СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

Комплексный анализ текста при подготовке к написанию сочинения в формате ОГЭ «Что такое обида, злость и месть (прощение)?»

Цель:

Подготовка к написанию сочинения в формате ОГЭ. Выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

Образовательная:

совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.

Развивающая:

развитие навыков критического мышления, мотивации выбора решения; обогащение опыта эмоциональных переживаний учащихся; развитие устной и письменной речи учащихся.

Воспитательная: 

воспитание думающих, отвечающих за свои поступки людей, умеющих радоваться победе над самим собой.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.



Ход урока

  1. Организационный момент.

 - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока 

Сегодня мы продолжаем учиться понимать текст, работать с текстом, находить ключевые слова в данном нам тексте. А все это для чего? (ответы)

Правильно, написание сочинения в формате ОГЭ «Что такое обида?»




  1. Мотивация.

- Ребята, к сегодняшнему уроку вам нужно было прочитать рассказ Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель»

- Любое произведение призвано поднимать какие-либо проблемы. Какие же проблемы затронул в рассказе Солоухин Владимир Алексеевич?

- Обратим внимание на доску, перед вами набор слов, давайте попробуем выбрать именно те слова, которые относятся к тексту. (ВЫБИРАЮТ). Все эти слова являются КЛЮЧЕВЫМИ!!! (ОБИДА, ЗЛОСТЬ, МЕСТЬ)

- Все мы испытывали когда-то такое чувство, как обида, такую эмоцию как злость и настроение отомстить!!!

- Надеюсь, никто из нас сегодня не испытает те чувства, эмоции, настроение о которых будем говорить!





  1. Определение темы урока. Лексическая работа с понятиями.

- Из выбранных нами ключевых слов, составим логическую цепочку в соответствии с содержанием текста «Мститель»

Цепочка: обида, злость, месть.

  1. Знакомство с текстом В. А. Солоухина «Мститель»

- Итак, сегодня мы войдём в мир своеобразного и яркого художника, писателя доброго и светлого. Он автор прекрасных очерков о русской природе и русском искусстве, романов, новелл и стихотворений. В ряде его произведений хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Имя этого писателя Владимир Алексеевич Солоухин.

- Разделимся на три группы (Ряд-группа)

1 группа – ОБИДА

2 группа – ЗЛОСТЬ

3 группа - МЕСТЬ

- Найдите фрагмент, отрывок или номера предложений, где проявляется эти чувства, эмоции, настроение.

ПОСЛЕ ОТВЕТА КАЖДОЙ ГРУППЫ СПРОСИТЬ КАК ОНИ ПОНИМАЮТ ТАКИЕ ТЕРМИНЫ ОБИДА, ЗЛОСТЬ, МЕСТЬ.


(1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.

(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задёргалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слёзы от самой маленькой обиды.

(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было.

(10)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда всё забудется, я как ни в чём не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (13)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»

(15)В урочный день и час, на большой перемене, я подошёл к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.

(17)— Да уж… (18)Я знаю, ты драться начнёшь. (19)Отплачивать.

(20)— Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжём теплинку.

(22)Между тем положение моё осложнилось. (23)Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чьё мясо съела, а другое дело — весь этот разговор.

(24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошёл, было бы куда всё проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.

(26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так всё точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)Значит, я накалился и готов к отмщению.

(29)На горе, где начались маленькие ёлочки, выпал удачный момент. (30)Как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы ещё больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.

(32)— Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку. — (33)Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (34)Давай раскопаем? (35)Может, там мёду полно.

(36)«Ну ладно, эту норку мы раскопаем, — решил я, — потом уж я с тобой разделаюсь!»

(37)На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.

(39)— Айда за солью! — предложил Витька. (40)— Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

(42)А я думал, лелея по-прежнему свой злодейский замысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу!»

(43)Мы принесли соль и два куриных яйца.

(44)— Теперь давай ямку копать.

(45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдём домой, и тут я буду должен… (47)Что бы ещё такое придумать, так не хочется идти домой…

(48)— Бежим на речку, — говорю я Витьке. (49)— Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьём холодненькой.

(51)Ну вот, мы и попили, и умылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идёт вперёд. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!



- Как вы думаете, чем закончится рассказ? ПРОЩЕНИЕ



(56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя.

(58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что-нибудь интересное придумает.

(61)Ладно! (62)Если он ещё раз стукнет меня между лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь — ладно.

(64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.



- Был ли финал рассказа неожиданным для вас? Прочитав финал рассказа, из набора слов на доске выберем еще одно четвертое слово ПРОЩЕНИЕ! Найдем и зачитаем в тексте где проявляется такое настроение, действие - прощение.

- Почему Витька отказывается от мести? Найдите и зачитайте. (предложения 54-57)

- Постараемся понять основную мысль текста!

- Что испытал Витька отказавшись от мести, его состояние души? Найдите и зачитайте. ( (64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.)



(ОБИДА — реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции.

ЗЛОСТЬ — чувство сильного раздражения и враждебности, направленное на определённый объект или ситуацию.

МЕСТЬ - намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбления, обиды)



  1. Работа с заглавием рассказа.



- Как бы вы озаглавили рассказ? Почему?

- Рассказ В.А.Солоухина называется «Мститель». Почему автор выбрал именно это название? Какое чувство вкладывает Солоухин в слово мститель? (В названии звучит авторская ирония: несочетаемость грозного названия и финальной фразы: “Мне делается легко и приятно от принятого решения не бить Витьку” …)

- Довольны ли вы таким финалом? (Выбор решения - важный момент в жизни каждого человека. Правильный выбор нужно учиться делать с детства. Витька - молодец. Он помог разобраться в своих чувствах рассказчику, который может теперь себя уважать.)

6. Итог урока.

- Солоухин рассказал нам историю из своего детства. Проблема, отсутствия душевной теплоты, взаимопонимания, милосердия, поставленная в рассказе, особенно актуальна в наш жестокий век. На примере рассказа мы убедились, что месть разрушительна для человека, побороть это чувство непросто. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может отказаться от мести. Герой рассказа стал для всех нас примером доброты, человечности и милосердия.

7. Рефлексия. Оценивание.

- А теперь, ребята, приложите руку к сердцу и скажите, что оно вам говорит после сегодняшнего урока? (Надо всегда поступать по-доброму, не нужно на обиду отвечать местью, злом, нужно уметь прощать, а прощать могут только сильные люди).

8. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое обида?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!