умная, бредешь ты, голова? [Лиса – Ослу ] ( И . Крылов).

Сарказм - злая, горькая насмешка.

Гипербола  -  художественное преувеличение.   Богатырский конь через лес перепрыгивает.   Литота -  художественное преуменьшение.   Мальчик с пальчик

Гипербола - художественное преувеличение. Богатырский конь через лес перепрыгивает. Литота - художественное преуменьшение. Мальчик с пальчик

Фигуры речи как выразительные средства языка

Фигуры речи как выразительные

средства языка

 Поэтические (стилистические) фигуры речи - особые сочетания слов, синтаксические конструкции, имеющие целью усиление изобразительности и выразительности текста. Анафора -  повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.  Клянусь я первым днем творенья.  Клянусь его последним днем.  Клянусь позором преступленья  И вечной правды торжеством  (М Лермонтов) Эпифора -  повторение слова или словосочетания в конце строки.  Степям и дорогам не кончен счет.  Камням и порогам не найден счет  (Э. Багрицкий)

Поэтические (стилистические) фигуры речи - особые сочетания слов, синтаксические конструкции, имеющие целью усиление изобразительности и выразительности текста.

Анафора - повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Клянусь я первым днем творенья.

Клянусь его последним днем.

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством

(М Лермонтов)

Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце строки.

Степям и дорогам не кончен счет.

Камням и порогам не найден счет (Э. Багрицкий)

  Стык - повторение слова или словосочетания в конце одной фразы и в начале другой.  Повалился он на холодный снег,  На холодный снег, будто сосенка,  Будто сосенка во сыром бору...  (М. Лермонтов)   Антитеза  - противопоставление, контраст.  Я царь —я раб, я червь —я Бог!  (Г. Державин)

Стык - повторение слова или словосочетания в конце одной фразы и в начале другой.

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору...

(М. Лермонтов)

Антитеза - противопоставление, контраст.

Я царь —я раб, я червь —я Бог!

(Г. Державин)

 Градация - расположение слов и выражений по возрастающей (восходящей) и убывающей (нисходящей) значимости.  Восходящая:   Принес- и ослабел, и лег  Под сводом шалаша на лыки,  И умер бедный раб у ног  Непобедимого владыки .  (А. Пушкин)   Нисходящая:   Принес он смертную смолу  Да ветвь с увядшими листами.  (А. Пушкин)

Градация - расположение слов и выражений по возрастающей (восходящей) и убывающей (нисходящей) значимости.

Восходящая:

Принес- и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки .

(А. Пушкин) Нисходящая:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами.

(А. Пушкин)

 Оксюморон (оксиморон) - сочетание противоположных по значению слов.

Оксюморон (оксиморон) - сочетание противоположных по значению слов.

" Живой труп ". (Л. Толстой)

С кем мне поделиться

Той грустной радостью ,

что я остался жив? (С. Есенин)

Острота - неожиданное сближение понятий, сочетаний слов.

Выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля . (А. Пушкин )

Аллюзия – употребление намёка на хорошо известный факт или цитату из другого произведения.

… Нас бросала молодость

На кронщтадский лед… (намёк на подавление мятежа в Кронштаде в 1921 г.)

Параллелизм - расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций.  Под полозьями поле скрипит,  Под дугой колокольчик гремит. (Я. Полонский)  Парцелляция – стилистическая фигура,  состоящая в разделении единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных частей.  Жена называла его – чудик. Иногда ласково. (В.Шукшин) Повторение - повторение слова, строки с целью привлечения к ним особого внимания. (Повторение и стык - не всегда одно и то же.)  Как пошли наши ребята  В красной гвардии служить –  В красной гвардии служить –  Буйну голову сложить. (Э. Багрицкий) Рефрен -

Параллелизм - расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций.

Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит. (Я. Полонский)

Парцелляция – стилистическая фигура, состоящая в разделении единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных частей.

Жена называла его – чудик. Иногда ласково. (В.Шукшин)

Повторение - повторение слова, строки с целью привлечения к ним особого внимания. (Повторение и стык - не всегда одно и то же.)

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить –

В красной гвардии служить –

Буйну голову сложить. (Э. Багрицкий)

Рефрен - "припев", повторение строки в конце строфы.

Риторический вопрос (риторическое восклицание, риторическое обращение) -  обращение к условному собеседнику, не требующее ответа, а только усиливающее эмоциональное воздействие на читателя. Жизни мышья беготня ... Что тревожишь ты меня? (А. Пушкин) Земля-владычица! К тебе чело склонил я  (В Соловьев) Узнаю тебя, жизнь ! Принимаю! И приветствую звоном щита! (А. Блок)

Риторический вопрос (риторическое восклицание, риторическое обращение) -

обращение к условному собеседнику, не требующее ответа, а только усиливающее эмоциональное воздействие на читателя.

Жизни мышья беготня ...

Что тревожишь ты меня? (А. Пушкин)

Земля-владычица! К тебе чело склонил я

(В Соловьев)

Узнаю тебя, жизнь ! Принимаю!

И приветствую звоном щита! (А. Блок)

Умолчание - прием, который дает читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.  Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные, родимые черты! (И. Бунин) Эллипсис - пропуск тех или иных компонентов высказывания. ...Ружье из чехла, и туда - я за ним .  (М. Лермонтов) Инверсия - необычный порядок слов в предложении. Пусть бандой окружат нанятой ...  (В. Маяковский)

Умолчание - прием, который дает читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные, родимые черты! (И. Бунин)

Эллипсис - пропуск тех или иных компонентов высказывания.

...Ружье из чехла, и туда - я за ним .

(М. Лермонтов)

Инверсия - необычный порядок слов в предложении.

Пусть бандой окружат нанятой ...

(В. Маяковский)

Богатый и в будни пирует, А бедный и в праздник горюет. Антитеза И опять стреляют, как в живого, В мертвого. В убитого. В меня. Парцелляция Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг! И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг! Инверсия, синтаксический параллелизм

Богатый и в будни пирует,

А бедный и в праздник горюет.

Антитеза

И опять стреляют, как в живого,

В мертвого. В убитого. В меня.

Парцелляция

Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг!

И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг!

Инверсия, синтаксический параллелизм

Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. Градация Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает. Метафора Юрий Бондарев

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

Градация

Нос корабля, заря жизни,

град пуль, закат пылает.

Метафора

Юрий Бондарев "Горячий снег "

Оксюморон

Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. Риторическое обращение, эпитет, олицетворение Зима мягко и сыро лежала на крышах. Метафора Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? Метонимия Он громко рыдающе засмеялся  Оксюморон

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Риторическое обращение, эпитет, олицетворение

Зима мягко и сыро лежала на крышах.

Метафора

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?

Метонимия

Он громко рыдающе засмеялся

Оксюморон

 Аллитерация - усиление изобразительности путем повторения согласных звуков.  Я вижу молнии из мглы  И морок мраморного грома...  (А. Белый)  Ассонанс - усиление изобразительности путем повторения гласных звуков. Суровою зимой я более доволен.  (А. Пушкин)

Аллитерация - усиление изобразительности путем повторения согласных звуков.

Я вижу молнии из мглы

И морок мраморного грома...

(А. Белый)

Ассонанс - усиление изобразительности путем повторения гласных звуков.

Суровою зимой я более доволен.

(А. Пушкин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!