СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приблизительные ответы для учащихся 2 курса заочной формы получения образования (0)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ПЛАНЫ И КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.

РАЗДЕЛ1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Тема 1.1 Музыка как вид искусства

Вопросы:

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности

музыкального искусства

2. Нотная запись музыки

3. Средства выразительности в музыке

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности

музыкального искусства

Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека. Но

это отражение не является зеркальным подобием жизненной правды, это правда художественная, созданная на основе глубокого знания жизни художником и преобразованная с помощью его творческого мышления и воображения.

Результатом этого отражения-преобразования является художественный образ. Существование различных видов искусства связано со стремлением человека воспроизвести и отразить познаваемый мир как можно полнее, поэтому у каждого искусства есть свои особенности. Для музыкального искусства характерно следующее.

Музыка является искусством выразительным — она выражает чувства,

настроения, переживания, отношения, отражая эмоциональную реальность. Этим она значительно отличается от изобразительных искусств (живопись, графика и др.), от понятийных (литература), изобразительно-понятийных (театр, кино).

Однако в музыке (особенно в музыке для детей) часто присутствует и

изобразительная сторона (шум волн, пение птиц и т.д.), но и эти явления не

являются обычными звукоподражаниями, они эмоционально окрашены.

Музыка — искусство временное, благодаря чему она отражает смену эмоций ,настроений. Произведения музыкального искусства расположены во времени, а не в пространстве. Этим музыка отличается от пространственных искусств (живопись ,скульптура, архитектура и др.) и от пространственно-временных (танец театр, кино). Как и все временные искусства, музыка развивает прогнозирующую функцию мышления человека.

Музыка оперирует звуками и обращена ко слуху человека. Музыку принято

обозначать как интонационно - мелодическое искусство. Музыкальная интонация (основная единица музыки, ее «кирпичик», «зерно», может состоять из нескольких звуков) несет информацию, воспринимаемую людьми различного возраста, пола происхождения схожим образом (интонации торжественности, плача и пр.). Из интонаций строится мелодия, которая является цельным, завершенным построением.

Музыка — это искусство исполнительское. Она требует посредника между

создателем и слушателем. Таким посредником является исполнитель, который как бы «расшифровывает» заложенные композитором в музыкальном произведении чувства и смыслы. От качества и контекста исполнения во многом зависит восприятие произведения, интерес к нему.

Музыка «мыслит» музыкальными образами, которые условно можно

классифицировать по нескольким основаниям.

1. В зависимости от того, какое явление или объект отражены в музыке (кто

«главный герой»):образы отдельных людей или целого народа (Иван Сусанин – образ отдельного человека, хор «Славься» в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» - образ русского народа и т.д.);образы характеров и настроений, чаще всего отраженных в камерных

произведениях, в названиях которых зафиксирована программа понимания образа Д.Б. Кабалевский - «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; Р. Шуман «Первая утрата», И. Бах «Шутка» и др.);музыкальные портреты животных, образы растений (К. Сен - Санс, сюита «Карнавал животных»; Н.А. Римский –Корсаков, «Полет шмеля»; П.И. Чайковский ,«Подснежник» и др.);

образы неживой природы (П.И. Чайковский, 12 пьес «Времена года»;

А. Вивальди, 4 концерта «Времена года»; Э. Григ «Утро»; Г.В. Свиридов «Дождик» и др.)сказочные образы (Э. Григ «В пещере горного короля», А.К. Лядов «Баба-яга», «Кикимора», М.П. Мусоргский «Гном»; образы балетов П.И.Чайковского и др.)

2. В зависимости от нравственной сущности воплощаемого явления или объекта(образы добра и зла, света и тьмы и др.).

3.В зависимости от смысла образа (образы лирические, драматические, героическиеи др.).

 4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению

(образ классический, романтический и т.д.).

4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению

(образ классический, романтический и т.д.).

2. Нотная запись музыки

Звук - это колебания воздуха, вызванное упругим телом. Не всякий звукявляется музыкальным звуком, есть звуки шумовые. Музыкальный звук имеет

определѐнную высоту и входит в музыкальную систему. Физическими свойствами музыкального звука является его высота, длительность (протяженность), сила(громкость), тембр (окраска).

