СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямая речь (на 2 урока). 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прямая речь (на 2 урока). 5 класс (новый ФГОС)»

Прямая речь

Прямая речь

ЦЕЛИ познакомить с понятиями «прямая речь», «слова автора» развить умение соблюдать особенности интонации предложений с прямой речью научить ставить знаки препинания в таких предложениях, составлять их схемы, менять позицию прямой речи по отношению к словам автора

ЦЕЛИ

  • познакомить с понятиями «прямая речь», «слова автора»
  • развить умение соблюдать особенности интонации предложений с прямой речью
  • научить ставить знаки препинания в таких предложениях, составлять их схемы, менять позицию прямой речи по отношению к словам автора
Работа с учебником (до пунктуационного правила). Наблюдения над предложениями упр. 252: отработка интонации, работа с глаголами говорения. Собираем слова, которые вводят прямую речь в указанных примерах: сказала, заплакали, зарыдало, шепнул. Наблюдения над пунктуацией в предложениях с прямой речью, стоящей перед словами автора, составление схем предложений упр. 252. Работа с правилом, выразительное чтение предложений в материалах для наблюдения, сравнение схем и запоминание, когда ставится двоеточие, когда тире, чем заменяется точка в конце прямой речи перед словами автора. Восклицательный и вопросительный знаки ставятся внутри кавычек, а точка и запятая — после кавычек. Также можно предложить использование схем, принятых в старших классах: А: «П». А: «П!» А: «П?» «П», — а. «П!» — а. «П?» — а. Выразительное чтение предложений упр. 253. Упр. 254.
  • Работа с учебником (до пунктуационного правила).
  • Наблюдения над предложениями упр. 252: отработка интонации, работа с глаголами говорения. Собираем слова, которые вводят прямую речь в указанных примерах: сказала, заплакали, зарыдало, шепнул.
  • Наблюдения над пунктуацией в предложениях с прямой речью, стоящей перед словами автора, составление схем предложений упр. 252.
  • Работа с правилом, выразительное чтение предложений в материалах для наблюдения, сравнение схем и запоминание, когда ставится двоеточие, когда тире, чем заменяется точка в конце прямой речи перед словами автора. Восклицательный и вопросительный знаки ставятся внутри кавычек, а точка и запятая — после кавычек. Также можно предложить использование схем, принятых в старших классах: А: «П». А: «П!» А: «П?» «П», — а. «П!» — а. «П?» — а.
  • Выразительное чтение предложений упр. 253. Упр. 254.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подобрать и записать предложения с прямой речью из любимой басни И. А. Крылова (из сказки А. С. Пушкина)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать и записать предложения с прямой речью из любимой басни И. А. Крылова (из сказки А. С. Пушкина)

ЦЕЛИ закрепить умения выделять прямую речь и слова автора, правильно расставлять знаки препинания при прямой речи, составлять схемы предложений дать первоначальное представление о косвенной речи развивать умение заменять прямую речь косвенной и наоборот

ЦЕЛИ

  • закрепить умения выделять прямую речь и слова автора, правильно расставлять знаки препинания при прямой речи, составлять схемы предложений
  • дать первоначальное представление о косвенной речи
  • развивать умение заменять прямую речь косвенной и наоборот
Упр. 255. Делаем синтаксический разбор первого предложения: «Предложение повествовательное, невосклицательное, с прямой речью. А: «П». В прямой речи есть обращение». Выписываем из упр. 257 перечисленные там «вежливые слова», читаем сведения о слове пожалуйста, составляем с ним и записываем два предложения по схемам: «П!» — а. А: «П?», используем в этих предложениях обращения.
  • Упр. 255. Делаем синтаксический разбор первого предложения: «Предложение повествовательное, невосклицательное, с прямой речью. А: «П». В прямой речи есть обращение».
  • Выписываем из упр. 257 перечисленные там «вежливые слова», читаем сведения о слове пожалуйста, составляем с ним и записываем два предложения по схемам: «П!» — а. А: «П?», используем в этих предложениях обращения.

Чужие слова (мысли) можно передать и другим способом, с помощью косвенной речи. Предложение с косвенной речью — это сложное предложение, в нём отсутствует голос говорящего, а есть только авторский голос, который передаёт содержание сказанного другим лицом. На первом месте в таком предложении всегда стоят слова автора, а на втором — пересказ прямой речи.

Друзья сказали мне: «На днях будет баскетбольный матч с соседней школой». Друзья сказали мне, что на днях будет баскетбольный матч с соседней школой.

Петя поинтересовался: «Кто может прийти посмотреть эту игру?» Петя поинтересовался, кто может прийти посмотреть эту игру.

Тренер нашей команды предупредил: «Ребята! Не забудьте пригласить своих родителей». Тренер нашей команды предупредил ребят, чтобы они не забыли пригласить своих родителей.

Необходимо обращать внимание на порядок слов, на местоимения, на то, что обращение становится дополнением в первом предложении. Если предложение по цели высказывания повествовательное, то для связи чаще всего используется союз что; если вопросительное — либо вопросительное слово, либо частица ли; если побудительное — союз чтобы.

3. Тренировочное упражнение на переделку предложений сопровождается составлением схем. 1. «Сколько времени будет длиться концерт?» — спросила внучка у бабушки. 2. Бабушка ответила, что обычно концерт длится около трёх часов. 3. Антошка громко закричал: «Папа! Скорее возвращайся домой!» 4. Папа ответил Антошке, чтобы он не волновался, потому что рейс продлится всего два дня. 5. Старик сердито посмотрел на Витю, отвернулся и прошептал в сторону: «Нужен мне такой помощник!» 6. Валентина ласково утешала меня и говорила, что отец скоро вернётся, что его вызвали из-за аварии на стройке. 4. Самостоятельная работа с упр. 256 (+ любое предложение перестроить в предложение с косвенной речью).

3. Тренировочное упражнение на переделку предложений сопровождается составлением схем. 1. «Сколько времени будет длиться концерт?» — спросила внучка у бабушки. 2. Бабушка ответила, что обычно концерт длится около трёх часов. 3. Антошка громко закричал: «Папа! Скорее возвращайся домой!» 4. Папа ответил Антошке, чтобы он не волновался, потому что рейс продлится всего два дня. 5. Старик сердито посмотрел на Витю, отвернулся и прошептал в сторону: «Нужен мне такой помощник!» 6. Валентина ласково утешала меня и говорила, что отец скоро вернётся, что его вызвали из-за аварии на стройке.

4. Самостоятельная работа с упр. 256 (+ любое предложение перестроить в предложение с косвенной речью).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Подготовиться к словарному диктанту. Парашют, жюри, порхать, баскетбол, диалог, флюгер, орфограмма, саквояж, морфема, отовсюду, потому что, интересоваться, восклицательное, ослепительный, объявление, вокзал, спортсмен, направо, здравствуйте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к словарному диктанту.

Парашют, жюри, порхать, баскетбол, диалог, флюгер, орфограмма, саквояж, морфема, отовсюду, потому что, интересоваться, восклицательное, ослепительный, объявление, вокзал, спортсмен, направо, здравствуйте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!