СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку на тему "Графический метод решения задач с параметрами".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана для урока математики в профильном классе в рамках подготовки к ЕГЭ. Она содержит задания для  повторения преобразований графиков, задачи с решениями. Надеюсь, она будет полезна при работе с сильными учениками.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему "Графический метод решения задач с параметрами".»

  Графический метод решения задач с параметрами.   Гайнанова М.Г., учитель высшей квалификационной  категории МБОУ «Гимназия №7» г.Казани.

Графический метод решения задач с параметрами. Гайнанова М.Г., учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №7» г.Казани.

0, т.е., а . Ответ: а . " width="640"

Проверка домашнего задания:

  • Задача 1.

При каких значениях а уравнение х 2 +(2а+3)х+а 2 -а+5=0 имеет корни?

  • Решение: D=(2а+3) 2 -4(а 2 -а+5)=16а-11. Уравнение имеет решения, если

16а-110, т.е., а .

  • Ответ: а .
y = sin x y = y sin ( x - ) 1 O x

y = sin x

y

=

y

sin ( x - )

1

O

x

y = |sin x| y 1 O x -1

y = |sin x|

y

1

O

x

-1

y = cos x y = y 2 cos x 1 O x -1

y = cos x

y

=

y

2 cos x

1

O

x

-1

y y = |x 2 -6x+3| x 0 1

y

y = |x 2 -6x+3|

x

0

1

y y = x 2 -6|x|+3 x 0 1

y

y = x 2 -6|x|+3

x

0

1

Задание 1. Графики каких функций изображены на рисунках?

Задание 1.

Графики каких функций изображены на рисунках?

Графики каких функций изображены  на рисунках? = y cos  x + 3 = y cos  x = y cos  x -3 y 1 O x -1

Графики каких функций изображены

на рисунках?

=

y

cos x + 3

=

y

cos x

=

y

cos x -3

y

1

O

x

-1

y  Графики каких функций изображены на рисунках? x 1 0 y = (x+2) 2 y = x 2 y = (x-2) 2

y

Графики каких функций

изображены на рисунках?

x

1

0

y = (x+2) 2

y = x 2

y = (x-2) 2

Графики каких функций изображены на рисунках? y = 1,5cos x y = cos x y = 0,5cos x y 1 O x -1

Графики каких функций изображены на рисунках?

y = 1,5cos x

y = cos x

y = 0,5cos x

y

1

O

x

-1

y y = cos 2x x O y = cos x y x O y = cos 0,5x 10

y

y = cos 2x

x

O

y = cos x

y

x

O

y = cos 0,5x

10

Графики каких функций изображены на рисунках? y y =  y = -  x 0 1

Графики каких функций изображены на рисунках?

y

y =

y = -

x

0

1

y Графики каких функций изображены на рисунках? x 1 0 У= У=

y

Графики каких функций

изображены на рисунках?

x

1

0

У=

У=

y x 1 0 y = x 2 -4 | |

y

x

1

0

y = x 2 -4

| |

y График какой функции изображен на рисунке? x 1 0 | | y = x 2 - 4 x +3

y

График какой функции изображен на рисунке?

x

1

0

| |

y = x 2 - 4 x +3

х График какого уравнения изображен на рисунке? x 1 0  y = x 2 -4 | |

х

График какого уравнения изображен на рисунке?

x

1

0

y = x 2 -4

| |

Задание 2. Каким образом графики функций и уравнений  зависят от значений параметров в формулах?  1)  2)  3 ) y = ax 2 , где a≠0  4)  5)  6) y = x 2 +a  Изобразите схематически семейства графиков функций и уравнений. x 2 +y 2 =a 2 y=kx (x+3) 2 +(y-a) 2 =4 у=|х-а|+3а

Задание 2.

  • Каким образом графики функций и уравнений

зависят от значений параметров в формулах?

1)

2)

3 ) y = ax 2 , где a≠0

4)

5)

6) y = x 2 +a

  • Изобразите схематически семейства графиков функций и уравнений.

x 2 +y 2 =a 2

y=kx

(x+3) 2 +(y-a) 2 =4

у=|х-а|+3а

Семейство окружностей      x 2 +y 2 =a 2 x 0 1

Семейство

окружностей

x 2 +y 2 =a 2

x

0

1

y Семейство прямых  y=kx x 1 0

y

Семейство

прямых

y=kx

x

1

0

y Семейство парабол  y = ax 2  a ≠0 x 1 0

y

Семейство

парабол

y = ax 2

a ≠0

x

1

0

y (x+3) 2 +(y-a) 2 =4 x 0 1

y

(x+3) 2 +(y-a) 2 =4

x

0

1

y у=3х у=|х-а|+3а   9 0 1 x

y

у=3х

у=|х-а|+3а

9

0

1

x

x 0 1 y = x 2 +a

x

0

1

y = x 2 +a

Графический метод решения задач с параметрами.

Графический

метод решения задач

с параметрами.

f(x) = g(x). f(x) = g(x;a).

f(x) = g(x).

f(x) = g(x;a).

1.Определите, при каком значении параметра а уравнение = -|x|+a имеет  а) 1 корень;  б) не имеет корней.  y у= ; у=-|x| +a. Ответ: а) а 0 б) а x 1 0

1.Определите, при каком значении параметра а

уравнение = -|x|+a имеет

а) 1 корень;

б) не имеет корней.

y

у= ; у=-|x| +a.