Звуки записываются на письме с помощью специальных знаков нот (нотация). В истории существовали разные способы записи: буквы (латинские), невмы  в средневековой Западной Европе, «крюки» или «знамена» на Руси.

 

Четырѐхлинейный стан в 10 веке ввел в употребление итальянский музыкант,

монах Гвидо из Ареццо, ему же приписывают закрепление в практике современных названий нот. Это первые слоги гимна святому Иоанну: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В 16веке появилось «Si», а в 17 веке «Ut» заменили на «Do». Ноты трансформировались

из ромба, квадрата, для удобства «округлились».

В современной нотной записи свойства звука отражаются специальными

способами.

Высота

Нотный стан (нотоносец). Представляет собой пять линеек, на которых

(между ними, над и под ними с помощью дополнительных линеек) фиксируются

сами ноты.

Ключ, который обозначает расположение определенного звука (это отражается в названии ключа). Приведем примеры некоторых ключей.

Ключ соль (скрипичный)

Ключ фа (басовый)

Второй по распространѐнности ключ после скрипичного. Помещает «фа»

малой октавы на вторую сверху линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно

пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.

Ключ фа (баритоновый)

Баритоновый ключ располагает «фа» малой октавы на третьей (средней)  линейке нотного стана.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ПЛАНЫ И КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.

РАЗДЕЛ1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Тема 1.1 Музыка как вид искусства

Вопросы:

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности

музыкального искусства

2. Нотная запись музыки

3. Средства выразительности в музыке

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности

музыкального искусства

Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека. Но

это отражение не является зеркальным подобием жизненной правды, это правда художественная, созданная на основе глубокого знания жизни художником и преобразованная с помощью его творческого мышления и воображения.

Результатом этого отражения-преобразования является художественный образ. Существование различных видов искусства связано со стремлением человека воспроизвести и отразить познаваемый мир как можно полнее, поэтому у каждого искусства есть свои особенности. Для музыкального искусства характерно следующее.

Музыка является искусством выразительным — она выражает чувства,

настроения, переживания, отношения, отражая эмоциональную реальность. Этим она значительно отличается от изобразительных искусств (живопись, графика и др.), от понятийных (литература), изобразительно-понятийных (театр, кино).

Однако в музыке (особенно в музыке для детей) часто присутствует и

изобразительная сторона (шум волн, пение птиц и т.д.), но и эти явления не

являются обычными звукоподражаниями, они эмоционально окрашены.

Музыка — искусство временное, благодаря чему она отражает смену эмоций ,настроений. Произведения музыкального искусства расположены во времени, а не в пространстве. Этим музыка отличается от пространственных искусств (живопись ,скульптура, архитектура и др.) и от пространственно-временных (танец театр, кино). Как и все временные искусства, музыка развивает прогнозирующую функцию мышления человека.

Музыка оперирует звуками и обращена ко слуху человека. Музыку принято

обозначать как интонационно - мелодическое искусство. Музыкальная интонация (основная единица музыки, ее «кирпичик», «зерно», может состоять из нескольких звуков) несет информацию, воспринимаемую людьми различного возраста, пола происхождения схожим образом (интонации торжественности, плача и пр.). Из интонаций строится мелодия, которая является цельным, завершенным построением.

Музыка — это искусство исполнительское. Она требует посредника между

создателем и слушателем. Таким посредником является исполнитель, который как бы «расшифровывает» заложенные композитором в музыкальном произведении чувства и смыслы. От качества и контекста исполнения во многом зависит восприятие произведения, интерес к нему.

Музыка «мыслит» музыкальными образами, которые условно можно

классифицировать по нескольким основаниям.

