СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Правописание корней с чередованием"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Правописание корней с чередованием"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Правописание корней с чередованием"»

Правописание корней с чередующимися гласными МБОУ Павловская средняя школа Тарасенкова Светлана Васильевна

Правописание корней с чередующимися гласными

МБОУ Павловская средняя школа

Тарасенкова Светлана Васильевна

Правописание корней с чередующимися гласными  Корни с чередующимися  гласными  От чего зависит  написание А/О лаг-/лож- от последующей согласной  Выбор гласной А/О  раст- рос- (ращ-)- Примеры и  исключения Перед Г пишется А Перед Ж пишется О от последующей согласной излагать - изложить перед СТ и Щ пишется А, Перед С пишется О растение выращенный выросли Исключения: росток ростовщик Ростов отрасль

Правописание корней с чередующимися гласными

Корни с

чередующимися

гласными

От чего зависит

написание

А/О

лаг-/лож-

от последующей

согласной

Выбор гласной

А/О

раст- рос-

(ращ-)-

Примеры и

исключения

Перед Г пишется А

Перед Ж пишется О

от последующей

согласной

излагать -

изложить

перед СТ и Щ

пишется А,

Перед С пишется О

растение

выращенный

выросли

Исключения:

росток

ростовщик

Ростов

отрасль

 Корни с чередующими с  гласными От чего зависит написание Е/И бер-/бир- дер-/дир- пер-/пир- мер-/мир- тер-/тир- блест-/блист- жег-/жиг- стел-/стил- чет-/чит- Выбор гласной от наличия или отсутствия суффикса -а-  Примеры и  исключения если есть суффикс -а- пишется И, если нет, - пишется Е А/О кас-/кос- собирать- соберу (нет -а-  ) от наличия или отсутствия суффикса -а- Исключения: сочетать словосочетание если есть суффикс -а- пишется А если нет,- пишется О касаться- коснуться (нет -а- )

Корни с

чередующими с

гласными

От чего зависит

написание

Е/И

бер-/бир-

дер-/дир-

пер-/пир-

мер-/мир-

тер-/тир-

блест-/блист-

жег-/жиг-

стел-/стил-

чет-/чит-

Выбор гласной

от наличия

или отсутствия

суффикса -а-

Примеры и

исключения

если есть суффикс -а-

пишется И,

если нет, - пишется Е

А/О

кас-/кос-

собирать-

соберу (нет -а- )

от наличия или отсутствия суффикса -а-

Исключения:

сочетать

словосочетание

если есть суффикс -а-

пишется А

если нет,- пишется О

касаться-

коснуться

(нет -а- )

Корни с чередующими гласными От чего зависит  написание О/А гор-/гар- клон-/клан- твор-/твар- от ударения Выбор гласной Примеры и  исключения в безударном положении пишется О О/А зор-/зар- плов-/плав- загорелый поклониться творение от ударения Исключения: утварь в безударном положении пишется А озарение сплавлять Исключения: пловец пловчиха пловцы СОВЕТ: Постарайтесь запомнить корни, в которых происходит чередование гласных. Это Вполне возможно, ведь их не так много. Следите за лексическим значением корня – и вы избежите ошибок.

Корни с

чередующими

гласными

От чего зависит

написание

О/А

гор-/гар-

клон-/клан-

твор-/твар-

от ударения

Выбор гласной

Примеры и

исключения

в безударном положении пишется О

О/А

зор-/зар-

плов-/плав-

загорелый

поклониться

творение

от ударения

Исключения:

утварь

в безударном положении пишется А

озарение

сплавлять

Исключения:

пловец

пловчиха

пловцы

СОВЕТ:

Постарайтесь запомнить корни, в которых происходит чередование гласных. Это

Вполне возможно, ведь их не так много.

Следите за лексическим значением корня – и вы избежите ошибок.

Корни с чередующими гласными От чего зависит  написание О/А мок-/мак- Выбор гласной от лексического значения О/А ровн-/равн- Примеры и  исключения МОК – в значении «пропускать жидкость». МАК – в значении «погружать в жидкость» от лексического значения непромокаемый   обмакнуть РОВН – в значении «ровный, прямой, гладкий». РАВН – в значении «равный, одинаковый» сровнять сравнить Исключение: равнина

Корни с

чередующими

гласными

От чего зависит

написание

О/А

мок-/мак-

Выбор гласной

от лексического значения

О/А

ровн-/равн-

Примеры и

исключения

МОК – в значении «пропускать жидкость».

МАК – в значении «погружать в жидкость»

от лексического значения

непромокаемый

обмакнуть

РОВН – в значении «ровный, прямой, гладкий».

РАВН – в значении «равный, одинаковый»

сровнять

сравнить

Исключение:

равнина

Контрольные упражнения Вставьте пропущенные буквы.  Прил…гаемые усилия непром…каемая накидка легкое прик…сновение р…весник века бл…стающий на балу вьющееся р…стение вым…кший под дождем заг…реться от искры ур…внять в правах зам…реть от восторга соч…тание звуков разж…гать вражду плоская р…внина зам…рающие шаги предпол…гаемые события р…стительный покров пром…кательная бумага испытывать распол…жение обог…ревшая свеча включить заж…гание соприк…саться с трудностями известные пл…вцы бл…стящие украшения зан…мающаяся з…ря

Контрольные упражнения

Вставьте пропущенные буквы.

