Работа «Развитие речи младших школьников на основе художественных текстов нравственной и экологической направленности», несомненно, актуальна сейчас, так как правительство нашей страны уделяет особое внимание русскому языку, повышению грамотности, развитию культуры речи. В условиях стремительного развития экономики и общества человек не может обойтись без правильной грамотной литературной речи, если он хочет успешно реализовать себя в профессиональной деятельности.
В работе учитель предлагает свою оригинальную систему работы над развитием речи младших школьников на основе художественных текстов известных детских писателей. В методической копилке Мурзагалиевой З.М. более 40 текстов для 1 – 4 классов, отобранных для развития речи учащихся. Такие тексты удивительные по своему содержанию и структуре, позволяют ее ученикам прикоснуться к высокохудожественному слову, проявлять свое творчество и писать небольшие рассказы, эссе и даже стихи на определенные темы.
Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта «Развитие устной и письменной речи младших школьников на основе художественных текстов нравственной и экологической направленности»»
Педагогический проект
«Развитие устной и письменной речи младших школьников на основе художественных текстов нравственной и экологической направленности»
АВТОР : учитель начальных классов
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка
Мурзагалиева Зулиха Мухамеджановна
ПРОБЛЕМА:
«Развитие устной и письменной речи младших школьников»
Ведущая идея проблемы:
ЦЕЛЬ:
Постановка проблемы
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ РЕЧЬЮ и НИЗКИЙ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Актуальность проблемы
- восполнить пробелы семейного воспитания в культуре речи и приобщении к моральным ценностям;
- повернуть интерес ребёнка в сторону живого общения от экранов компьютеров и телевизоров;
- в свете современных требований к сдаче экзаменов за курс основной и средней школы качественно улучшить работу по развитию речи в начальной школе;
- формировать потребность младшего школьника в чтении книг, повышать интерес к различным видам искусства.
Задачи:
- Совершенствование звуковой культуры речи, развитие чёткой дикции на основе специальных упражнений
- Обучение правильному произношению слов, постепенное развитие темпа и правильности речи
- Количественное и качественное обогащение словаря детей
- Развитие грамматического строя речи; обучение самостоятельному конструированию словосочетаний, предложений и текстов
- Развитие устной и письменной речи; овладение навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественных текстов
- Нравственное и экологическое воспитание учащихся
«Мир природы»
- художественные тексты известных детских писателей на тему «Мир природы» (более 40);
- это тексты нравственной и экологической направленности;
- воспитывают в детях сострадание, доброту, сердечность, учат заботиться о близких, уважать старших и помогать людям в трудных ситуациях, беречь природу, любить Родину
Результаты работы
- правильное звукопроизношение всеми учащимися класса;
- количественное и качественное обогащение словарного запаса учащихся к концу 4-го класса;
- активизация речи учащихся и обогащение её новыми грамматическими формами;
- правильная интонационная речь школьников;
- умение анализировать художественные и учебно-научные тексты и овладение тремя формами пересказа логически разделённого текста: подробный, выборочный, сжатый;
- проявление полной самостоятельности и творчества в написании изложений и сочинений.
- Нравственное и экологическое воспитание учащихся
Таблица результативности в системе работы над развитием речи учащихся в ходе Федерального эксперимента по апробации новых программ обучения
Критерии обученности
1 класс
чистота произношения звуков
10 уч.
2 класс
интонационно-звуковая выразительность
8 уч.
3 класс
12 уч.
правильность построения предложений
5 уч.
15 уч.
9 уч.
активизация словарного запаса детей
4 класс
12 уч.
7 уч.
использование в речи синонимов, антонимов, омонимов
7 уч.
16 уч.
10 уч.
14 уч.
9 уч.
7 уч.
самостоятельность и творчество в изложениях и сочинениях
10 уч.
6 уч.
12 уч.
8 уч.
12 уч.
11 уч.
8 уч.
9 уч.
13 уч.
10 уч.
Таблица роста качества знаний учащихся по русскому языку и чтению в ходе Федерального эксперимента по апробации новых программ обучения
Русский язык
1 класс 2017-2018 уч. г.
Чтение
2 класс 2018-2019 уч. г.
безотметочное
обучение
80%
3 класс 2019-2020 уч.г.
4 класс 2020-2021 уч. г.
82%
84%
85%
86%
5 класс 2021-2022 уч. г. ( I полугодие)
88%
86%
89%
Предлагаемый продукт
- Учебно-исследовательский проект по развитию
речи младших школьников.
2. Художественные тексты (более 40).
3. Методические разработки уроков (с 1 по 4 кл.).
4. Пособие «В помощь начинающему читателю».
5. Сборник скороговорок и чистоговорок.
6. Диски с проектом и приложениями к нему.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!