1. В зависимости от того, какое явление или объект отражены в музыке (кто

«главный герой»):образы отдельных людей или целого народа (Иван Сусанин – образ отдельного человека, хор «Славься» в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» - образ русского народа и т.д.);образы характеров и настроений, чаще всего отраженных в камерных

произведениях, в названиях которых зафиксирована программа понимания образа Д.Б. Кабалевский - «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; Р. Шуман «Первая утрата», И. Бах «Шутка» и др.);музыкальные портреты животных, образы растений (К. Сен - Санс, сюита «Карнавал животных»; Н.А. Римский –Корсаков, «Полет шмеля»; П.И. Чайковский ,«Подснежник» и др.);

образы неживой природы (П.И. Чайковский, 12 пьес «Времена года»;

А. Вивальди, 4 концерта «Времена года»; Э. Григ «Утро»; Г.В. Свиридов «Дождик» и др.)сказочные образы (Э. Григ «В пещере горного короля», А.К. Лядов «Баба-яга», «Кикимора», М.П. Мусоргский «Гном»; образы балетов П.И.Чайковского и др.)

2. В зависимости от нравственной сущности воплощаемого явления или объекта(образы добра и зла, света и тьмы и др.).

3.В зависимости от смысла образа (образы лирические, драматические, героическиеи др.).

 4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению

(образ классический, романтический и т.д.).

4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению

(образ классический, романтический и т.д.).

2. Нотная запись музыки

Звук - это колебания воздуха, вызванное упругим телом. Не всякий звукявляется музыкальным звуком, есть звуки шумовые. Музыкальный звук имеет

определѐнную высоту и входит в музыкальную систему. Физическими свойствами музыкального звука является его высота, длительность (протяженность), сила(громкость), тембр (окраска).

Звуки записываются на письме с помощью специальных знаков нот (нотация). В истории существовали разные способы записи: буквы (латинские), невмы  в средневековой Западной Европе, «крюки» или «знамена» на Руси.

 

Четырѐхлинейный стан в 10 веке ввел в употребление итальянский музыкант,

монах Гвидо из Ареццо, ему же приписывают закрепление в практике современных названий нот. Это первые слоги гимна святому Иоанну: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В 16веке появилось «Si», а в 17 веке «Ut» заменили на «Do». Ноты трансформировались

из ромба, квадрата, для удобства «округлились».

В современной нотной записи свойства звука отражаются специальными

способами.

Высота

Нотный стан (нотоносец). Представляет собой пять линеек, на которых

(между ними, над и под ними с помощью дополнительных линеек) фиксируются

сами ноты.

Ключ, который обозначает расположение определенного звука (это отражается в названии ключа). Приведем примеры некоторых ключей.

Ключ соль (скрипичный)

Ключ фа (басовый)

Второй по распространѐнности ключ после скрипичного. Помещает «фа»

малой октавы на вторую сверху линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно

пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.

Ключ фа (баритоновый)

Баритоновый ключ располагает «фа» малой октавы на третьей (средней)  линейке нотного стана.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ПЛАНЫ И КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.

РАЗДЕЛ1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Тема 1.1 Музыка как вид искусства

Вопросы:

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности

музыкального искусства

2. Нотная запись музыки

3. Средства выразительности в музыке

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности

музыкального искусства

Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека. Но

это отражение не является зеркальным подобием жизненной правды, это правда художественная, созданная на основе глубокого знания жизни художником и преобразованная с помощью его творческого мышления и воображения.

Результатом этого отражения-преобразования является художественный образ. Существование различных видов искусства связано со стремлением человека воспроизвести и отразить познаваемый мир как можно полнее, поэтому у каждого искусства есть свои особенности. Для музыкального искусства характерно следующее.

Музыка является искусством выразительным — она выражает чувства,

настроения, переживания, отношения, отражая эмоциональную реальность. Этим она значительно отличается от изобразительных искусств (живопись, графика и др.), от понятийных (литература), изобразительно-понятийных (театр, кино).

Однако в музыке (особенно в музыке для детей) часто присутствует и

изобразительная сторона (шум волн, пение птиц и т.д.), но и эти явления не

являются обычными звукоподражаниями, они эмоционально окрашены.

