Ковальчик О.М.
1 класс
Математика
Урок № 38
26.11.2021
Тема: Прибавить и вычесть число 1
Планируемые результаты:
Предметные: уметь выполнять сложение вида +1, - 1; уметь правильно оформлять решение. Уметь решать примеры в пределах10, на основе знания нумерации чисел от 1 до 10.
личностные: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность деятельности на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок высказывать своё предположение.
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке, умение работать в паре.
Тип урока: комбинированный .
Оборудование урока:
информационные: презентация к уроку;
демонстрационные: карточки с числами, карточка с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок, начинается урок!
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Покажите свое настроение карточкой (солнышко, солнышко в тучке, тучка)
Сегодня на уроке у нас ещё один гость. Сл.1
-Ребята, посмотрите, кто это? (Царевна – лягушка)
- Царевну заколдовал Кощей Бессмертный.
Она очень хочет превратиться в прекрасную девушку, но, чтобы её расколдовать вам нужно пройти очень трудный путь с различными препятствиями.
Для этого нужно будет активно работать на уроке и сделать как можно больше заданий.
- Вы готовы помочь гостю? (Согласие учеников)
- Тогда в путь!
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;
обобщение ЗУН; организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании.
-Где живут лягушки? (На болоте)
-И вот мы с вами попали на болото. Сл.2
Наше сказочное болото выглядит вот так, а чтобы нам выбратьcя оттуда надо выполнить задания.
Устный счет
1. Покажите с помощью карточек с числами:
- число, следующее за числом 4, 7,8,2
- число, стоящее перед числом 3,1,5,8,10
- соседей числа 4,9,2,7,3.
- предыдущее число для чисел 5,8,9,4,2.
- Молодцы! (Оцените свою работу в оценочном листе)
Идём дальше?
2.-Мы должны проложить дорогу в царство Кощея. Она выглядит как числовой ряд от 0 до 10 Сл.3 (2р.)
- Посмотрите, вот по какой дороге нам предлагает идти Кощей, мы пойдём по ней? (Нет)
- Почему? (Нет, цифры поменяли местами, и одну цифру взяли два раза) – РАБОТА В ПАРЕ
- Составьте правильно числовой ряд от 0 до 10.
-Какая пара готова? (Покажите зеленый карандаш )
- Проверьте, так ли у вас получилось? Сл.4
- Молодцы!
(Оцените свою работу)
IV. Самоопределение к деятельности.
Игра «Лесенка» -Групповая работа
Поднимаясь по “лесенке”, учащиеся повторяют, что если к числу прибавить 1, то получится следующее за ним число.
Спускаясь по “лесенке”, повторяют, что если число уменьшить на 1, то получится предыдущее число.
- Сделайте вывод: какое число мы получаем, если прибавляем к числу 1?
(Если прибавить к числу 1 получается следующее число)
-Какое число мы получим, если прибавим к числу 1?
(Если из числа вычесть 1 получается предыдущее число)
(Оцените свою работу в группе)
V. Сообщение темы и цели урока
- Посмотрите внимательно на доску и скажите:
-Над какой темой мы будем сегодня работать?
(Я думаю, что тема сегодняшнего урока «Прибавить и вычесть число 1».) Сл.5
- А где мы с вами можем проверить, правильно ли сделали вывод? (в учебнике)
-Чему научимся сегодня на уроке? (Учиться прибавлять и вычитать1, решать примеры и задачи.)
Работа по теме урока.
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление
ранее изученного при выполнении заданий.
Работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 80. Сл.6 (1,1р.)
Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке.
- Прочитайте в учебнике предложение, в котором говорится о том, как прибавить число 1.
- Кто может закончить следующее предложение? (Чтобы вычесть из числа один, надо назвать предыдущее число.) Сл.7
- Каким видом спорта занимаются лягушата? (Прыжками в воду.)
- Сколько всего лягушат? (10.)
- Сколько лягушат уже в воде? (1.)
- В воде 1 лягушонок, и еще 1 уже спрыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2.)
- Как это записать? Прочитайте первое выражение. (1 + 1 = 2.)
- Давайте устно заполним первую таблицу.
- Сколько всего лягушат было на вышке? (10.)
- Сколько лягушат прыгнуло? (1.)
- Сколько осталось? (9.)
- Как это записать. Прочитайте первое выражение. (10 - 1 = 9.)
- Устно заполните вторую таблицу.
– Посмотрите внимательно на столбики примеров, записанные в учебнике. Что заметили?
– Какой знак показывает, что число увеличили? (Плюс.)
– Какой знак показывает, что число уменьшили? (Минус.)
– Знак «+» указывает также на то, что мы должны выполнить арифметическое действие, которое в математике называется сложением.
– Знак «–» обозначает другое арифметическое действие – вычитание.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
№1с.80 Сл.8
-Рассмотри числовой ряд, по которому идут звери.
-Какое действие выполняет заяц?(-)
-В какую сторону он идет и почему?(вправо, когда +, становиться больше.
-В какую сторону идёт белка и почему?
-Они решают примеры. Давайте вместе с ними решать пример 1+1=2.
- С какого деления заяц начал движение? В какую сторону? Как узнали?
-Сколько шагов вправо сделает заяц?
-На каком делении остановился заяц?
-Решим с белочкой пример 9-1=8
- С какого деления белочка начала движение?
-В какую сторону? Как узнали?
-Сколько шагов влево делает белочка?
-На каком делении остановилась?
- Внимание на экран, у нас на пути ещё препятствие:
- Работаем в тетради Сл.9
Сл.10
- Дети, что нужно сделать в этом задании?
- В тетради сделайте запись.
Аналогично составляют рассказ по следующей картинке и делают запись в тетрадь.
Физминутка для глаз.
- Давайте посмотрим, помогли мы расколдовать лягушку или нет.
- Нет. Есть ещё задания на нашем пути. (Работа в РТ с.29) Сл.11
VI. Закрепление
- Последнее задание, которое нам предстоит пройти, чтобы лягушка превратилась в Василису Прекрасную.
На доске записаны примеры по вариантам.
9-1= 10-1=
5+1= 8+1=
6-1= 3-1=
9+1= 7+1=
- В тетради решите примеры по вариантам.
- Давайте проверим.
- Вы все молодцы! Вам удалось помочь Царевне-Лягушке. Посмотрите, в какую прекрасную девушку она превратилась.
Итоги.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Подведение итогов, проведение самооценки
- Чему вы научились на уроке?
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек:
-кто не испытывал затруднения на уроке и справлялся со всеми заданиями (зелёный)
-кто справлялся с заданиями, но ещё нужно поработать (жёлтый)
-кому было тяжело на уроке (красный)
- Урок окончен, всем спасибо!
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
8