СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Проблема добра и зла в стихотворении А.С Пушкина "Анчар"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация будет удачным сопровождением на уроке по изучению и анализу стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Проблема добра и зла в стихотворении А.С Пушкина "Анчар"»

Тема урока:  Проблема (?) в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар»

Тема урока:

Проблема (?) в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар»

История создания стихотворения А.С.Пушкина «Анчар» Некий путешественник доктор Фурш в журнальной статье рассказал, что на острове Ява произрастает ядоносное древо, вокруг которого «...земля на 4 или 5 часов около сего дерева суха и не производит никаких плодов... За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали», а главное, что «государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за... ядом, а они соглашаются на это, поскольку терять им нечего, в случае же удачи им не только даруется жизнь, но и назначается пожизненное содержание».

История создания стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»

  • Некий путешественник доктор Фурш в журнальной статье рассказал, что на острове Ява произрастает ядоносное древо, вокруг которого «...земля на 4 или 5 часов около сего дерева суха и не производит никаких плодов... За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали», а главное, что «государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за... ядом, а они соглашаются на это, поскольку терять им нечего, в случае же удачи им не только даруется жизнь, но и назначается пожизненное содержание».
Вопросы и задания для анализа стихотворения Каковы особенности композиции? Из скольких смысловых частей состоит стихотворение? На основе этого определите проблему стихотворения. Перечитайте первую строфу и сделайте её схематический рисунок. Как вы понимаете смысл названия стихотворения? Что такое «анчар»?

Вопросы и задания для анализа стихотворения

  • Каковы особенности композиции? Из скольких смысловых частей состоит стихотворение?
  • На основе этого определите проблему стихотворения.
  • Перечитайте первую строфу и сделайте её схематический рисунок.
  • Как вы понимаете смысл названия стихотворения? Что такое «анчар»?
Что такое «анчар»? Анчар (Antiaris), род растений семейства тутовых. Однодомные деревья или кустарники. Цветки невзрачные, мужские - в плоских головчатых соцветиях, женские - одиночные. 5-6 видов в тропиках Азии, Африки. Анчар (Anthiaris Lesch.), род древовидных растений, распространенных в Малайском архипелаге, Ост-Индии и Австралии из семейства крапивных. АНЧА'Р , а, м. [малайск. ancar]. Дерево Малайского архипелага с ядовитым соком.

Что такое «анчар»?

  • Анчар (Antiaris), род растений семейства тутовых. Однодомные деревья или кустарники. Цветки невзрачные, мужские - в плоских головчатых соцветиях, женские - одиночные. 5-6 видов в тропиках Азии, Африки.
  • Анчар (Anthiaris Lesch.), род древовидных растений, распространенных в Малайском архипелаге, Ост-Индии и Австралии из семейства крапивных.
  • АНЧА'Р , а, м. [малайск. ancar]. Дерево Малайского архипелага с ядовитым соком.
Особенности пейзажа 1-ой строфы Что подчеркивает Пушкин в описании природы?  Что такое «вселенная»? Назовите контекстный синоним к слову «вселенная» в 1-ой строфе. Каковы в целом особенности пустынь? Какое выразительное средство помогает глубже понять сущность пустыни? Чего не хватает в пустыне?

Особенности пейзажа 1-ой строфы

  • Что подчеркивает Пушкин в описании природы?
  • Что такое «вселенная»?
  • Назовите контекстный синоним к слову «вселенная» в 1-ой строфе.
  • Каковы в целом особенности пустынь?
  • Какое выразительное средство помогает глубже понять сущность пустыни?
  • Чего не хватает в пустыне?
2-3 строфы Какой закон жизни «зашифровал» Пушкин во 2-ой строфе? Каковы причины появления анчара, древа зла? Какой на основании этого можно сделать вывод?  «Если бездействует добро, то зарождается и начинает действовать зло».  Какая картина рисуется в третьей строфе?

2-3 строфы

  • Какой закон жизни «зашифровал» Пушкин во 2-ой строфе?
  • Каковы причины появления анчара, древа зла?
  • Какой на основании этого можно сделать вывод?
  • «Если бездействует добро, то зарождается и начинает действовать зло».
  • Какая картина рисуется в третьей строфе?
4-5 строфы Какой закон природы «зашифрован» в 4-ой строфе?  «Всё живое сторонится зла». Что же символизирует собой «вихорь черный», носитель зла? С чем в реальной жизни можно сравнить действие вихря?  Какой закон природы «зашифрован» в 5-ой строфе?  «Если добро приходит с опозданием, оно отравляется злом».

4-5 строфы

  • Какой закон природы «зашифрован» в 4-ой строфе?
  • «Всё живое сторонится зла».
  • Что же символизирует собой «вихорь черный», носитель зла?
  • С чем в реальной жизни можно сравнить действие вихря?
  • Какой закон природы «зашифрован» в 5-ой строфе?
  • «Если добро приходит с опозданием, оно отравляется злом».
2-ая часть Каким словом начинается 2-ая часть? Какой частью речи является это слово? Каково его значение? К каким строчкам первой части относится этот «противительный» союз? Каковы результаты вторжения человека в мир природы? Обратите внимание на 1-ю строчку 6-й строфы. Каковы отношения между героями стихотворения в начале второй части?  Что же разрушило равенство?  Почему Пушкин, веривший в конечное торжество свободы и равенства над тиранией, называет в стихотворении «Анчар» владыку «непобедимым? Кто же виноват в изображенной Пушкиным мировой катастрофе?  Каково отношение Пушкина к рабу?

2-ая часть

  • Каким словом начинается 2-ая часть? Какой частью речи является это слово? Каково его значение?
  • К каким строчкам первой части относится этот «противительный» союз?
  • Каковы результаты вторжения человека в мир природы?
  • Обратите внимание на 1-ю строчку 6-й строфы. Каковы отношения между героями стихотворения в начале второй части?
  • Что же разрушило равенство?
  • Почему Пушкин, веривший в конечное торжество свободы и равенства над тиранией, называет в стихотворении «Анчар» владыку «непобедимым?
  • Кто же виноват в изображенной Пушкиным мировой катастрофе?
  • Каково отношение Пушкина к рабу?
Сделаем выводы: В каких литературных произведениях вы встречаетесь с явным проявлением социального неравенства людей? Назовите имена исторических личностей, стремившихся к безраздельному господству над людьми своего государства или над всем миром. Можете ли вы сегодня, спустя 180 лет после написания данного стихотворения, с полной уверенностью сказать, что в нашей стране и в мире воцарилось всеобщее равенство людей?

Сделаем выводы:

  • В каких литературных произведениях вы встречаетесь с явным проявлением социального неравенства людей?
  • Назовите имена исторических личностей, стремившихся к безраздельному господству над людьми своего государства или над всем миром.
  • Можете ли вы сегодня, спустя 180 лет после написания данного стихотворения, с полной уверенностью сказать, что в нашей стране и в мире воцарилось всеобщее равенство людей?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!