Музыка — искусство временное, благодаря чему она отражает смену эмоций ,настроений. Произведения музыкального искусства расположены во времени, а не в пространстве. Этим музыка отличается от пространственных искусств (живопись ,скульптура, архитектура и др.) и от пространственно-временных (танец театр, кино). Как и все временные искусства, музыка развивает прогнозирующую функцию мышления человека.

Музыка оперирует звуками и обращена ко слуху человека. Музыку принято

обозначать как интонационно - мелодическое искусство. Музыкальная интонация (основная единица музыки, ее «кирпичик», «зерно», может состоять из нескольких звуков) несет информацию, воспринимаемую людьми различного возраста, пола происхождения схожим образом (интонации торжественности, плача и пр.). Из интонаций строится мелодия, которая является цельным, завершенным построением.

Музыка — это искусство исполнительское. Она требует посредника между

создателем и слушателем. Таким посредником является исполнитель, который как бы «расшифровывает» заложенные композитором в музыкальном произведении чувства и смыслы. От качества и контекста исполнения во многом зависит восприятие произведения, интерес к нему.

Музыка «мыслит» музыкальными образами, которые условно можно

классифицировать по нескольким основаниям.

1. В зависимости от того, какое явление или объект отражены в музыке (кто

«главный герой»):образы отдельных людей или целого народа (Иван Сусанин – образ отдельного человека, хор «Славься» в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» - образ русского народа и т.д.);образы характеров и настроений, чаще всего отраженных в камерных

произведениях, в названиях которых зафиксирована программа понимания образа Д.Б. Кабалевский - «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; Р. Шуман «Первая утрата», И. Бах «Шутка» и др.);музыкальные портреты животных, образы растений (К. Сен - Санс, сюита «Карнавал животных»; Н.А. Римский –Корсаков, «Полет шмеля»; П.И. Чайковский ,«Подснежник» и др.);

образы неживой природы (П.И. Чайковский, 12 пьес «Времена года»;

А. Вивальди, 4 концерта «Времена года»; Э. Григ «Утро»; Г.В. Свиридов «Дождик» и др.)сказочные образы (Э. Григ «В пещере горного короля», А.К. Лядов «Баба-яга», «Кикимора», М.П. Мусоргский «Гном»; образы балетов П.И.Чайковского и др.)

2. В зависимости от нравственной сущности воплощаемого явления или объекта(образы добра и зла, света и тьмы и др.).

3.В зависимости от смысла образа (образы лирические, драматические, героическиеи др.).

 4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению

(образ классический, романтический и т.д.).

4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению

(образ классический, романтический и т.д.).

2. Нотная запись музыки

Звук - это колебания воздуха, вызванное упругим телом. Не всякий звукявляется музыкальным звуком, есть звуки шумовые. Музыкальный звук имеет

определѐнную высоту и входит в музыкальную систему. Физическими свойствами музыкального звука является его высота, длительность (протяженность), сила(громкость), тембр (окраска).

Звуки записываются на письме с помощью специальных знаков нот (нотация). В истории существовали разные способы записи: буквы (латинские), невмы  в средневековой Западной Европе, «крюки» или «знамена» на Руси.

 

Четырѐхлинейный стан в 10 веке ввел в употребление итальянский музыкант,

монах Гвидо из Ареццо, ему же приписывают закрепление в практике современных названий нот. Это первые слоги гимна святому Иоанну: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В 16веке появилось «Si», а в 17 веке «Ut» заменили на «Do». Ноты трансформировались

из ромба, квадрата, для удобства «округлились».

В современной нотной записи свойства звука отражаются специальными

способами.

Высота

Нотный стан (нотоносец). Представляет собой пять линеек, на которых

(между ними, над и под ними с помощью дополнительных линеек) фиксируются

сами ноты.

Ключ, который обозначает расположение определенного звука (это отражается в названии ключа). Приведем примеры некоторых ключей.

Ключ соль (скрипичный)

Ключ фа (басовый)

Второй по распространѐнности ключ после скрипичного. Помещает «фа»

малой октавы на вторую сверху линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно

пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.