Ответ: а) а 0

б) а

x

1

0

Задача. Найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнение  |x 2 -6|x|+3|=а имеет а) 4корня б)8 корней.
  • Задача.
  • Найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнение

|x 2 -6|x|+3|=а имеет а) 4корня б)8 корней.

3.При каком значении параметра а уравнение a = |x 2 -6|x|+3 | имеет а) 4 корня; б) 8 корней?   Решение: Вершина параболы у= -6х+3 – точка (3; -6). у(0)=3. x 2 y | | | | y = x 2 -6 x +3  и у=а x 1 Ответ: а) 0; 6; 0  б) (0; 3).

3.При каком значении параметра а уравнение a = |x 2 -6|x|+3 | имеет а) 4 корня; б) 8 корней?

Решение: Вершина параболы

у= -6х+3 – точка (3; -6). у(0)=3.

x 2

y

| |

| |

y = x 2 -6 x +3

и у=а

x

1

Ответ: а) 0; 6;

0

б) (0; 3).

   ЕГЭ 2011 года, задание С5.  Найти все положительные значения параметра а, при каждом из которых система уравнений   имеет единственное решение.

ЕГЭ 2011 года, задание С5.

Найти все положительные значения параметра а, при каждом из которых система уравнений

имеет единственное решение.

Графиком уравнения является пара окружностей радиуса 2 и с центрами (5;4) и (-5;4). Графиком уравнения является семейство окружностей с центрами в точке (2;0) и радиуса а. x 0 1

Графиком уравнения является пара окружностей радиуса 2 и с центрами (5;4) и (-5;4).

Графиком уравнения является семейство окружностей с центрами в точке (2;0) и радиуса а.

x

0

1

1. Рассмотрим подробно2 случая: 1. Окружность касается левой окружности внутренним образом. Тогда из треугольника NC C = = . R=КС= +К R= +2. С 2 С 2 С 2 К С 2 С x 1 0 2 N

1. Рассмотрим подробно2 случая: 1. Окружность касается левой окружности внутренним образом. Тогда из

треугольника NC

C = = .

R=КС= +К

R= +2.

С 2

С 2

С 2

К

С 2

С

x

1

0

2

N

2. окружность касается правой окружности внешним образом. Тогда R=АС=С  С 1 -А С 1 ; Из треугольника МС С 1 С С 1 =5.  R=5-2=3. С 1 С 2 А x 0 С 1 М Ответ: 3; +2.

2. окружность касается правой окружности внешним образом.

Тогда R=АС=С С 1 -А С 1 ;

Из треугольника

МС С 1 С С 1 =5.

R=5-2=3.

С 1

С 2

А

x

0

С

1

М

Ответ: 3; +2.

Итоги урока.   Алгоритм графического метода решения уравнений с параметрами. Преимущества и недостатки данного способа. Домашнее задание:

Итоги урока.

  • Алгоритм графического метода решения уравнений с параметрами.
  • Преимущества и недостатки данного способа.
  • Домашнее задание:
a-x не имеет решений. Задание 3.8 (дополнительное) Составить задачу с параметром и решить ее графическим методом. " width="640"
  • Домашнее задание:
  • Изобразите семейства линий:

у=(х-а) 2 +2а; у=(х-а) 2 +2а-1;

  • Задание 1. При каких значениях параметра а уравнение
  • имеет единственный корень.
  • Задание 2. При каких значениях параметра а неравенство a-x не имеет решений.
  • Задание 3.8 (дополнительное) Составить задачу с параметром и решить ее графическим методом.
Литература: Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. «Илекса», «Гимназия», Москва – Харьков, 2002. Корянов А.Г., Прокофьев А. А., Уравнения и неравенства с параметрами: количество решений, www.alexlarin.net Высоцкий В.С., Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ- М., Научный мир, 2011. Семенов А.Л., Ященко И. В.. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2013 и 2015гг.  Интернет – ресурсы:  www.mathege.ru – Математика, ЕГЭ, 2016г., открытый банк заданий.  www.alexlarin.net – сайт по оказанию информационной поддержки студентам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ.  https://ege.sdamgia.ru/test – Образовательный портал для подготовки к экзаменам Д.Гущина. http://le-savchen.ucoz.ru сайт учителя математики гимназии №1 г. Полярные Зори Мурманской области Савченко Е.М.  

Литература:

  • Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. «Илекса», «Гимназия», Москва – Харьков, 2002.
  • Корянов А.Г., Прокофьев А. А., Уравнения и неравенства с параметрами: количество решений, www.alexlarin.net
  • Высоцкий В.С., Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ- М., Научный мир, 2011.
  • Семенов А.Л., Ященко И. В.. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2013 и 2015гг.

Интернет – ресурсы:

  • www.mathege.ru – Математика, ЕГЭ, 2016г., открытый банк заданий.
  • www.alexlarin.net – сайт по оказанию информационной поддержки студентам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ.
  • https://ege.sdamgia.ru/test – Образовательный портал для подготовки к экзаменам Д.Гущина.
  • http://le-savchen.ucoz.ru сайт учителя математики гимназии №1 г. Полярные Зори Мурманской области Савченко Е.М.

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!