СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Прелесть русской природы" (К.Г. Паустовский "Мещерская сторона")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на то, чтобы, исследуя  текст К.Г.Паустовского " Мещерская сторона", показать, в чем заключается прелесть и притягательность этого скромного края, а также научить  ребят видеть прекрасное в том, что их окружает.

Просмотр содержимого документа
«" Прелесть русской природы" (К.Г. Паустовский "Мещерская сторона")»

Тема: «Прелесть русской природы» (К.Г.Паустовский «Мещерская сторона») (7 класс)


Цель: исследовать текст К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона», показать, в чем притягательность «застенчивой русской природы».

Задачи:

рассмотреть образ «обыкновенной» земли;

продолжить формирование умения анализировать художественный текст в единстве формы и содержания;

показать необыкновенный мир красок, звуков и запахов, переданный в тексте;

развивать умение видеть «прекрасное в обыкновенном»;

воспитывать наблюдательность, любовь к природе, родному краю.

Оборудование:

Компьютер, презентация, учебник; газета, посвященная Паустовскому;

портрет К.Г. Паустовского

Ход урока.

1.Слово учителя.

Приветствие.

Не секрет, что самый лучший способ поднять настроение – улыбнуться новому дню. Но есть еще один замечательный способ - попросить, чтобы этот день улыбнулся вам. Я хочу вам подарить строчку из стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Улыбнись мне, Апрель, золотые ресницы…» Это стихотворение я прочту вам немного позже. А сейчас я хочу прочитать вам другое стихотворение этого автора, а вы подумайте над вопросом, почему я начала с него наш урок.

(Звучит музыка, учитель читает стихотворение)

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.

Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

- Как вы думаете ,ребята, какова основная мысль этого стихотворения? ( Чтобы понять истинную красоту природы, необходимо ее «увидеть душой»)

А как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком, с тем материалом, который вы готовили дома?

(Это стихотворение о природе. А мы сейчас изучаем очерки К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»).

-А чем созвучны стихотворение Рыленкова и очерки Паустовского?

(Один и другой описывают неприметную, на первый взгляд, землю, призывают всмотреться в нее. А еще говорят о любви к ней.)

Найдите созвучные строки.

У Рыленкова «Всю прелесть застенчивой русской природы»

У Паустовского – в нем заключена вся прелесть … русской природы»

2. Тема и цель урока.

-Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

(«Прелесть русской природы». К.Г. Паустовский « Мещерская сторона»)

-Какие цели поставим перед собой?

-А пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке? (Научимся более внимательно всматриваться в природу, любить ее)


Задание. Работа в паре.

Я предлагаю двум ученикам создать зарисовку любого эпизода из прочитанного очерка и защитить в конце урока свою работу.


Итак, ребята, оказывается для того, чтобы научиться видеть прекрасное, нам необходимо уметь всматриваться и вслушиваться. Не есть ли это главный закон исследователя? А нам для того, чтобы это доказать, необходимо научиться всматриваться и вслушиваться в текст. Нам необходимо выдвинуть гипотезу. Ваши предложения.


Основной принцип изображения у Паустовского - видеть прекрасное в обыкновенном.


3. Работа над произведением. Давайте обратимся к началу произведения.

-Видно ли отношение автора к Мещерскому краю уже в начале произведения? (Напечатано в рабочих листах)


«В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».


-А что помогло вам увидеть это отношение?

Обращают на себя внимание строки: «В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Он очень скромен».

Обратите внимание: предложения объединены по парам. С чего начинается второе и четвертое предложение?

В Мещёрском крае нет особенных красот и богатств...Но все же…

Он очень скромен…. Но в нем….

(С союза но). То есть они имеют одинаковое начало. Имеем дело с лексической анафорой.

( Отразить на экране)

На экране: Анафора – повторение слов или группы слов в начале строк.


Сравните содержание первого и третьего предложения с содержанием второго и четвертого. В каком соотношении они находятся? ( Они противопоставлены.)


Какую стилистическую фигуру использует автор и чего достигает с ее помощью?


(Антитеза. Подчеркивает необычность русской природы.)

( Отразить на экране определение )

Инверсия - край этот - вносит некую задушевность, поэтичность.