Ключ фа (баритоновый)

Баритоновый ключ располагает «фа» малой октавы на третьей (средней)  линейке нотного стана.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ПЛАНЫ И КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.

РАЗДЕЛ1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Тема 1.1 Музыка как вид искусства

Вопросы:

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности

музыкального искусства

2. Нотная запись музыки

3. Средства выразительности в музыке

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности

музыкального искусства

Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека. Но

это отражение не является зеркальным подобием жизненной правды, это правда художественная, созданная на основе глубокого знания жизни художником и преобразованная с помощью его творческого мышления и воображения.

Результатом этого отражения-преобразования является художественный образ. Существование различных видов искусства связано со стремлением человека воспроизвести и отразить познаваемый мир как можно полнее, поэтому у каждого искусства есть свои особенности. Для музыкального искусства характерно следующее.

Музыка является искусством выразительным — она выражает чувства,

настроения, переживания, отношения, отражая эмоциональную реальность. Этим она значительно отличается от изобразительных искусств (живопись, графика и др.), от понятийных (литература), изобразительно-понятийных (театр, кино).

Однако в музыке (особенно в музыке для детей) часто присутствует и

изобразительная сторона (шум волн, пение птиц и т.д.), но и эти явления не

являются обычными звукоподражаниями, они эмоционально окрашены.

Музыка — искусство временное, благодаря чему она отражает смену эмоций ,настроений. Произведения музыкального искусства расположены во времени, а не в пространстве. Этим музыка отличается от пространственных искусств (живопись ,скульптура, архитектура и др.) и от пространственно-временных (танец театр, кино). Как и все временные искусства, музыка развивает прогнозирующую функцию мышления человека.

Музыка оперирует звуками и обращена ко слуху человека. Музыку принято

обозначать как интонационно - мелодическое искусство. Музыкальная интонация (основная единица музыки, ее «кирпичик», «зерно», может состоять из нескольких звуков) несет информацию, воспринимаемую людьми различного возраста, пола происхождения схожим образом (интонации торжественности, плача и пр.). Из интонаций строится мелодия, которая является цельным, завершенным построением.

Музыка — это искусство исполнительское. Она требует посредника между

создателем и слушателем. Таким посредником является исполнитель, который как бы «расшифровывает» заложенные композитором в музыкальном произведении чувства и смыслы. От качества и контекста исполнения во многом зависит восприятие произведения, интерес к нему.

Музыка «мыслит» музыкальными образами, которые условно можно

классифицировать по нескольким основаниям.

1. В зависимости от того, какое явление или объект отражены в музыке (кто

«главный герой»):образы отдельных людей или целого народа (Иван Сусанин – образ отдельного человека, хор «Славься» в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» - образ русского народа и т.д.);образы характеров и настроений, чаще всего отраженных в камерных

произведениях, в названиях которых зафиксирована программа понимания образа Д.Б. Кабалевский - «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; Р. Шуман «Первая утрата», И. Бах «Шутка» и др.);музыкальные портреты животных, образы растений (К. Сен - Санс, сюита «Карнавал животных»; Н.А. Римский –Корсаков, «Полет шмеля»; П.И. Чайковский ,«Подснежник» и др.);

образы неживой природы (П.И. Чайковский, 12 пьес «Времена года»;

А. Вивальди, 4 концерта «Времена года»; Э. Григ «Утро»; Г.В. Свиридов «Дождик» и др.)сказочные образы (Э. Григ «В пещере горного короля», А.К. Лядов «Баба-яга», «Кикимора», М.П. Мусоргский «Гном»; образы балетов П.И.Чайковского и др.)

2. В зависимости от нравственной сущности воплощаемого явления или объекта(образы добра и зла, света и тьмы и др.).

3.В зависимости от смысла образа (образы лирические, драматические, героическиеи др.).

 4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению

(образ классический, романтический и т.д.).

4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению

(образ классический, романтический и т.д.).

2. Нотная запись музыки

Звук - это колебания воздуха, вызванное упругим телом. Не всякий звукявляется музыкальным звуком, есть звуки шумовые. Музыкальный звук имеет

определѐнную высоту и входит в музыкальную систему. Физическими свойствами музыкального звука является его высота, длительность (протяженность), сила(громкость), тембр (окраска).

