Обучающее изложение с творческим заданием по тексту С. Топоркова «Беличьи кладовки»
Урок развития речи
Знакомство с текстом
Беличьи кладовки
Солнце ещё только позолотило макушки высоких деревьев, а я уже подумываю об отдыхе. Выбрав укромное местечко под нависшими ветками вечнозелёной старухи ели, снимаю лыжи и сажусь на её толстую коричневато-фиолетовую руку. Сижу тихо, посматриваю из засады вокруг.
И вдруг прямо передо мной шлёпается в снег серебристый пушистый комок. «Белка! Что же ей надо на вырубке?»
Поведение зверька заинтересовало меня. Вот он спокойно движется по вырубке, изредка склоняя мордочку к снегу. Вот направляется к высокому древнему пеньку, надвинувшему снежную чалму на самые глаза. Здесь белка останавливается и вдруг скрывается в облачке снежной пыли. Через минуту зверёк весь уходит под снег.
Знакомство с текстом
Этого я уже не могу вытерпеть. Быстро, не закрепляя, надеваю лыжи и бегу к месту происшествия. Напуганная белка опрометью кидается из ямки и длинными прыжками стелется в сторону ближней ёлки. По пути зверёк роняет в снег что-то чёрное. Подхожу – сухой гриб!
Тут-то я вспомнил, что с осени белки запасают грибы, накалывая их на сухие сучки, забивая под отставшую кору старых пней. Запах грибов белки чувствуют через тридцатисантиметровую толщу снега. Конечно, белки не помнят всех своих кладовок. Если не найдёт их хозяин, найдёт другая белочка. Удобно, не правда ли? Особенно когда голодное время настанет.
(С. Топорков)
Работа с микротемами. Составление плана текста
- Количество микротем равно количеству абзацев (5).
- Прочитайте каждый абзац.
- Самостоятельно сформулируйте каждую микротему.
- Запишите в виде плана текста.
Микротема №1
Солнце ещё только позолотило макушки высоких деревьев , а я уже подумываю об отдыхе. Выбрав укромное местечко под нависшими ветками вечнозелёной старухи ели, снимаю лыжи и сажусь на её толстую коричневато-фиолетовую руку. Сижу тихо, посматриваю из засады вокруг.
Микротема №2
И вдруг прямо передо мной шлёпается в снег серебристый пушистый комок. «Белка! Что же ей надо на вырубке?»
Микротема №3
Поведение зверька заинтересовало меня. Вот он спокойно движется по вырубке, изредка склоняя мордочку к снегу. Вот направляется к высокому древнему пеньку, надвинувшему снежную чалму на самые глаза. Здесь белка останавливается и вдруг скрывается в облачке снежной пыли. Через минуту зверёк весь уходит под снег.
Микротема №4
Этого я уж не могу вытерпеть. Быстро, не закрепляя, надеваю лыжи и бегу к месту происшествия. Напуганная белка опрометью кидается из ямки и длинными прыжками стелется в сторону ближней ёлки. По пути зверёк роняет на снег что-то чёрное. Подхожу – сухой гриб!
Микротема №5
Тут-то я и вспомнил, что с осени белки запасают грибы, накалывая их на сухие сучки, забивая под отставшую кору старых пней. Запах грибов белки чувствуют через тридцатисантиметровую толщу снега. Конечно, белки не помнят всех своих кладовок. Если не найдёт их хозяин, найдёт другая белочка. Удобно, не правда ли? Особенно когда голодное время настанет.
Примерный план текста
- Отдых под елью.
- Неожиданное появление белки.
- Странное поведение зверька.
- Бегство белки с места происшествия.
- Беличьи запасы грибов.
- Сравните свой план с предложенным.
- По желанию откорректируйте свой план.
Словарная работа
- Позолотить – окрасить в золотистый цвет (перен.).
- Макушки (деревьев) – вершины.
Словарная работа
- Укромное (местечко) – тайное, удобное, скрытое.
- Засада – скрытое расположение кого-либо с определённой целью.
Словарная работа
- Вырубка (лесная) – место, где вырублен лес.
- Чалма – у мусульман: головной убор – длинный кусок ткани, обёрнутый вокруг головы.
- Снежная чалма (на пне) – много снега .
Словарная работа
- Опрометью – быстро, стремительно.