Какое еще выразительное средство вам здесь встретилось?( сравнение)

Крепим отдельно на доску слова

АНАФОРА

АНТИТЕЗА

ИНВЕРСИЯ

СРАВНЕНИЕ

ЭПИТЕТ (прозрачный воздух, притягательная сила)

Обратите внимание, как много выразительных средств в маленьком отрывке.

Это говорит о том, что Паустовский - замечательный мастер слова, глубоко чувствующий художник.


-А с кем бы из художников вы его сравнили? ( С Левитаном)

Паустовский упоминает Левитана не случайно.

4. Обращение к живописи. Исаак Левитан. ( Отразить на экране портрет художника)

Перед созданием книги «Мещерская сторона» Паустовский был занят работой над очерком о Левитане и поэтому пристально и вдумчиво рассматривал его картины. Они стали ему очень близки, потому что Левитан изображал на них природу средней полосы России.

Слайд: «Картины Левитана, - пишет Паустовский, - требуют медленного рассматривания. Они скромны и точны, но чем дольше смотришь на них, тем милее тишина знакомых рек и поселков».


-Что объединяет все эти картины?

Краски на его картинах были неяркими, неброскими, но передавали всю прелесть русской природы. Под внешне неярким изображением скрывается глубокое содержание и огромная любовь. В них нет ничего необычного, и в то же время испытываешь чувство восторга, радости, хочется туда попасть.

(На экране – изображение картин Левитана.)

( Отразить на экране)


5.Послушайте музыку и скажите, к какой из картин она подходит больше всего.(Музыка Чайковского «Март» или Вивальди «Весна)

Вывод: несмотря на то что Мещерский край очень скромен, он обладает большой притягательной силой.

Стоит только наполнить все красками, и полотно оживает.

Так и у Паустовского.


Давайте посмотрим. Какими еще красками, звуками, запахами наполнена Мещерская земля.

6.Задание выполняется в группах.

1гр.—выписать слова и выражения, раскрывающие цветовую гамму Мещерского края;

2гр.- найти слова и выражения, при помощи которых Паустовский передает разнообразие красок Мещерского края;

3 гр.- выписать слова и выражения, при помощи которых Паустовский передает разнообразие звуков Мещерского края.

Выступление групп.


-Вот видите, ребята, оказывается красоту можно увидеть даже в самом обычном, в том, что окружает нас с вами каждый день, в том, к чему мы, казалось бы, так привыкли. Несмотря ни на что мы будем по-прежнему многому удивляться и восхищаться. Именно об этом стихотворение Н. Рыленкова ,строчку из которого я вам прочла в начале урока.


Улыбнись мне, Апрель - золотые ресницы,

Принеси мне в ладонях водицы-снежницы.
Той чудесной водою глаза я промою,
И пойду за тобою дорогой прямою.
Не таюсь, в трёх шагах от родного порога
Неразгаданных тайн у меня ещё много!
Может быть, у Весны на её новоселье
Разгляжу я секрет неоткрытый доселе,
Может, ты объяснишь мне несуетным словом
Как природа извечное делает новым,
Почему, возвращаясь на тропы былые,
Мы нечаянных встреч ждем опять, как впервые.
Как впервые, над шумным разливом речушки
Жаворонки ликуют, тоскуют кукушки,
Как впервые, берёзка наряд примеряет,
И от счастья черемуха благоухает,
Как впервые, дымятся поля яровые,
Всё так памятно с детства и всё как впервые!
Видно так мне всю жизнь узнавать и дивиться…
Улыбнись мне, Апрель - золотые ресницы!



- Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним разговором?

-Давайте посмотрим, что получилось у ребят, которые рисовали иллюстрацию к отрывку из очерка. (Представление работы)

Подведение итогов урока.


7.Составление синквейна

Мещера

Тихая, неяркая

Удивляет, восхищает, радует

Обладает большой притягательной силой

Родина.


8.Рефлексия (слайд)

Перечитав строки из очерка, я увидел..

Сегодня на уроке я задумался о…


Я надеюсь, что ваши души тоже откроются навстречу прекрасному, вы будете восхищаться красой земли, удивляясь мелочам. Мне хочется верить, что вы выйдете сегодня из школы и обратите внимание на красоту неба, посмотрите на почки на деревьях. И скажете с улыбкой: « Улыбнись мне, Апрель - золотые ресницы».


9.Домашнее задание: написать небольшое сочинение в форме письма к другу о красоте родного края, используя выразительные средства, повторенные на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!