Звуки записываются на письме с помощью специальных знаков нот (нотация). В истории существовали разные способы записи: буквы (латинские), невмы  в средневековой Западной Европе, «крюки» или «знамена» на Руси.

 

Четырѐхлинейный стан в 10 веке ввел в употребление итальянский музыкант,

монах Гвидо из Ареццо, ему же приписывают закрепление в практике современных названий нот. Это первые слоги гимна святому Иоанну: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В 16веке появилось «Si», а в 17 веке «Ut» заменили на «Do». Ноты трансформировались

из ромба, квадрата, для удобства «округлились».

В современной нотной записи свойства звука отражаются специальными

способами.

Высота

Нотный стан (нотоносец). Представляет собой пять линеек, на которых

(между ними, над и под ними с помощью дополнительных линеек) фиксируются

сами ноты.

Ключ, который обозначает расположение определенного звука (это отражается в названии ключа). Приведем примеры некоторых ключей.

Ключ соль (скрипичный)

Ключ фа (басовый)

Второй по распространѐнности ключ после скрипичного. Помещает «фа»

малой октавы на вторую сверху линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно

пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.

Ключ фа (баритоновый)

Баритоновый ключ располагает «фа» малой октавы на третьей (средней)  линейке нотного стана.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ПЛАНЫ И КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.

РАЗДЕЛ1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Тема 1.1 Музыка как вид искусства

Вопросы:

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности

музыкального искусства

2. Нотная запись музыки

3. Средства выразительности в музыке

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности

музыкального искусства

Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека. Но

это отражение не является зеркальным подобием жизненной правды, это правда художественная, созданная на основе глубокого знания жизни художником и преобразованная с помощью его творческого мышления и воображения.

Результатом этого отражения-преобразования является художественный образ. Существование различных видов искусства связано со стремлением человека воспроизвести и отразить познаваемый мир как можно полнее, поэтому у каждого искусства есть свои особенности. Для музыкального искусства характерно следующее.

Музыка является искусством выразительным — она выражает чувства,

настроения, переживания, отношения, отражая эмоциональную реальность. Этим она значительно отличается от изобразительных искусств (живопись, графика и др.), от понятийных (литература), изобразительно-понятийных (театр, кино).

Однако в музыке (особенно в музыке для детей) часто присутствует и

изобразительная сторона (шум волн, пение птиц и т.д.), но и эти явления не

являются обычными звукоподражаниями, они эмоционально окрашены.

Музыка — искусство временное, благодаря чему она отражает смену эмоций ,настроений. Произведения музыкального искусства расположены во времени, а не в пространстве. Этим музыка отличается от пространственных искусств (живопись ,скульптура, архитектура и др.) и от пространственно-временных (танец театр, кино). Как и все временные искусства, музыка развивает прогнозирующую функцию мышления человека.

Музыка оперирует звуками и обращена ко слуху человека. Музыку принято

обозначать как интонационно - мелодическое искусство. Музыкальная интонация (основная единица музыки, ее «кирпичик», «зерно», может состоять из нескольких звуков) несет информацию, воспринимаемую людьми различного возраста, пола происхождения схожим образом (интонации торжественности, плача и пр.). Из интонаций строится мелодия, которая является цельным, завершенным построением.

Музыка — это искусство исполнительское. Она требует посредника между

создателем и слушателем. Таким посредником является исполнитель, который как бы «расшифровывает» заложенные композитором в музыкальном произведении чувства и смыслы. От качества и контекста исполнения во многом зависит восприятие произведения, интерес к нему.

Музыка «мыслит» музыкальными образами, которые условно можно

классифицировать по нескольким основаниям.