- Кладовка – небольшая кладовая, т.е. помещение для хранения припасов.
Комплексный анализ текста
- Стиль речи. Аргументация выбора.
- Тип речи.
- Тема текста.
- Основная мысль.
- Варианты заглавий.
- Языковые средства выразительности.
Стиль речи
- художественный;
- научный;
- публицистический:
- разговорный;
- официально-деловой.
- Стиль речи – художественный.
- Аргументы: образность; яркий, выразительный язык.
Тип речи
- Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
- Тип речи текста: повествование с элементами описания природы, белки и её поведения.
Тема текста
Тема текста (о чём говорится в тексте?) – происшествие на лесной вырубке.
Основная мысль текста
- Зачем автор рассказывает о происшествии на лесной вырубке?
- Что он хочет этим сказать читателям?
- Белочки по-хозяйски готовятся к зиме, наполняют свои кладовки запасами, а в голодное зимнее время ими пользуются.
Варианты заглавия текста
- Придумайте два заглавия текста: одно отражает тему, а другое – основную мысль текста.
- Примерные заглавия: «Происшествие на вырубке» (тема); «Запасливые белочки» (основная мысль).
Языковые средства выразительности:
- эпитет (художественное определение);
- метафора (бессоюзное сравнение);
- олицетворение (уподобление неживых предметов живым);
- сравнение (сравнение с союзами как, будто, как будто, точно, словно);
- лексические повторы (повтор одних и тех же или однокоренных слов);
- разговорная лексика (сниженная лексика);
- восклицательные предложения;
- риторические вопросы (не требуют ответа).
Эпитеты
- Укромное местечко
- Вечнозелёная старуха ель
- Древний пенёк
- Голодное время
Метафоры
- «Солнце позолотило верхушки деревьев»
- «Пенёк, надвинувший снежную чалму на глаза»
- Облачко снежной пыли»
- Найдите в тексте другие метафоры.
Глаголы действия
- Спокойно движется по вырубке;
- Направляется к пеньку;
- Белка останавливается и скрывается в облачке снежной пыли;
- Зверёк уходит под снег.
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- Укромное местечко ;
- Поведение зверька ;
- Склоняя мордочку ;
- Направляется к пеньку ;
- Скрывается в облачке снежной пыли;
- Найдёт другая белочка .
- С какой целью использует автор это средство выразительности?
Восклицательные предложения
- «Белка!»
- «Подхожу – сухой гриб!»
- Какова функция восклицательных предложений в тексте?
Однородные члены предложения
- « Снимаю лыжи и сажусь »;
- « Сижу тихо, посматриваю из засады»;
- «Белки запасают грибы, накалывая их на сучки , забивая под кору пней ».
Задания к тексту
- Напишите подробное изложение текста.
- Творческое задание (по выбору):
- Как белки готовятся к зиме?
- Что вы знаете о жизни белочек в зимнее время?
Белки готовятся к зиме
Летнюю рыжую или тёмно – бурую шубку белки меняют на зимнюю – более тёплую, пушистую, серебристо -серую.
Чем питаются белочки?
Белки питаются грибами, семенами, ягодами, орехами, яблоками, желудями, шишками, корой, лишайниками, почками деревьев, насекомыми.
Собирательница ягод
Белочки собирают и сушат на зиму разные плоды и ягоды: рябину, калину, облепиху, боярышник, шиповник и другие.
Знатная грибница
В беличьих кладовках находятся большие запасы сушёных грибов – хватит и себе, и друзьям.
Запасливая хозяюшка
Осенью белочки собирают жёлуди и другие плоды и старательно их прячут в дупла деревьев или зарывают в землю между корнями.
Запасы из беличьих кладовок
Белки любят кедровые орехи.
Любительница грецких орехов
В голодное зимнее время белочки рады любому угощению, в том числе и грецким орехам.
Беличье лакомство
Белочки с удовольствием грызут семечки.
Стеснительная белочка
Белочки питаются корой деревьев и лишайниками. За этим занятием обитательницу зимнего леса застал фотограф. И она застеснялась…
Можно пожевать и веточку сосны…
Если холодная и долгая зима, а запасы на исходе, можно пожевать и сосновую веточку.
Успешной Вам творческой работы!
Работу выполнила учитель русского языка и литературы Немцева Л. В.