Просмотр содержимого документа
«Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.»
Ребята сегодня у нас новая тема
- Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните свой выбор.
- Как вы думаете, как правильно оформить речь учителя на письме?
- Кем в этом случае будет являться учитель, а чем его речь?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Прямая речь
Цель урока:
- Узнать, что такое прямая речь ?
- Узнать, какие знаки препинания используются при прямой речи и при каком условии?
- Закрепить на практике полученные знания.
Что такое прямая речь ?
- Попробуйте сами дать определение, что такое прямая речь ?
- Прочитайте про себя правило на странице 113 .
- Совпало ли ваше определение с определением учебника?
- Повторите его вслух для всего класса.
- Чьими словами сопровождается прямя речь?
Условные обозначения
– слова автора , т.е. тому, кому принадлежит прямая речь
– прямая речь , т.е. сама речь автора.
А (а)
«П»
Знаки препинания при прямой речи.
Исследование.
« С коро совсем стемнеет» , – з аметил лесник .
М ама сказала : « З автра поедем к бабушке» .
« С кажите, который час ? » – с просил прохожий .
У ченик поинтересовался : « А можно взять книги ? »
« К ак же трудно учиться ! » – в оскликнул я .
П етька только пригрозил : « С мотри у меня ! »
- На каком основании эти предложения разделены на 3 группы ?
- Подумайте, в каком случае ставится двоеточие , а в каком тире ?
- Что вы можете сказать по поводу точки в обоих предложения первой группы? Чем заменятся точка при прямой речи в первом случае?
- Попробуйте нарисовать схемы прямой речи предложений.
В ТДО
! ! ! Прочитайте правило на странице 113 и правило на странице 114 (правило№5)
А : «П» .
А : «П ! »
А : «П ? »
«П» , - а.
«П ! » - а.
«П ? » - а.
+ «слова-подсказки»: говорить, сказать, спросить, шептать, бубнить, прокричать, промямлить и т.д.
Задание № 1
- Запиши предложения с прямой речью под диктовку учителя.
- Расставь необходимые знаки препинания, объяснив свой выбор.
- Нарисуй схему прямой речи.
Задание № 2
Продолжи предложение, выбрав подходящее продолжение из второго столбца. Поставь недостающие знаки препинания . Объясни свой выбор.
Испуганный мальчик тихо ответил
Граждане тут чей-то ребенок потерялся!
Пойдешь сегодня на каток Тём?
Призналась Света.
Отец строго спросил
Как твои дела в школе сынок?
Меня мама не пускает гулять.
Спросил меня мой друг Сережка.
Ребята сегодня же контрольная!
Я не рвал ваши яблоки дяденька.
Кто громко крикнул на весь вокзал
Раздался взволнованный голос Илюшки.
Домашнее задание
- Упр. 247
- (в соответствии с заданием)