1. В зависимости от того, какое явление или объект отражены в музыке (кто

«главный герой»):образы отдельных людей или целого народа (Иван Сусанин – образ отдельного человека, хор «Славься» в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» - образ русского народа и т.д.);образы характеров и настроений, чаще всего отраженных в камерных

произведениях, в названиях которых зафиксирована программа понимания образа Д.Б. Кабалевский - «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; Р. Шуман «Первая утрата», И. Бах «Шутка» и др.);музыкальные портреты животных, образы растений (К. Сен - Санс, сюита «Карнавал животных»; Н.А. Римский –Корсаков, «Полет шмеля»; П.И. Чайковский ,«Подснежник» и др.);

образы неживой природы (П.И. Чайковский, 12 пьес «Времена года»;

А. Вивальди, 4 концерта «Времена года»; Э. Григ «Утро»; Г.В. Свиридов «Дождик» и др.)сказочные образы (Э. Григ «В пещере горного короля», А.К. Лядов «Баба-яга», «Кикимора», М.П. Мусоргский «Гном»; образы балетов П.И.Чайковского и др.)

2. В зависимости от нравственной сущности воплощаемого явления или объекта(образы добра и зла, света и тьмы и др.).

3.В зависимости от смысла образа (образы лирические, драматические, героическиеи др.).

 4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению

(образ классический, романтический и т.д.).

4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению

(образ классический, романтический и т.д.).

2. Нотная запись музыки

Звук - это колебания воздуха, вызванное упругим телом. Не всякий звукявляется музыкальным звуком, есть звуки шумовые. Музыкальный звук имеет

определѐнную высоту и входит в музыкальную систему. Физическими свойствами музыкального звука является его высота, длительность (протяженность), сила(громкость), тембр (окраска).

Звуки записываются на письме с помощью специальных знаков нот (нотация). В истории существовали разные способы записи: буквы (латинские), невмы  в средневековой Западной Европе, «крюки» или «знамена» на Руси.

 

Четырѐхлинейный стан в 10 веке ввел в употребление итальянский музыкант,

монах Гвидо из Ареццо, ему же приписывают закрепление в практике современных названий нот. Это первые слоги гимна святому Иоанну: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В 16веке появилось «Si», а в 17 веке «Ut» заменили на «Do». Ноты трансформировались

из ромба, квадрата, для удобства «округлились».

В современной нотной записи свойства звука отражаются специальными

способами.

Высота

Нотный стан (нотоносец). Представляет собой пять линеек, на которых

(между ними, над и под ними с помощью дополнительных линеек) фиксируются

сами ноты.

Ключ, который обозначает расположение определенного звука (это отражается в названии ключа). Приведем примеры некоторых ключей.

Ключ соль (скрипичный)

Ключ фа (басовый)

Второй по распространѐнности ключ после скрипичного. Помещает «фа»

малой октавы на вторую сверху лине

Просмотр содержимого документа
«Приблизительные ответы для учащихся 2 курса заочной формы получения образования (0)»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ПЛАНЫ И КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.

РАЗДЕЛ1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Тема 1.1 Музыка как вид искусства

Вопросы:

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности

музыкального искусства

2. Нотная запись музыки

3. Средства выразительности в музыке

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности

музыкального искусства

Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека. Но

это отражение не является зеркальным подобием жизненной правды, это правда художественная, созданная на основе глубокого знания жизни художником и преобразованная с помощью его творческого мышления и воображения.

Результатом этого отражения-преобразования является художественный образ. Существование различных видов искусства связано со стремлением человека воспроизвести и отразить познаваемый мир как можно полнее, поэтому у каждого искусства есть свои особенности. Для музыкального искусства характерно следующее.

Музыка является искусством выразительным — она выражает чувства,

настроения, переживания, отношения, отражая эмоциональную реальность. Этим она значительно отличается от изобразительных искусств (живопись, графика и др.), от понятийных (литература), изобразительно-понятийных (театр, кино).

Однако в музыке (особенно в музыке для детей) часто присутствует и

изобразительная сторона (шум волн, пение птиц и т.д.), но и эти явления не

являются обычными звукоподражаниями, они эмоционально окрашены.