Прил…гаемые усилия непром…каемая накидка

легкое прик…сновение р…весник века

бл…стающий на балу вьющееся р…стение

вым…кший под дождем заг…реться от искры

ур…внять в правах зам…реть от восторга

соч…тание звуков разж…гать вражду

плоская р…внина зам…рающие шаги

предпол…гаемые события р…стительный покров

пром…кательная бумага испытывать распол…жение

обог…ревшая свеча включить заж…гание

соприк…саться с трудностями известные пл…вцы

бл…стящие украшения зан…мающаяся з…ря

Вставьте пропущенные буквы.   1. В походе очень пригодился непро…каемый плащ. 2. Ребята предпол…гали встретиться уже на перроне. 3. Из зар…слей выск…чил заяц и скрылся в лесу. 4. З…ря зан…мается. 5. З…рница ярко бл…стит на востоке. 6. Вечером все любили соб…раться у разг…ревшегося костра. 7. Малыш усердно м…кал сухарь в молоко. 8. Прик…сновение к горячей печке обж…гает. 9. Быстро и ловко девочка расст…лила скатерть, выр…вняла ее и стала накрывать на стол. 10. Подготовка к походу зан…мала все его мысли. 11. Шахматист точной защи- той ур…внял шансы. 12. Озеро зар…сло камышами. 13. Выпл…вка чугуна идет непрерывно. 14. Юные пл…вцы с утра тренировались. 15. Ученик проверил результаты сл…жения выч…танием. 16. Ветви ивы накл…нились к воде и почти к…сались ее. 17. Изл…жение было написано удачно. 18. На юного математика возл…гали надежды, предсказывали бл…стательный успех. 19. О лете напом…нали заг…ревшие тела пл…вцов.

Вставьте пропущенные буквы.

1. В походе очень пригодился непро…каемый плащ. 2. Ребята предпол…гали

встретиться уже на перроне. 3. Из зар…слей выск…чил заяц и скрылся в лесу.

4. З…ря зан…мается. 5. З…рница ярко бл…стит на востоке. 6. Вечером все

любили соб…раться у разг…ревшегося костра. 7. Малыш усердно м…кал

сухарь в молоко. 8. Прик…сновение к горячей печке обж…гает. 9. Быстро и

ловко девочка расст…лила скатерть, выр…вняла ее и стала накрывать на стол.

10. Подготовка к походу зан…мала все его мысли. 11. Шахматист точной защи-

той ур…внял шансы. 12. Озеро зар…сло камышами. 13. Выпл…вка чугуна идет

непрерывно. 14. Юные пл…вцы с утра тренировались. 15. Ученик проверил

результаты сл…жения выч…танием. 16. Ветви ивы накл…нились к воде и почти

к…сались ее. 17. Изл…жение было написано удачно. 18. На юного математика

возл…гали надежды, предсказывали бл…стательный успех. 19. О лете

напом…нали заг…ревшие тела пл…вцов.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? з…рянка, зар…внять яму, изл…жение вым…кнуть под дождем, зар…внять яму, пл…вец соч…тание, расст…лать, бл…стать к…саться, з…ря, накл…ниться  В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными? зан…мать, угр…жать, соч…тание расст…лать, уг…реть, бл…стать зам…реть, прор…щивать, ум…лять прид…раться, прик…сновение, просл…влять  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? разг…рается, изл…гать, ур…вень Р…стов, выск…чка, пл…вчиха заск…чить, пор…сль, предл…гать соб…раться, разв…вающаяся отрасль, заст…лить постель

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется

одна и та же буква?

  • з…рянка, зар…внять яму, изл…жение
  • вым…кнуть под дождем, зар…внять яму, пл…вец
  • соч…тание, расст…лать, бл…стать
  • к…саться, з…ря, накл…ниться

В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

  • зан…мать, угр…жать, соч…тание
  • расст…лать, уг…реть, бл…стать
  • зам…реть, прор…щивать, ум…лять
  • прид…раться, прик…сновение, просл…влять

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется

одна и та же буква?

  • разг…рается, изл…гать, ур…вень
  • Р…стов, выск…чка, пл…вчиха
  • заск…чить, пор…сль, предл…гать
  • соб…раться, разв…вающаяся отрасль, заст…лить постель
В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая ударением гласная корня? выч…тание, р…вноправие, инициатива д…фицит, л…гион, к…мпьютер бл…стеть, натв…рить, попл…вок пл…вчиха, обл…чать, предпол…гать  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? сапоги пром…кают, обм…кнуть оладьи в сметану, ср…внять с землей р…стовщик, пром…кательная бумага, р…весник распол…жение, к…саться, выг…реть р…внина, ур…внение, сотв…рить

В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая ударением

гласная корня?

  • выч…тание, р…вноправие, инициатива
  • д…фицит, л…гион, к…мпьютер
  • бл…стеть, натв…рить, попл…вок
  • пл…вчиха, обл…чать, предпол…гать

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же

буква?

  • сапоги пром…кают, обм…кнуть оладьи в сметану, ср…внять с землей
  • р…стовщик, пром…кательная бумага, р…весник
  • распол…жение, к…саться, выг…реть
  • р…внина, ур…внение, сотв…рить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!