Музыка — искусство временное, благодаря чему она отражает смену эмоций ,настроений. Произведения музыкального искусства расположены во времени, а не в пространстве. Этим музыка отличается от пространственных искусств (живопись ,скульптура, архитектура и др.) и от пространственно-временных (танец театр, кино). Как и все временные искусства, музыка развивает прогнозирующую функцию мышления человека.

Музыка оперирует звуками и обращена ко слуху человека. Музыку принято

обозначать как интонационно - мелодическое искусство. Музыкальная интонация (основная единица музыки, ее «кирпичик», «зерно», может состоять из нескольких звуков) несет информацию, воспринимаемую людьми различного возраста, пола происхождения схожим образом (интонации торжественности, плача и пр.). Из интонаций строится мелодия, которая является цельным, завершенным построением.

Музыка — это искусство исполнительское. Она требует посредника между

создателем и слушателем. Таким посредником является исполнитель, который как бы «расшифровывает» заложенные композитором в музыкальном произведении чувства и смыслы. От качества и контекста исполнения во многом зависит восприятие произведения, интерес к нему.

Музыка «мыслит» музыкальными образами, которые условно можно

классифицировать по нескольким основаниям.

1. В зависимости от того, какое явление или объект отражены в музыке (кто

«главный герой»):образы отдельных людей или целого народа (Иван Сусанин – образ отдельного человека, хор «Славься» в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» - образ русского народа и т.д.);образы характеров и настроений, чаще всего отраженных в камерных

произведениях, в названиях которых зафиксирована программа понимания образа Д.Б. Кабалевский - «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; Р. Шуман «Первая утрата», И. Бах «Шутка» и др.);музыкальные портреты животных, образы растений (К. Сен - Санс, сюита «Карнавал животных»; Н.А. Римский –Корсаков, «Полет шмеля»; П.И. Чайковский ,«Подснежник» и др.);

образы неживой природы (П.И. Чайковский, 12 пьес «Времена года»;

А. Вивальди, 4 концерта «Времена года»; Э. Григ «Утро»; Г.В. Свиридов «Дождик» и др.)сказочные образы (Э. Григ «В пещере горного короля», А.К. Лядов «Баба-яга», «Кикимора», М.П. Мусоргский «Гном»; образы балетов П.И.Чайковского и др.)

2. В зависимости от нравственной сущности воплощаемого явления или объекта(образы добра и зла, света и тьмы и др.).

3.В зависимости от смысла образа (образы лирические, драматические, героическиеи др.).

4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению

(образ классический, романтический и т.д.).

4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению

(образ классический, романтический и т.д.).

2. Нотная запись музыки

Звук - это колебания воздуха, вызванное упругим телом. Не всякий звукявляется музыкальным звуком, есть звуки шумовые. Музыкальный звук имеет

определѐнную высоту и входит в музыкальную систему. Физическими свойствами музыкального звука является его высота, длительность (протяженность), сила(громкость), тембр (окраска).

Звуки записываются на письме с помощью специальных знаков нот (нотация). В истории существовали разные способы записи: буквы (латинские), невмы в средневековой Западной Европе, «крюки» или «знамена» на Руси.


Четырѐхлинейный стан в 10 веке ввел в употребление итальянский музыкант,

монах Гвидо из Ареццо, ему же приписывают закрепление в практике современных названий нот. Это первые слоги гимна святому Иоанну: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В 16веке появилось «Si», а в 17 веке «Ut» заменили на «Do». Ноты трансформировались

из ромба, квадрата, для удобства «округлились».

В современной нотной записи свойства звука отражаются специальными

способами.

Высота

Нотный стан (нотоносец). Представляет собой пять линеек, на которых

(между ними, над и под ними с помощью дополнительных линеек) фиксируются

сами ноты.

Ключ, который обозначает расположение определенного звука (это отражается в названии ключа). Приведем примеры некоторых ключей.

Ключ соль (скрипичный)

Ключ фа (басовый)

Второй по распространѐнности ключ после скрипичного. Помещает «фа»

малой октавы на вторую сверху линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно

пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.

Ключ фа (баритоновый)

Баритоновый ключ располагает «фа» малой октавы на третьей (средней) линейке нотного стана.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!